Главные вкладки

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
    учебно-методический материал по литературе (11 класс)

    Шульгина Наталья Борисовна

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                   

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны

    и первых послевоенных лет

                                                                             Мы знаем, что ныне лежит на весах

                                                                             И что совершается ныне.

                                                                             Час мужества пробил на наших часах,

                                                                             И мужество нас не покинет

                                                                                               А.А. Ахматова «Мужество»

    Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа – говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом – был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

    Одни, как  К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами» – военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б. Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг. Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А. Лебедев, Г.Суворов.

    Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали – война вызвала к жизни мощное искусство.

    У каждого поэта есть провинция,

    Она ему ошибки и грехи,

    Все мелкие обиды и провинности

    Прощает за правдивые стихи.

    И у меня есть также неизменная,

    На карту не внесённая, одна,

    Суровая моя и откровенная

    Далёкая провинция- Война…

                                       (С.Гудзенко)

    Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

    В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

    Поэт Алексей Сурков  обозначил направление поэзии того грозного времени: « У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать…»

    История создания песни «Священная война»  

    Музыку «Священной войны» придумали за день.

    За пять лет Великой Отечественной эта песня превратилась в гимн Победе. Её знали все – солдаты, их жёны, дети…  

            Сохранился рассказ о встрече, состоявшейся за несколько дней до войны в музыкальной редакции радио. Присутствовали три наиболее известных поэта-песенника: В.Лебедев-Кумач, В.Гусев, Е.Долматовский. «Редактор, – вспоминал Долматовский, – посмотрела на нас сквозь толстые стёкла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнётся война с немцами?» Мы оторопели.         В те дни в газетах появилось опровержение тревожных слухов, и высказываться в ином  духе было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав нам опомниться и ответить на её вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. «Если завтра война…» уже нельзя будет петь. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает.»

            Никто и не узнал, потому что ни Виктор Гусев, ни Евгений Долматовский не придали значения этому разговору. «Я пробовал, но у меня не получилось. Не верилось, что война вот-вот грянет», – признавался Долматовский. Василий Лебедев-Кумач поверил. Под «Священной войной» стоит дата завершения работы – 22 июня. Впервые стихи песни были опубликованы 24 июня 1941 года сразу в двух газетах – «Красной звезде» и «Известиях».

            Тогдашний редактор газеты «Красная звезда» генерал-майор Ортенберг вспоминал: «Первый военный номер «Красной звезды». Нужны стихи. Обязательно! Удалось связаться с Лебедевым-Кумачом: его стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были свёрстаны, выяснилось: «Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи замечательные! «Ничего, – ответил я. – Пусть идут в двух газетах».

            В тот же день, когда опубликовали стихи, в Доме Красной Армии к композитору Александру Александрову подошёл политработник с газетой «Известия»: «Тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?» Александров прочитал стихи и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни, руководителем которого был Александров. Тут же, в репетиционной комнате, написали ноты мелом на доске. Так и выучили её, чтобы на следующий день спеть её уезжающим на фронт бойцам.

            Впервые песня прозвучала в исполнении Ансамбля красноармейской песни на Белорусском вокзале. Сын композитора Александрова Борис так вспоминал об этом: «…когда песня окончилась… раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… Они требовали и требовали повторения, и только после того, как добрая половина присутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, «Священная война» уступила место другим произведениям».

            В сентябре 1941 года песня прозвучала в фильме-концерте «Мы ждём вас с победой». Группа хора краснознамённого ансамбля, оставшаяся в Москве и участвовавшая в съёмках, была непривычно мала, поэтому песню исполняли за кадром.

            Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлёвских курантов.

             В 1942 году, после возвращения с фронта основного состава краснознамённого ансамбля, «Священная война» была записана на грампластинку. Уникальный экземпляр пластинки хранится в архиве дочери Лебедева-Кумача Марины.

             Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий  боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

            В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.

    Основной мотив военной лирики, душевный настрой людей в годы войны, удачно выразил Александр Межиров в стихотворении «Музыка»:

    Какая музыка была!

    Какая музыка играла,

    Когда и души и тела

    Война проклятая попрала.

    Какая музыка во всём,

    Всем и для всех - не по ранжиру.

    Осилим… . Выстоим… .Спасём…

    Ах, не до жиру - быть бы живу…

    Эта трагическая «музыка», а проще говоря, ощущение священного смысла войны, всеобщего равенства людей в тылу и на фронте перед лицом общей беды, были прекрасно выражены в сборниках бывшего санинструктора Ю.Друниной, участника обороны Ленинграда М.Дудина, фронтовика М.Луконина, танкиста С.Орлова.

    Я только раз видала рукопашный.

    Раз наяву - и сотни раз во сне.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне.

                                       (Ю.Друнина)

    Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

    Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

    Возродилась традиция знаменитых «Окон РОСТА». Теперь они называются «Окна ТАСС».

    Изначально  преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания.

