Первый период Великой ВОв
план-конспект урока по истории на тему

Ноготысая Елена Александровна

разработка урока по истории ВОв с использованием краеведеского материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_vov.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация.

Тема урока :  Первый период Великой Отечественной войны.

Предмет :  История

Группа : 184, 162, 181, 180

Автор урока Ноготысая Е.А., преподаватель истории

Образовательное учреждение : ГОУ СПО Архангельской области «Ненецкий аграрно-экономический техникум»

Методическая информация

1. Тип урока -  комбинированный

2. Цели урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • рассмотреть ход военных действий в начале Великой отечественной войны;
  • воспитании патриотических качеств через изучение массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (использование краеведческого материала)

3. Задачи урока

1.Обучающие:  

  • освоение студентами исторических знаний о  ходе, основных событиях Великой Отечественной войны;
  • проследить ход освободительных боев 1941-1942 гг.

2. Развивающие:

  • развитие умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами
  • использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники
  • самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

3.Воспитательные:

  • Формирование нравственного отношения к историческому героическому прошлому России.
  • Формирование чувства гражданской ответственности за судьбу страны, готовности  защищать  Родину.
  • Воспитание чувства национальной гордости,  патриотизма и  уважения к  подвигам народа в Великой Отечественной войне.

4. Знания, умения, навыки :

  • Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Использовать   приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

•        использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

•        соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

•        осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

5.  Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока:

мультимедийное оборудование, компьютер, мультимедийная презентация, (выполненная  в программе POWER  POINT)

6. методика и технология применения технических и программных средств:

В основном используется при применении объяснительно – иллюстративного метода (сочетание словесного и наглядного).

Краткое содержание метода

Деятельность

 обучающего

Деятельность обучаемого

Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств: слова, мультимедийной презентации. Обучающий широко использует беседу, сочетая с  демонстрацией  слайдов.

Восприятие, осмысление  и запоминание сообщаемой информации.

7. Организация работы со студентами  с применением ИКТ в ходе урока:

В ходе урока студенты активно воспринимают материал. Использование ИКТ студентами возможно при проверке домашнего творческого задания (подготовка сообщения с использованием программы POWER  POINT), где закрепляются умения редактирования  и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;

Подробный конспект урока.

1. Ход урока (в кабинете выставка книг о войне, в ходе урока – музыкальное сопровождение).

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность студентов

I. Орг. момент (2-3 мин.)

Приветственное слово. Объявление темы.

Запись темы в тетрадь.

II. Вводная  беседа. (3-5 мин.)

Работа с отрывком стихотворения (слайд)

Целеполагание, задачи урока  . (слайд 3,4)

Участие в беседе.

III. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

Повторение материала в форме фронтального опроса. На основе ответов на вопросы

Отвечают на вопросы преподавателя, обобщают, выделяют

IV. Объяснение нового материала.

1. Начало войны (10 мин.)

2.Неудачи Красной армии в начале войны (10 мин.)

3.Битва за Москву.(5 мин.)

4. Военные действия

1941 –1942 гг.

 (10 мин.)

Рассказ преподавателя с использованием карты ()

Самостоятельная работа студентов с учебником (выделение причин неудач Красной армии в начале войны.

Рассказ студента «Битва под Москвой»

Рассказ преподавателя с использованием карты.

Активное восприятие информации.

Выделение причинно- следственных связей. Запись в тетрадь

восприятие информации, запись в тетрадь.

восприятие информации, запись в тетрадь.

V. Выступления студентов

Выступления студентов, восприятие информации

VI. Закрепление знаний. Рефлексия.

Организация беседы по проблемным вопросам.

Участие в беседе.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание

Подведение итогов первого периода войны, оценивание работы студентов на уроке (в том числе выступление студентов).

Участие в оценивании, запись домашнего задания.

Содержание урока.

1. Объявление темы урока (слайд №1).

2. Вводная беседа (подготовка студентов  к активному сознательному усвоению нового материала)

Работа с отрывком из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года» (слайд№2 )

«Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось»

22 июня 1941 года оборвалась мирная жизнь ваших прабабушек и прадедушек. Они до сих пор помнят первые дни, месяцы войны. Война - существительное множественного числа:  нет семьи, которой бы не коснулось ее дыхание. Потому-то Великая Отечественная война еще долго будет восприниматься не просто как часть исторической хронологии или строчка энциклопедии. Такой уж была война, что, кажется, дымы ее все еще стелются над землею.

Озвучиваются цели и задачи урока(слайд №3)

3. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

Комментарий: Тема предыдущего занятия «Накануне войны» важна для понимания новой темы, поэтому для повторения изученного материала, актуализации необходимых знаний на данный этап тратится 10мин.

Повторение материала возможно в двух формах  (в зависимости от индивидуальных способностей студентов).

  1. тесты (раздаточный материал).
  2. ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы (слайд №4,5).

