Поэзия периода Великой Отечественной войны
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

Урок по литературе с презентацией о поэзии периода ВОв.

Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подвиги, рождала мужество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

учитель русского языка и литературы

 Николаева Ирина Андреевна

Алексеевка

2010


Тема: «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

                                                       (слайд №1)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем, подействовать на души детей;
  2. показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
  3. воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну и уважение к ветеранам войны;
  4. развивать умение чувствовать и доносить до слушателей интонацию лирического стиха;
  5. отрабатывать навыки анализа поэтического текста.

Оборудование: выставка книг «Строки, опалённые войной», выставка детских работ; ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений

                                                     (слайд №2)

Эпиграфы:

        Нам было всё отпущено сверх нормы:

        Любовь, и гнев, и мужество в бою

                                                               Н.Рыленков

          Война – жесточе нету слова,

        Война – печальней нету слова,

        Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

                                                А.Твардовский

                                                             Ход урока

   Вступительное слово учителя

Два урока назад мы размышляли о минувшей войне. Вы писали, а мне было интересно и немного страшно: а знаете ли? А помните ли? Сегодня могу сказать без страха: знаете и помните…И не просто по книгам и фильмам, а из воспоминаний своих дедов и прадедов, из семейного архива.

Вы пишете, что война – это очень страшно, это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей – одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год,  во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они  дышали. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подвиги, рождала мужество.

                                                        (слайд №3)

 (Звучит отрывок из песни «Священная война»)

                                                        (слайд №4)

- Есть даты, которые навсегда останутся в памяти людской.

22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной».

 С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

(Слайд №5)

Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Жди меня».                

(Слайд №6)

  1. Тема родины, ожидания, совести в стихотворениях первых дней войны.

Константин Симонов – известный поэт, прошедший войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

(Слайд №7)

1. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении мастера слова, народного артиста России, Алексея Петренко. У вас на партах лежат книги, будьте внимательны и следите. Затем мы его проанализируем.

- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?

( Стихотворение не просто рассказывает о войне, о ее трудностях. Это стихотворение лирическое. Это задушевный разговор с другом, где выразилась боль, переживания, которые испытывал весь народ, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать.

- Какие картины войны изображает поэт?

( Автор пишет о тяжёлых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком; кринки как детей прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за солдат; пишет о картине, запечатлевшейся в памяти ( «изба под Борисовом,/ По мертвому плачущий девичий крик, / Седая старуха в салопчике плисовом , /Весь в белом, как на смерть одетый старик. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.

- Вы знаете, поэты используют разные средства выразительности, чтобы проникнуть в душу человека. Какие изобразительные средства помогают понять сжатые, но ёмкие картины войны? ( Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора)

- Как создаётся образ русской земли в стихотворении?

(Создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни, деревни, деревни с погостами..»; сравнением «Как будто на них вся  Россия сошлась».

- Что такое Родина для поэта?

( «Эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами из русских могил». Слова старухи «Мы вас подождём!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», « по-русски выражается гордость «за самую милую, / За горькую землю, где я родился», готовность умереть, но защитить ее от врагов.)

- Как автор чувствует свою связь с ней?                                           

                                                                  (слайд №8)

2. Но и на войне бывали краткие минуты передышки, затишья перед боем, когда бойцы писали весточки домой своим жёнам, матерям, любимым. Их любовь согревала в промёрзших землянках, спасала от пули, давала надежду на будущее. «Жди меня, и я вернусь», - писали бойцы в своих письмах, и эта спасительная сила любви придавала им веры и мужества в бою.

Выразительное чтение учеником стихотворения «Жди меня».

- Заметили ли вы проникновенность, искренность, задушевность? Поэт пишет любимой, а как будто оно звучит для вас?

-Как вы думаете, почему воин, обращаясь к любимой женщине, так настойчиво заклинает «жди меня»? Для кого более необходима эта просьба - для него, для неё, для обоих?

- Какие  вы выделили строки, которые запали в душу?

Теперь послушаем творческую группу учащихся, которая приготовила презентацию о поэтах, не вернувшихся с войны.

                                                        ( слайды №9 - №19)

Спасибо, видно, что объёмный материал вами обработан.

