Средства наглядности. Их место в системе средств обучения
статья

Гуртовая Анастасия Владимировна

В наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности. В данной статье рассказвается об актуальности использования данных стредств,а также прдеставлены их виды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_naglyadnosti.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Средства наглядности. Их место в системе средств обучения

Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения, используемые в преподавании иностранных языков, выполняют целый ряд функций, среди которых особое значение имеет функция мотивации деятельности учащихся, создание ситуаций, побуждающих учащихся к речи, а также функция управления учебным процессом.

Чаще всего, в качестве наглядного материала, на уроках немецкого языка используется различные печатные пособия. Они имеют широкий диапазон использования и выполняют разные дидактические функции. Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала, активизация его в составе модальных фраз. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

По способу подачи информации печатные пособия могут быть статичными (картины, таблицы) и с элементами динамики (аппликационные материалы для составления различных ситуаций). [6, 104] Эти пособия содержат либо только изобразительный материал (он представлен в сериях картин, репродукциях картин, альбомах страноведческого характера), либо в сочетании с печатным текстом (такое сочетание характерно для таблиц по лексике и грамматике).

По характеру изобразительного материала можно выделить ситуативные картинки, тематические, картинки изолированного действия, документальной страноведческий материал [6, 101].

Однако в наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)

К ним относятся пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).

АВСО могут быть учебными - содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и не учебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися.

При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся (например, при просмотре теле- и кинофильмов).

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Фонограммы: магнитозапись, радиопередачи.

Видеофонограммы: кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.

Видеограммы: Натуральные: предметы, действия; Художественно-изобразительные: учебные рисунки, слайды, диафильмы, фотографии; Графические: таблицы, схемы

Видеограммы. Это вид аудиовизуального средства обучения, предназначенный для зрительного восприятия печатного текста либо изображения в виде рисунка, фотографии, таблицы, схемы и др.

Видеофонограммы. Пособия этой группы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. Видеофонограммы считаются наиболее эффективным и перспективным средством обучения языку благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения. Ситуативность и динамизм изображения делают этот вид наглядности особенно эффективным средством обучения речевому общению, а использование современных технических возможностей повышает выразительность зрительно-слухового ряда за счет использования крупного плана, мультипликации, стереозвука, широкого экрана и др.

Благодаря эмоциональному воздействию изображения создается эффект соучастия, возникает желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма, является ценным качеством средств наглядности при обучении речевому общению. Следует также отметить большую познавательную ценность кино, видео, телевидения.

Технические средства обучения (ТСО)

Технические средства обучения - это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения, в отличии от АВСО.

Широкое применение технических средств обучения (ТСО) в обучении немецкому языку раскрывает большие возможности для реализации принципа наглядности. ТСО используются для демонстрации наглядных средств. Например, компьютер в функции учителя представляет:

1. Наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации.

2. Источник информации, частично или полностью заменяющий учебник.

Кроме того, с помощью компьютерного видео организуется досуговая среда.

Необходимость широкого внедрения ТСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации принципа наглядности, одного из важнейших дидактических принципов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс дистанционного обучения «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» средствами автоматизированной системы управления обучением Moodle для 9-11 классов

Курс разработан по дисциплине «Музыка».1.     Количество часов - 34 часа.2.     Курс называется «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» и предназначен для...

Гносеологические основы отбора и учебного использования методических приемов и средств наглядного обучения истории (доклад)

В настоящее время в школьной практике, а также в методических руководствах, пособиях и монографиях выбор и использование приемов наглядного обучения чаще всего ставятся зависимость от характера ...

Система средств обучения английскому языку.

Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях...

Система средств в обучении химии

Теоретические основы методики преподавания химии в школьном курсе....

Статья "Использование средств наглядной агитации, технических средств (трансляция правил поведения в ЧС) в подготовке персонала и учащихся к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории образовательной организации"

В настоящее время происходит внедрение ФГОС.  Учебный предмет "ОБЖ" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном пр...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...