Главные вкладки

    Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны»
    творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

     Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны» выполнен обучающимся 10 класса. Актуальность проекта: изучение особенностей развития литературы периода Великой Отечественной войны как сохранение памяти о Победе советского народа в годы Великой Отечественной войны

    Цель проекта: осмысление особенностей развития литературы периода Великой Отечественной войны

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx32.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт проектной работы

    Название проекта: «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны»

    Разработчик учебного проекта: ________________________________

    Название образовательного учреждения:

    __________________________________________________________

    Руководитель проекта: _______________________________________

    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

    Литература         

    Тип проекта по продолжительности выполнения: долгосрочный

    Тип проекта по предметно-содержательной области: предметный

    Тип проекта по домнирующей деятельности: исследовательский

    По количеству участников: индивидуальный

    Проблема: изучение литературы периода Великой Отечественной войны с точки зрения особенностей её развития в этот период

    Актуальность проекта: изучение особенностей развития литературы периода Великой Отечественной войны как сохранение памяти о Победе советского народа в годы Великой Отечественной войны

    Цель проекта: осмысление особенностей развития литературы периода Великой Отечественной войны

    Задачи проекта:

    -определить особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны

    -расширить собственные знания о литературе периода Великой Отечественной войны

    -на основе полученных знаний написать проектную работу по теме «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны»

    Объект исследования: данный проект направлен на выяснение особенностей развития литературы периода Великой Отечественной войны

    Предмет исследования: значение и вклад литературы   периода Великой Отечественной войны для победы советского народа над фашистской Германией

    Этапы работы над проектом:

    А) Определение темы, цели и задач

    Б) Сбор и анализ информации

    В) Написание теоретической части проекта

    Содержание проекта

    Введение «Развитие литературы периода Великой Отечественной войны».3

    Глава 1. «Поэзия Великой Отечественной войны»…………………………...3-4

    Глава 2 . «Особенности развития прозы Великой Отечественной войны»…4-6

    Глава 3. «Публицистика Великой Отечественной войны»,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.6

    Глава 4. «Драматургия Великой Отечественной войны»……………………..7

    Заключение «Роль литературы периода Великой Отечественной войны»…7-8

    Список литературы ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.9

    Введение «Развитие литературы периода Великой Отечественной войны»

    Развитие литературы периода Великой Отечественной войны — одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

    Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

    Вывод:

    Литература периода Великой Отечественной войны - «блистательной и трагической эпохи», - является важным этапом в развитии искусства социалистического реализма. В произведениях, написанных в эти годы, запечатлен подвиг народа, высокий этический кодекс, сложившийся на войне справедливой, освободительной, которую вел советский человек, воспитанный социалистическим строем.

    Глава 1. «Поэзия Великой Отечественной войны»

    Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии литературы. Так же как и после революции, в годы Великой Отечественной войны невозможно было писать ни о чем ином, кроме того, что происходило в жизни страны. Основной пафос всего советского искусства времен Великой Отечественной войны - героизм народной освободительной войны и ненависть к захватчикам. Война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. Вновь зазвучали голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Пришвина. Поэзия становится голосом Родины - Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны. По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

    В годы войны бурно развивалась лирика. Необычайно популярны были стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»), А.А.Суркова («Землянка»), А.А. Ахматовой («Мужество»).

    Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно назвать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин» выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата.

    Вывод:

    Таким образом, поэзия в период ВОв приобрела огромное значение в культурной жизни народа. Тревога за судьбы Родины, собственный «окопный» опыт писателей отзываются в лирике глубоким раздумьем, проникновенным чувством. «Не надо пытаться перекричать войну... голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,— говорил А. Сурков. Правда мысли, правда чувства стали важнейшими эстетическими требованиями эпохи, когда каждое движение человеческой души испытывалось огнем борьбы.

    Глава 2 . «Особенности развития прозы Великой Отечественной войны»

    В начале войны основной идеей художественных произведений была ненависть к врагу, затем была поднята проблема гуманизма (М.Пришвин «Повесть нашего времени»).