(Слайд № 20)

   3. – Война ж -  «совсем не фейерверк, а просто тяжкая работа». Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей,  минутой молчания.( Минута молчания)

(Слайд №21)

   

(Слайд №22)

 III. Анализ стихотворения, написанного на тему мужества, преодоления страха в бою.

- Ю. Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Было страшно. Но на войне в этих экстремальных, нечеловеческих условиях проявлялись лучшие качества русских людей: мужество, стойкость в бою, верность долгу, способность к самопожертвованию.Об этом писали много и по-разному, но много было и общего .Все стихи были объединены общей идеей – вернуться, вернуться с победой домой.

                                                        (слайд №23)

- Чтение наизусть стихотворения П.Шубина «Полмига».

       - Чему нас учат это стихотворение?

(Оно учит нас мужеству. Настоящее мужество, настоящая доблесть заключаются не в том, чтобы слепо бросаться в атаку, а в том, чтобы суметь преодолеть страх. Преодолеть – значит выжить. Струсить – значит умереть.)

  IV. Тема будущего и тема связи поколений.

        - Война против фашизма была для писателей «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». Потому то, о чём они писали в далёкие «сороковые - роковые», так близко нам сейчас. Такова поэзия М.Львова.

                                                             (слайд №24)

- Чтение и анализ стихотворения М.Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться».

- Так кого же автор называет настоящим мужчиной?

(Настоящий мужчина тот, кто ради высоких целей и идеалов идет на всё, даже на смерть, и потому они увековечены в веках.)

- Так для чего же нужна была поэзия на войне?

( Она оказалась необходима людям, потому что обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания. страдания, вселяла веру и надежду.)

(Слайд №25)

- К нам на урок пришла Галина Сергеевна, наш библиотекарь, она расскажет нам о книгах, которые есть в школьной библиотеке, о поэтах, которые писали о войне.

(Слайд №26)

      Y. Стихи, ставшие песнями              

- Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню». Музыка и слова слились воедино. Песня – это слова, переложенные на музыку.

(слайд №27)

- Сообщение учащегося. Первыми песнями Великой Отечественной войны стали «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача, «Песня смелых» (автор слов – А.Сурков), где

«Песня – крылатая птица –

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт».

И песня на слова М.Исаковского «До свиданья, города и хаты». Суровый набат, призыв, потрясение звучит в них.

Широкую известность в годы войны получили песни «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (автор слов – Исаковский), « В землянке» (А.Сурков), «Соловьи» (Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга.

- Давайте послушаем создание песни на слова Е.Долматовского «Случайный вальс». У неё необычная история.

(Слайд №28)

         ( На фоне проигрыша ученик рассказывает историю создания песни)

( Однажды на фронте к Е. Долматовскому подошёл молодой лейтенант и рассказал свою историю: перед отправкой на передовую он встретил девушку, но встреча была столь короткой, что лейтенант не успел узнать даже её имени. Он попросил поэта написать об этом в надежде, что девушка услышит и отзовётся. Стихи были написаны. М. Фрадкин положил на них музыку .Девушка услышала песню, однако было уже поздно: в одном из боёв наш герой погиб)

 

 - Итак, стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. Об этом песня на стихи М.Исаковского «Огонёк».

- В часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и поэтому он должен непременно вернуться. Вернуться ради маленького сына. Об этом песня «Тёмная ночь» ( слова В.Агатова, музыка Н.Богословского )

Звучит отрывок из песни в исполнении М.Бернеса из кинофильма «Два бойца»

(Слайд №29)

- Почему, по вашему мнению, так велика была потребность именно в такой песне, в песне о любви?

        -Так почему же рождались такие песни ?

  (У народа, слабого духом, не могли рождаться такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее своих детей, счастье и цивилизацию мира. И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражались  чувствами, поэтому она ощущалась своей родной.

VIII. Итог урока.

(слайд №30)

        - Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – врата,

Что погиб за неё.

А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

                                            (слады о ветеранах Вов №31 - №45)

- Это завещание обращено к нам, к поколению, вступающему в жизнь. И хотя прошло   65 лет с той грозной войны, забывать о тех событиях мы не имеем право, потому что ещё живы те, кто перенёс тяготы войны на своих плечах, благодаря которым мы можем радоваться жизни.

Помните!

Через века, через года, -

Помните

О тех

Кто уже не придёт никогда,

Помните, не плачьте,

В горле сдержите стон,

Горькие стоны

Памяти павших будьте достойны

Вечно достойны.

Люди!

Покуда сердца стучатся.-

Помните,

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Проведение урока по этому плану позволит определить особенности развития поэзии периода Великой Отечественной войны, показать огромную роль поэзии огненных  лет в духовной жизни народа....

Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Презентация к уроку в 8 классе...