Классификация наглядных средств обучения
учебно-методический материал по истории по теме

Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:

  1. соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
  2. четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;
  3. определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;
  1. целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;
  2. организация активной познавательной деятельности учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.), и, вместе с тем, определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т.д. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс и исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Классификация наглядных средств обучения

Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

  • работа с мелом и доской;
  • репродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
  • рисунки и аппликации;
  • видеофрагменты;
  • аудиофрагменты;
  • видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
  1. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:
  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • графики;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.
  1. Предметная наглядность, которая включает:
  • музейные экспонаты;
  • макеты;
  • модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание наглядных средств обучения

Презентация в которой рассмотрены: 1.Принципы, признаки и функции наглядности2.Наглядности и новые информационные технологии обучения3.Количество иллюстративных объектов в тексте в пособии4.Класс...

Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....

Принципы создания наглядных средств обучения.

       Ни для кого не секрет, что зачастую педагоги используют на уроках наглядные средства, созданные своими руками. Создание наглядности трудоемкий процесс, требующий от у...

«Наглядные средства обучения истории»

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником историче...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Средства наглядности. Их место в системе средств обучения

В наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности. В данной статье рассказвается об актуальности использования данных стредств,а так...

Наглядные средства в обучении математики как средство активизации творческой познавательной деятельности.

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...