    Крупные  произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОв можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные». Событиям фронтовой жизни посвящен роман  А. Бека «Волоколамское шоссе». Писатеь  рассказывает о войне, какой она виделась ее участнику каждый день, в ее буднях и суровых испытаниях. В этом смысле «Волоколамское шоссе» (1942—1944) стоит в одном ряду с такими произведениями военной повествовательной литературы, как книги К. Симонова. Стилю А. Бека чужда многозначительная символика. В самом тоне, в скупой, лаконичной фразе, сдержанной интонации повесть несет на себе печать суровых дней обороны Москвы, когда требовалось трезво оценить ситуацию, все силы, все помыслы направить только на то, чтобы преградить дорогу врагу.

    Одна из характерных особенностей книги А. Бека — подчеркнутое тяготение к документальности. Стремясь создать впечатление достоверности рассказа, писатель точно следует хронологии войны, передает повествование действительному участнику событий, комбату легендарной панфиловской дивизии казаху Баурджану Момыш-Улы.

    Однако основу сюжета повести составляет не хроникальное движение событий, а перестройка сознания мирного человека, который должен был стать солдатом.

    «Может быть, по-вашему, героизм — дар природы?» — спрашивает приехавшего в дивизию писателя Момыш-Улы. Проблема героизма, проблема подвига и есть центральная проблема книги. В связи с ней рассказчик говорит о тяготах военной жизни, о том, как нелегко достаются солдату атаки и победы. Наука побеждать складывается, по его мнению, из целого ряда компонентов, которые обозначены в многочисленных «уроках» генерала Панфилова: «Победа куется до боя», «Солдата надо беречь», «Солдат умом должен воевать», «И еще нужна одна очень жестокая вещь... дисциплина». Высокие нравственные качества, выучка, дисциплина, тщательная подготовка боя, предваряющаяся напряженным раздумьем командира, — таковы те заповеди, которые стоят за главным девизом Панфилова, имеющим глубоко гуманный смысл: «Солдат идет в бой не умирать, а жить!» Эти слова являются лейтмотивом всей книги.

    Вывод:

    В прозаических произведениях Великой Отечественной войны рассматриваются этические проблемы долга, чести, совести, которые имеют всеобщую человеческую ценность.

    Глава 3. «Публицистика Великой Отечественной войны»

    Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

    Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

    Вывод: Проблематика публицистики военных лет во многом отражается в заглавиях произведений: «Свобода или смерть!», «Вперед», «Близится час», «Мы не забудем!», «Босоногая орда» (И. Эренбург); «Что мы защищаем», «Фашисты ответят за свои злодеяния», «Москве "угрожает враг», «Родине», «Мы должны выстоять! Мы выстоим!» (А. Толстой),— которые прозвучат для учащихся достаточно красноречиво. Все публицистические жанры: листовки, воззвания, памфлеты, фельетоны, очерки и т. д. — были поставлены на службу победе. Выразившиеся в них воодушевление, эмоциональное напряжение иногда сближали публицистику с лирикой.

    Глава 4. «Драматургия Великой Отечественной войны»

    Очень важной для культурной ситуации периода Великой Отечественной войны оказалась именно драма. В первые месяцы войны появилось несколько пьес, посвященных военной проблематику («Война» В.Ставского, «Навстречу» К.Тернева и др.). В 1942-1943 годах появились лучшие произведения того времени - «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди»

    К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, которые оказали влияние не только на культурную, но и общественную ситуацию. 

    Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

    Вывод:

    Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

    Заключение. «Роль литературы периода Великой Отечественной войны»

    Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

    Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений  – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых, был быть мир завтрашнего дня.

    Вывод проекта:

    В проведённом исследовании мне было интересно узнать особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны. Я открыл для себя, что особенностями развития литературы периода Великой Отечественной войны являются эпическая наполненность, неразделённость судеб поэтов и писателей с судьбой народа, исчезновение дистанции междуличным и общим. Литература Великой Отечественной войны не только о героизме, но и о трудностях жизни на войне, о духовном напряжении, о взаимопомощи, национальном единении, которое помогло выстоять и победить врага. Литература периода Великой Отечественной войны была посвящена одной теме: война и Родина, а вся литература в целом была «голосом героической души народа

    Список литературы

    1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 656 с.

    2. LiteraGuru/ru

    3. infourok/ru. Особенности развития литературы

    4.vov155blogspot.com


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

    Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

    Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...

    Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

    Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

    Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

    Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

    Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

    Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет....