Игра-путешествие "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по истории по теме

Кадникова Светлана Юрьевна

Сценарий квест-игры, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

 Цель − в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях Великой Отечественной войны.

Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 5-10 человек, проходят каждый этап, выполняя задания. Если задание выполнено верно, команда зарабатывает баллы. Все задания связаны с темой «Блокады Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.

ссылка на папку с материалами для игры

https://cloud.mail.ru/public/DYtF/aauUS1Lko

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx867.54 КБ
Файл marshr_listy.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

 Цель − в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях Великой Отечественной войны.

Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 5-10 человек, проходят каждый этап, выполняя задания. Если задание выполнено верно, команда зарабатывает баллы. Все задания связаны с темой «Блокады Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим исторический квест -  игра на время, по заранее спланированному маршруту, каждая точка которого задана в виде головоломки или задания, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Ведущий 2: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.  

видеоролик

Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 640 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. 

Ведущий 2: За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

 Объявляется минута молчания». Звучит метроном.

Ведущий 1: Чтобы снова на земной планете

                     Не повторилось той зимы,

                     Нам нужно, чтобы наши дети

                     Об этом помнили, как мы.

Ведущий 2: Нам наше прошлое свято и дорого.

                     Гордость победами - горечь утрат...

                     Вечная память защитникам города,

                     Вечная слава защитникам города,

                     Вечная слава тебе, Ленинград!

Ведущий 2: А сейчас мы познакомим вас с условиями игры.

Вам необходимо пройти следующие этапы:  

Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения. Стоимость задания может варьироваться в зависимости от времени. Например, если на задание отводится 10 минут, можно сделать следующую градацию баллов:

- задание выполнено за 3 мин – 15 баллов;

- задание выполнено за 5 мин – 10 баллов;

- задание выполнено за 10 мин – 5 баллов;

Каждая команда получает маршрут прохождения.  

В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество балов.

Источники:

ЗАДАНИЯ:

Станция 1 «Шифровальщики. Азбука Морзе»

1. Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. И случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

Расшифруйте сообщение:http://vov.saburovo1828.ru/images/stories/morze.png

http://vov.saburovo1828.ru/images/stories/abc%20morze.jpg

Ответ: Дубровка  +1 балл если будет дан ответ какое название среди солдат получило это место посмотреть подсказку  включить видео1

невский пятачок

0-1 минута- 5 баллов

1-2 минуты -4 балла

2-3 минуты – 3 балла

3-4 минуты – 2 балла

4-5 минут – 1 балл

Подсказка следующей станции:

5 класс - Собрать в кабинете буквы и сложить слово (карта)

8 кл – вычеркните слова и из лишних букв сложить слово

7 кл – вычеркнуть слова

6 кл – буквы найти

с

т

я

н

в

а

к

а

в

е

р

г

о

в

и

ч

ь.

о

л

к

а

д.

а

о

ш

к

р

Ответ: карта

  1. Фамилия девочки, автора страшного дневника блокадного Ленинграда
  2. Месяц, в котором была снята блокада
  3. Животное, которому в Ленинграде поставлен памятник
  4. Страшное испытание для ленинградцев зимой 1941-1942гг

Из лишних букв составьте слово, которое будет обозначать следующий этап игры

с

т

я

н

в

а

к

а

в

е

р

г

о

в

и

ч

ь.

о

л

к

а

д.

а

о

ш

к

р

Для команды:

Задание:

Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. И случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.

Расшифруйте сообщение:http://vov.saburovo1828.ru/images/stories/morze.png

http://vov.saburovo1828.ru/images/stories/abc%20morze.jpg

2 станция «Артиллеристы. Карта»

Вы правильно расшифровали название населенного пункта, а теперь найдите его на карте (2 балла) и ответьте на вопрос: известно, что дальность стрельбы немецкой артиллерии составляла 30 км, могли ли орудия, размещенные в этом населенном пункте достреливать до центра Ленинграда

http://www.chitalnya.ru/upload/642/78044327953830.jpg

Масштаб: 1см-10 км

Почему Гитлеру не удалось полностью разрушить город артиллерийскими обстрелами?  

Дополнительно: текст

Текст:

 «Фюрер решил стереть Петербург с лица земли… Надлежит вначале блокировать город и обстрелом артиллерией всех калибров, и бомбардировкой с воздуха сравнить его с землей и водой»… - Такая вот перспектива была уготована нашему городу директивой объединенного командования вермахта

С военно-технической точки зрения выполнение этого людоедского приказа Гитлера было вполне возможным. В распоряжении командующего северной группой армий        имелось более 500 крупнокалиберных орудий и минометов. Почти такое  же количество самолетов ежедневно могли бы сбрасывать на город до 1.000 тонн фугасных и зажигательных бомб. В течение месяца, используя эти силы, можно было полностью разрушить исторический центр Великого Города

Но этого не случилось.

Маршал Л. Говоров: «Город спасли артиллеристы»!

Уже тогда в начале осени 1941 года, советское командование приняло правильное решение по централизации управления арт.огнем, разработки сложной системы  оперативных сигналов по целеуказанию и корректировки стрельбы.

