Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Монахова Ирина Сергеевна

Рабочая программа составленная для учебники Вигасина "История Древнего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya5_a.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 Маливская  средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Маливской

средней общеобразовательной школы

____________________  Комолова Н.В.

Приказ № ____от 01.09.2016 г.

Рабочая программа

по  истории (всеобщей истории) (ФГОС)

 (базовый уровень)

для обучающегося 5 «А» класса

        Составитель

  Монахова Ирина Сергеевна,

учитель второй  квалификационной  категории 

                                                             

                                                                  

Коломенский муниципальный район

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана для обучающихся 5 «Б» класса составлена на основе:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»         от 29.12.2012  № 273-ФЗ;
  • -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 ;
  • -Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897» ;
  • Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» 
  • Приказ Управления образования администрации Коломенского муниципального района «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме» от 27.06.2016 № 296-ОД;
  • Образовательная  программа основного  общего образования МОУ Маливской средней общеобразовательной школы.
  • Приказ МОУ Маливской СОШ «О переходе на пятидневную учебную неделю» №181-од от 03.06.2016г.
  • Авторской программы по предмету  под редакцией А. А. Вигасина,  О.С. Сороко-Цюпа и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», «Просвещение», 2014 г
  •  Учебник «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных  заведений /Вигасин А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2015 г, рекомендованный к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год

Указанная программа входит в состав УМК под редакцией А.А. Вигасина и О.ССороко-Цюпы. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса или рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программы содействуют реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса истории и проявления творческой инициативы учителей. Основной направленностью программы является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыте, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультырном, полиэтническом обществе.

В учебнике, ориентированном на данную программу, содержится грамотный подбор учебного материала, в них включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся, сохранить преемственность курса родной истории для учащихся 6-9 класса и интегрировать полученные знания с курсов всеобщей истории.

Рабочая программа по истории (всеобщая история) в 5 классе полностью соответствует содержанию Основной  образовательной программы основного общего образования МОУ Маливской средне общеобразовательной школы.

Цели и задачи обучения

Курс «История древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемам исторических понятий и терминов.

   Цель изучения:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мужества;

Овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

 - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

   -освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории  мировой цивилизации

Базисный учебный план МОУ Маливской средней общеобразовательной школы и ФГОС ООО предусматривает обязательное изучение истории (всеобщей истории)  в 5 «Б» классе. На изучение предмета отводится 2 час в неделю, итого 68 часа за учебный год.

Планируемые результаты освоения  учебной программы  «История»

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными  результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результатами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

       

Содержание учебного предмета «История»

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Контрольные работы

Творческие работы

в авторской программе

в рабочей программе

Жизнь первобытных людей

7

7

Древний Восток

19

20

Древняя Греция

21

21

1

Древний Рим

18

20

1

Итого

65

68

                                 Жизнь первобытных людей. Первобытное общество  7 часов

 Предки человека , расселение. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда, родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелие и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Представление об окружающем мире. Первобытны верования

                                 

Древний Восток 19 часов

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Возникновение государства в     Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники, рабы. Религия древних египтян.

 Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

 Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Верования.

 Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

 Древняя Индия: природные условия, население. Касты. Религиозные верования.

Древний Китай: природные условия, население. Император и его подданные. Религиозно-филосовские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения.

                                 Древняя Греция и эллинический мир  21 часов

Древняя Греция : природные условия, население и его занятия. Древнегреческая мифология. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Полис. Аины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Колонии . греко-персидские войны.

Македония . Завоевание  Александра Македонского.

Олимпийские игры. Школа и образовании. Литература и театр.

Культурное наследие Древней Греции.

                             

                                     Древний Рим 18часов

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы, трибуны. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство. Восстание рабов, Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Императорская власть. Римская империя: территория, управление. Римское право.

Возникновение и распространении христианства. Библия . гонения на христиан. Христианские мученики. Признание христианства государственной религией  Римской империи.

Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима.

                 

   

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п\п

Тема

Плановые сроки проведения урока

Скорректированные сроки проведения урока

Жизнь первобытных людей 7 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

1.

Древнейшие люди

2

Родовые общины охотников и собирателей

3

Возникновение искусства и религиозных верований

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (4 ч)

4

Возникновение земледелия и скотоводства

5

Появление неравенства и знати

6

Счет лет в истории.

7

Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей».

Древний Восток – 20 ч.

Тема 1. Древний Египет (8 ч)

1/8

Государство на берегах Нила

2/9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

3/10

Жизнь египетского вельможи

4/11

Военные походы фараонов

5/12

Религия древних египтян

6/13

Искусство Древнего Египта

7/14

Письменность и знания древних египтян

8/15

Повторение

Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)

1/16

Древнее Двуречье

2/17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

3/18

Финикийские мореплаватели

4/19

Библейские сказания

5/20

Царство Давида и Соломона

6/21

Ассирийская держава

7/22

Персидская держава «Царя царей»

Тема 3. Индия и Китай в древности (5ч)

1/23

Природа и люди Древней Индии

2/24

Индийские касты

3/25

Чему учил китайский мудрец Конфуций

4/26

Первый властелин единого Китая

5/27

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток».

Раздел III. Древняя Греция (21 ч )

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

1/28

Греки и критяне

2/29

Микены и Троя

3/30

Поэма Гомера «Илиада»

4/31

Поэма Гомера «Одиссея»

5/32

Религия древних греков

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

1/33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

2/34

Зарождение демократии в Афинах

3/35

Древняя Спарта

4/36

Основание греческих колоний

5/37

Победа греков над персами в Марафонской битве

6/38

Олимпийские игры в древности

7/39

Нашествие персидских войск на Элладу

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч)

1/40

В гаванях афинского порта Пирей

2/41

В городе богини Афины

3/42

В афинских школах и гимнасиях

4/43

В театре Диониса

5/44

Афинская демократия при Перикле

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч)

1/45

Города Эллады подчиняются Македонии

2/46

Поход Александра Македонского на Восток

3/47

В древней Александрии Египетской

4/48

Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа.

Раздел IV. Древний Рим 20  ч

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

1/49

Древнейший Рим

2/50

Завоевание Римом Италии

3/51

Устройство Римской республики

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (4 ч)

1/52

Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)

2/53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

3/54

Рабство в Древнем Риме

4/55

Земельный закон братьев Гракхов

Тема 3. Гражданские войны в Риме (3ч)

56

Восстание Спартака

57

Единовластие Цезаря в Риме

58

Установление империи в Риме

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч)

1/59

Соседи Римской империи

2/60

В Риме при императоре Нейроне

3/61

Первые христиане и их учение

4/62

Расцвет империи во 2 –м веке

5/63

Жизнь в Римской империи.

Тема 5. Падение Западной Римской империи (5 ч)

1/64

Римская империя при Константине

2/65

Взятие Рима Готами

3/66

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим»

4/67

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»

5/68

Анализ контрольной работы. Защита проекта по теме «Семь чудес света»


                                                     

Материально-техническое обеспечение

  1. Основная образовательная основного общего образования МОУ Маливской средней общеобразовательной школы
  2. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.  – М.: Просвещение, 2013
  3. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.- М.: Просвещение, 2015 г.

        

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
  2. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-
  3. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
  4. Основные Интернет-ресурсы
  5. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
  6. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  7. http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  8. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  9. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  10. http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
  11. http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
  12. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
  13. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  14. http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
  15. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  16. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
  17. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
  18. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
  19. http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...