(когда и почему началось новое сближение СССР и Германии? Когда и в связи с чем был принят план «Барбаросса»? Почему СССР оказался участником Второй мировой войны? Какую цель преследовала Германия, нападая на СССР? )

Обобщение ответов, переход к изложению нового материала. (Важнейшей военно-политической целью войны в планах гитлеровцев был уничтожение главного противника фашизма — Советского Союза, первого в мире социалистического государства, в лице которого они видели основное препятствие на пути к завоеванию мирового господства. Политические цели войны против СССР лежали в основе плана “Барбаросса”. Сначала они формулировались в самой общей форме: “рассчитаться с большевизмом”, “разгромить Россию” и т.п., но затем формулировки становились все более конкретными. Непосредственно перед завершением разработки стратегического плана войны Гитлер следующим образом определил ее цель: “Уничтожить жизненную силу России. Не должно оставаться никаких политических образований, способных к возрождению”. На первое место выдвигалась задача разгромить “государство с центром в Москве”, расчленить его и образовать на советской территории ряд германских колониальных владений.”

4. Объяснение нового материала.

План урока:

1. Начало войны

2.Неудачи Красной армии в начале войны

3.Битва за Москву.

4. Военные действия

1941 –1942 гг..

 Великая Отечественная война 1941-1945 — справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников, важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945. Война носила всенародный характер. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало в широких народных стремление всеми силами отстоять свободу и независимость Родины. На защиту Отечества поднялись все народы многонационального советского государства. Нерушимое морально-политическое единство советского общества предопределило невиданную в истории сплоченность народа и армии, небывалый масштаб и подлинно всенародный характер борьбы с агрессором. Это  была Великая Отечественная война всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

План урока:  (Слайд №6)

Проблемный вопрос : Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?

Какой план был разработан Германией?

Учитель просит обучающихся посмотреть на карту «Нападение Германии на СССР» (слайд № 7,8) и задает им вопрос: Какие территории фашисты хотели захватить в первую очередь и почему?

Ответы студентов:

Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

•        финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу

•        группа «Север» - на Ленинград

•        группа армий «Центр» - на Москву

•        группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала. Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек. К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов. Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов. Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

 Далее работа с учебником  (стр. 308) задание : выделить причины поражений Красной Армии в начале войны.

В ходе обобщений записывают в тетрадь причины поражений в первые дни войны

(слайд №12,13 )

 Рассказ студента о битве под Москвой (использование карты, слайд №14 )

Далее преподаватель, используя карту, рассказывает о военных действиях 1941-1942 гг.  Студентам предлагается по ходу рассказа составить хронику военных действий.

В памяти народа живы и будут жить трудные годы военного лихолетия, массовый героизм, мужество защитников Родины и радость Победы, и вместе с тем горестные чувства утраты на полях сражений родных и близких, друзей и товарищей. Память – это свято, многогранны формы ее проявления.  

5. Выступления студентов (задано заранее – привести примеры мужества и героизма родственников).

Первое выступление (слад № 16-19)

Второе выступление (слайд №20-24)

5. Рефлексия.

В качестве закрепления материала предлагается ответить на проблемные вопросы:

  1. можно ли согласиться с утверждением, что нападение Германии было неожиданностью?
  2. на ваш взгляд главная причина неудач Красной Армии?
  3. оцените действия советского руководства в начале войны?
  4. минирование Москвы, эвакуация – паникерство или разумный шаг?

6. Итоги первого этапа войны.

Первый период войны, длившийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 гг. (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом), имел большое историческое значение. Советский Союз выдержал удар такой силы, какой не смогла бы выдержать ни одна бы другая страна. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы молниеносной войны. Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная Армия показала свои высокие боевые качества.

 К лету 1942 г. в основном завершился перевод экономики страны на военный лад, что закладывало главную предпосылку для коренного перелома в ходе войны. На этом этапе сформировалась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Таким образом, главным итогом первого периода войны стало формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.

7. Этап информации  о домашнем задании

 (п. 50) вопрос 67.

   

1. Оценивание выступления студентов по следующим критериям:

- качество выступления : композиция, полнота представления работы, объем.

- культура речи

- чувство времени;

- доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;

-умение отвечать на вопросы : полнота, аргументированность, корректность в дискуссии.

- использование наглядных средств (качество составления презентации).

2. собственная оценка эффективности использования ИКТ : отсутствие активной работы студентов с ИКТ в ходе урока (возможна работа по составлению диаграмм – соотношение сил СССР и Германии к началу войны и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Урок по литературе с презентацией о поэзии периода ВОв.Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подв...

СССР в первый период Великой Отечественной войны

Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления...

Героизм народа в первый период Великой Отечественной войны

В статье предпринимается попытка понять истоки героизма советского народа, проявленного им в начале Великой Отечественной войны и как это может быть использовано для патриотического воспитания учащихс...

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет....

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...

Великая Отечественная война. События первого периода

В презентации даны события первого этапа Великой Отечественной войны...