    В годы войны было написано множество лирических стихов, ставших широко известными песнями. Всеобщей любовью пользовались песни М.Исаковского («Огонёк», «В прифронтовом лесу»), А.Фатьянова («Давно мы дома не были»), А.Чуркина («Вечер на рейде»), А.Жарова («Заветный камень»).

    Большой популярностью пользовалась «Землянка» А.Суркова, первоначально называвшаяся просто «Песенкой». Положенная на музыку композитором К.Листовым, она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, её переписывали, посылали в письмах.

    Рефрен стихотворения К.Симонова «Жди меня» стал символом верности разъединённых войной любящих сердец.

    В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями  Отчизны.

    Подвиг Мусы Джалиля

    Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе – о Родине:

    Мой друг, ведь наша жизнь  она лишь искра

    Всей жизни Родины  страна побед.

    Пусть мы погаснем  от бесстрашной смерти

    В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

            Поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации, но его тетрадь была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык.  Впоследствии они были изданы под названием «Моабитские тетради». В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Муса Мустафиевич в 1957 году первым среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии.  

    Жанр поэмы

    Жанр поэмы, как и другие литературные жанры, пережил за годы войны заметную эволюцию.

    Виды поэм:

    1. Поэмы-репортажи
    2. Поэмы- баллады («Киров с нами» Н. Тихонов)
    3. Лирические поэмы («Зоя» М. Алигер)
    4. Поэмы-эпитафии («Сын» П.Антокольский)
    5. Философские поэмы («Пулковский меридиан» В.Инбер)
    6. Эпические поэмы («Твой путь» О.Берггольц)

    Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

    Но знай, внимающий этим камням:

    Никто не забыт и ничто не забыто.

    Публицистика этого периода

    Публицистика – это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

    1. Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга
    2. Нравственно-философский аспект событий Алексея Николаевича Толстого
    3. Трагически напряжённые репортажи Василия Гроссмана
    4. Радиопублицистика блокадного Ленинграда Ольги Берггольц

    Путь литературы от полёта стиха к поступи прозы, от поэзии или «лирики в прозе» (публицистики) к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным.

    Прозаические жанры

    Прозаические жанры (рассказ, повесть, роман) развивались примерно так же, как и поэтические. Сначала преобладали малые формы – рассказ и небольшая повесть. К концу войны авторы создают крупные повести и романы. Нередко рассказы (а порой и повести) были тесно связаны с очерком, публицистикой, строились на документальной основе.                  

    В 1943 году появилась полудокументальная повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Ивана Панфилова.

    Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» (1946) В.П.Некрасова и незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943).

    Из впечатлений военных лет вырос позднее и эпический рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

    Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.

    И здесь наметился исток трёх потоков, которые, взаимодействуя, образовали в русской литературе ХХ века мощное течение так называемой «военной прозы».

                                          Потоки «военной прозы»

            Первый поток – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – бойца Момыш-Улы, в повести А.Бека «Волоколамское шоссе»; история молодёжного подполья в небольшом шахтёрском городе Краснодоне, воспетая А.Фадеевым в романе «Молодая гвардия; повествование о драматической судьбе лётчика А.Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий всё-таки вернувшегося в боевой строй, в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого; история прошедшего немецкий плен офицера, изложенная в рассказе М.Шолохова «Наука ненависти».

    Позднее, в годы оттепели, когда расширились границы разрешённого в литературе, открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники прежде замалчиваемых событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

             Второй поток - героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Твардовского «Василий Тёркин» – подлинный эпос Великой Отечественной.

    Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний.

    Подлинный расцвет героико-эпических произведений о войне также наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные художественные полотна К.Симонова «Живые и мёртвые» (1959-1971) и В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960).Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с вниманием к судьбе отдельной личности.

            Третий поток батальонной прозы был связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить самые смелые, порой трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека- важнейшая для произведений этого ряда. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

    Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабного. В самом локальном изображении всенародной, священной войны, если оно исторически верно и одухотворено теплотой патриотизма художника, непременно проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живёт в сердце её защитника, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, генерал Серпилин или лейтенант Кузнецов.

    Военная проза, сыграв исключительно плодотворную роль в 60-70-х годах, в 80-е годы стала уступать позиции. К тому времени в этой тематике сложились свои сюжетно-композиционные стереотипы, ощущалась потребность в стилевом обновлении.

    Новый виток в развитии военной темы связан с публикациями совсем недавнего прошлого, среди которых выделяются романы В.Астафьева «Прокляты и убиты» и Г.Владимова «Генерал и его армия».  

    Драматургия тоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на переднем крае поставили немало «агит-пьес», как правило, сатирических, высмеивавших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей, Однако они не могли заменить собой потребность в широкомасштабной драматургии, ставящей крупные нравственно-философские проблемы современности, показывающей героизм советских людей на фронте.

    Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на все последующее литературное развитие. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, вызывая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

    Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

    Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...

    Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

    Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

    Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

    Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

    Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

    Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны»

    Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны» выполнен обучающимся 10 класса. Актуальность проекта: изучение особенностей развития литературы периода В...