Главные вкладки

    "Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе
    методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

    Говоркова Нелля Александровна

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;
    • показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
    • отработка навыков анализа поэтического текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок литературы в 9 классе1.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 9 классе

    Тема: «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

    (слайд №1)

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;
    • показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
    • отработка навыков анализа поэтического текста.

    Оборудование: выставка книг «Строки, опалённые войной», фотовитраж «Строка, оборванная пулей»; ноутбук, мультимедийный проектор.

    Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений

    (слайд №2)

    Эпиграфы:

            Нам было всё отпущено сверх нормы:

            Любовь, и гнев, и мужество в бою

    Н.Рыленков

            Война – жесточе нету слова,

            Война – печальней нету слова,

            Война – святее нету слова

    В тоске и славе этих лет,

    И на устах у нас иного

    Ещё не может быть и нет…

    А.Твардовский

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

    Два урока назад мы размышляли о минувшей войне. Вы писали, а мне было интересно и немного страшно: а знаете ли? А помните ли? Сегодня могу сказать без страха: знаете и помните…И не просто по книгам и фильмам, а из воспоминаний своих дедов и прадедов, из семейного архива.

    Вы пишете, что война – это очень страшно, это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей – одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год,  во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они  дышали. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе.

    Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

    (слайд №3)

    22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной».

     С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

    (слайд №4)

    Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

    Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Жди меня».                (слайд №5)

    1. Тема родины, ожидания, совести в стихотворениях первых дней войны.

    1.Стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»  в исполнении ученика, его анализ ( все стихи, звучащие на уроке, были даны в качестве индивидуально-группового домашнего задания ).

    - Какой открылась поэту родина в годину тяжких испытаний? Как он чувствует свою связь с ней?                                             (слайд №6)

    2.Выразительное чтение учеником стихотворения «Жди меня». Восприятие, оценка, истолкование.

            -Не кажется ли вам, что только одна мысль, одно чувство занимает сердце солдата? Что это за мысль?

          III. Стихи, ставшие песнями              (слайд №7)

    -Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню».

    - Почему столь велика была потребность в песне?

    (слайд №8)

    - Сообщение учащегося. Первыми песнями Великой Отечественной войны стали «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача, «Песня смелых» (автор слов – А.Сурков), где

    «Песня – крылатая птица –

    Смелых скликает в поход.

    Смелого пуля боится,

    Смелого штык не берёт».

    И песня на слова М.Исаковского «До свиданья, города и хаты». Суровый набат, призыв, потрясение звучит в них.

    Широкую известность в годы войны получили песни «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (автор слов – Исаковский), « В землянке» (А.Сурков), «Соловьи»(Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга.

    Давайте послушаем песню на слова Е.Долматовского «Случайный вальс». У неё необычная история.

    (Слайд №9)  , на фоне проигрыша ученик рассказывает историю создания песни)

             - Итак, стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. Об этом песня на стихи М.Исаковского «Огонёк».

    (Звучит песня «Огонёк» в исполнении ученика)

    - В часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и поэтому он должен непременно вернуться. Вернуться ради маленького сына. Об этом песня «Тёмная ночь» ( слова В.Агатова, музыка Н.Богословского )

    (Слайд №10)

            - Почему, по вашему мнению, так велика была потребность именно в такой песне, в песне о любви?

    IV. «Строка, оборванная пулей»

    - Война ж -  «совсем не фейерверк, а просто тяжкая работа». Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей,  минутой молчания.

    (минута молчания)

    (слайд №11)

    - Сообщение ученика. В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

    (слайд №12))

    Во время испанской войны Эрнест Хемингуэй заметил: «Писать правду о войне очень опасно, и очень опасно доискиваться правды… А когда человек едет на фронт искать правду, он может найти вместо неё смерть. Но если едут 12, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искажёнными слухами, которые мы выдаём за историю».

    (слайд №13)

    Так было и у нас, на нашей войне. Среди тех, кто умирал, не дописав неровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав, были и М.Кульчицкий, Г.Суворов, Н.Майоров, Б.Смоленский, М.Джалиль и многие другие. Послушайте их стихи.

    - Чтение и анализ стихов воспитанниками: «Нам не дано спокойно сгнить в могиле» Н.Майорова,  «Ты пишешь письмо мне» И.Уткина

    V.Сопоставительный анализ стихотворений, написанных на одну тему – тему мужества, преодоления страха в бою.

    - Ю. Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Было страшно. Самым трудным было подняться в атаку, преодолеть в себе страх…Об этом писали много и по-разному, но много было и общего.

    (слайд №14)

    -Сопоставительный анализ стихотворений П.Шубина «Полмига» и В.Жукова «Атака».

    - Эти стихи учат нас мужеству. Настоящее мужество, настоящая доблесть заключаются не в том, чтобы слепо бросаться в атаку, а в том, чтобы суметь преодолеть страх. Преодолеть – значит выжить. Струсить – значит умереть.

             

    VI. Тема переосмысления человеческих ценностей на войне

    -На войне, где люди не раз смотрели в глаза смерти, совсем другие ценности. То, что раньше казалось важным, теперь было мелочным и суетным. Люди, пройдя через горнило испытаний, делались чище и лучше. Ибо завтра могло и не быть. Вот об этом стихи Н.Рыленкова и С.Гудзенко.

    (слайд №15)

    -Учащиеся выразительно читают стихи Н.Рыленкова «Письмо и карточка в конверте» и С.Гудзенко «Двадцать лет» и размышляют о прочитанном.

    VII. Тема будущего и тема связи поколений.

            - Война против фашизма была для писателей «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». Потому то, о чём они писали в далёкие «сороковые - роковые», так близко нам сейчас. Такова поэзия М.Львова.

    (слайд №16)

    - Чтение и анализ стихотворений М.Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться», «Есть мужество, доступное немногим», «Высота».

    VIII. Итог урока.

    (слайд №17)

            - Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы:        любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

    Я вам жить завещаю, -

    Что я больше могу?

    Завещаю в той жизни

    Вам счастливыми быть

    И родимой отчизне

    С честью дальше служить.

    Горевать – горделиво,

    Не клонясь головой,

    Ликовать – не хвастливо

    В час победы самой.

    И беречь её свято,

    Братья, счастье своё –

    В память воина – врата,

    Что погиб за неё.

    А.Твардовский «я убит подо Ржевом»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поэзия периода Великой Отечественной войны

    Урок по литературе с презентацией о поэзии периода ВОв.Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе, звала на подв...

    Поэзия периода Великой Отечественной войны

    Проведение урока по этому плану позволит определить особенности развития поэзии периода Великой Отечественной войны, показать огромную роль поэзии огненных  лет в духовной жизни народа....

    Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

    Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

    Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

    Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

    Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

    Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

    Поэзия Великой Отечественной войны. Урок литературы в 8 классе

    Методическая разработка может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе в 8-9 классах....

    Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)

    Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...