Большие запасы снарядов и порохов (некоторые боеприпасы хранились еще с первой мировой войны) в казематах фортов Кронштадта и флотского арсенала позволили не экономить их при ведении огня по площадям (особенно в начальный, самый трудный период). В ходе этого небывалого ранее противостояния артиллеристов советские специалисты использовали современные им  научные достижения. Для засечки позиций вражеских орудий использовались звукоулавливатели, и даже первые радиолокационные станции, была разработана система коротких сигналов, позволявшая как можно быстрее выдавать целеуказания артиллеристов на  открытие огня.

Источник:  

3. «Минное поле»

Пройти всей командой по клеточкам «минного поля», отвечая на вопросы

Викторина.

7-8 кл

1.Какой город немецкие войска рассчитывали уничтожить раньше Москвы? Почему?
2. Почему блокада Ленинграда оказалась тяжелым испытанием для жителей, оставшихся в городе? Назовите не менее 3х фактов.(голод, не хватало топливо, замерз водопровод, бомбежки)
3. Была ли связь у Ленинграда с внешним миром? Какая?(дорога жизни по  Ладожскому озеру)
4. Сколько людей погибло в блокадном Ленинграде?(630-640 тыс)

6.Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны(Таня Савичева)

7. Назовите фамилию композитора, который написал в Ленинграде 7 симфонию(Дмитрий Шостакович)

8. Назовите даты блокады Ленинграда(8.09.41-27.01.44)

9.Сколько грамм хлеба выдавалось  по норме иждивенцам?(125)

10. Как называлась операция по прорыву блокады?(Искра, Январский гром)

11. Назовите памятные места Ленинграда? (Мемориал Пискаревское кладбище, Цветок жизни (детям), Разорванное кольцо, курган «Дневник Тани Савичевой)

5-6 кл

  1. Когда началась блокада Ленинграда?
  2. Когда была снята блокада Ленинграда?
  3. Как сегодня называется город Ленинград?
  4. Сколько грамм хлеба выдавали по норме иждивенцам?
  5. Сколько человек погибло в блокадном Ленинграде?
  6. Чьи дневники были представлены на Нюрнбергском процессе?
  7. Как называлась операция по прорыву блокады?
  8. Что такое дорога жизни?
  9. Какой праздник мы отмечаем 27 января?
  10. Кто написал в осажденном городе симфонию?
  11. Назовите памятные места Ленинграда?

Следующий этап: собрать хлебную карточку

4 станция « Хлебная карточка»

На фронте в танковом бою вы получили ранение и Вас направили в блокадный Ленинград в госпиталь. Т.к. рук санитарок на всех не хватало Вам поручили отмерять выдачу хлеба. Задание: отрежьте кусок хлеба, который полагался иждивенцам.

1 балл если Вы назовете норму иждивенца, если нет, то смотрите подсказку

Погрешность до 25 г.- 4 б.

Погрешность до 50 г.-3 б.

Погрешность до 75 г.-2 б.

Более 75 г.  – 1 б.

5-6-7 кл – следующий этап:

Сложить фразу

Память, увековеченная  в камне

  1. «Память, увековеченная в камне»

Собрать картинки из разрезных частей. (1 балл за каждую собранную картинку)

Дать название каждой иллюстрации (1 балл за каждую верно названную иллюстрацию)

  1. «Разорванное кольцо»
  2. Мемориал «Пискаревское кладбище»
  3. Курган «Дневник Тани Савичевой»
  4. «Цветок жизни»
  5. Памятник полуторке – машине

Ответ для подстакзки станции:

C:\Users\Учитель\Desktop\1217928_rebus-slovo-informaciya.jpg

Код   пиро(г)    (с)ани  е (кодирование)

C:\Users\Учитель\Desktop\1217928_rebus-slovo-informaciya.jpg

 5. «Память, увековеченная в камне»

Собрать картинки из разрезных частей. (1 балл за каждую собранную картинку)

Дать название каждой иллюстрации (1 балл за каждую верно названную иллюстрацию)

  1. «Разорванное кольцо»
  2. Мемориал «Пискаревское кладбище»
  3. Курган «Дневник Тани Савичевой»
  4. «Цветок жизни»
  5. Памятник полуторке – машине

Ответ для подстакзки станции:

C:\Users\Учитель\Desktop\1217928_rebus-slovo-informaciya.jpg

Код   пиро(г)    (с)ани  е (кодирование)

C:\Users\Учитель\Desktop\1217928_rebus-slovo-informaciya.jpg

Маршрутная карта

http://vov.saburovo1828.ru/images/stories/map.png



Предварительный просмотр:

СТАНЦИЯ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ ЗА ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ВРЕМЯ ОБЩЕЕ НА ЭТАПЕ

ШИФРОВАЛЬЩИКИ. АЗБУКА МОРЗЕ

ВСЕГО

Историческая квест-игра «Блокада Ленинграда»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ       5 КЛАССА                         КОМАНДА ________________________--

Историческая квест-игра «Блокада Ленинграда»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ       6 КЛАССА                         КОМАНДА ________________________--

СТАНЦИЯ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ ЗА ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ВРЕМЯ ОБЩЕЕ НА ЭТАПЕ

Минное поле

ВСЕГО

-