Рабочая программа по истории России с древности до начала XVI в. для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Куц Людмила Васильевна

     Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения педагогических результатов. Прежде всего имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и социализации школьников.

    Основной целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели изучения истории в основной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного активно и творчески применять исторические знания в учебной  и социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpist.ros_.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

Рабочая программа  по истории России с древности до начала XVI в. для 6 класса

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения педагогических результатов. Прежде всего имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и социализации школьников.

    Основной целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели изучения истории в основной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного активно и творчески применять исторические знания в учебной  и социальной деятельности.

    Эта общая цель определяет задачи курса:

• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

• овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России с древнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

• воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

• развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом

принципов научной объективности и историзма;

• развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА  ИСТОРИИ  РОССИИ

    На предметном уровне в результате освоения курса «История России с древнейших времён до начала  XVI в.»

обучающиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до начала XVI в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории России;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя догосударственных и государственных образований, существовавших на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории в IX — начале XVI в.;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в IX — начале XVI в., определять общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать

собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времён до начала XVI в.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать охране наследия прошлого.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России с древнейших времён до начала XVI в. как  о важном периоде отечественной истории, в течение которого формировалась и развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории с древнейших времён до начала XVI в.

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА   ИСТОРИИ РОССИИ (34 ч.)

       Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

       Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)

     Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.

       Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

      Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тюркские каганаты.

       Образование государства Русь  (11 часов)

     Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей. Политогенез в странах Европы.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

         Русь в конце X – начале XII в.

    Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура - волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь до начала XII в.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы. «Служебная организация». Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

    Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись.

Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

      Русь в середине XII – начале XIII вв.(5 часов)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель. История церкви. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

       Русские земли в середине XIII - XIV вв. (9 часов)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Образование Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией  крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Повседневная жизнь.

         Формирование единого Русского государства в XV веке(4 часа)

Завершение разделения русских земель между Литовским и Московским государствами. Распад Золотой Орды: выделение Крымского, Казанского, Сибирского ханств, Ногайской Орды.

Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства: Дворец и Казна. Войско и поместная система.

     Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).

Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь.

Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.

Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный.  Иван III.

Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев.  ЕвфимийII (новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы
860 – поход Руси на Константинополь
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941 – поход Игоря на Константинополь
944 – договор Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1015-1026 – усобицы между сыновьями Владимира
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1068 – восстание в Киеве
1097 – Любечский съезд
1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого
1130-е – завершение разделения Руси на земли
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
1147 – первое упоминание Москвы
1185 – поход Игоря Святославича на половцев
1199 – объединение Галицкой и Волынской земли

1223 – битва на р. Калке
1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1242-1243 – образование Золотой Орды
1325-1340 – княжение Ивана Калиты.
1327 – антиордынское восстание в Твери
1359-1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы Тохтамышем
1383-1389 – закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом
1389 – 1425 – княжение Василия I
1395 – разгром Золотой Орды Тимуром
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1425-1462 – княжение Василия II
1448 – установление автокефалии Русской церкви
1462-1505 – княжение Ивана III
1472 – прекращение выплаты дани в Орду
1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1487-1503 – присоединение Чернигово-Северской и части Смоленской земель
1497 – принятие общерусского Судебника

                               

                        IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи

Практические виды деятельности

Практи

кумы

Проекты

Творческие задания

Контро

льные работы

Введение. Наша Родина - Россия

1

1

-

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

2

1

1

Тема II. Русь в  IX  - первой половине XII в.

11

8

1

1

1

Тема III.    Русь в середине  XII – начале XIII в.

5

3

1

1

Тема IV. Русские земли в середине  XIII – XIV в.  

9

5

1

1

2

Тема V. Формирование единого русского государства

4

2

1

1

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Учебная задача: дидактическая единица, тема, количество часов

Дата

Оборудование

Основные виды учебной деятельности обучающихся  по предмету. Требования к уровню подготовки с указанием кода контролируемого требования

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

1

2

3

4

5

1.Введение. Наша Родина - Россия

(1 час)

КС:1.1;1.4

Давать определения исторической науке. Высказывать суждение о роли исторических знаний в образовании личности. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Уметь разделять исторические источники по группам. Объяснять значимость изучения истории для каждого жителя нашей страны.

КТ:2.1;2.2

Исторический диктант на классификацию исторических источников

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности(4 часа)

2. Древние люди и их стоянки на территории современной России

КС:1.1.1

Учебная карта

« Первобытно-общинный строй на территории нашей страны»

Определять хронологические рамки периода. Приводить примеры из истории Древнего мира. Давать определения терминов и понятий. Анализировать географическую и историческую карты. Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций. Использовать современные источники информации для выполнения проектов.

КТ:1.1;1.4;2.1;2.3;2.4

Мини-проекты

«Стоянки древнейших людей»  или

« История орудий труда»
(по выбору учащихся)

3.Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

КС:1.1.1

Учебная карта

« Первобытно-общинный строй на территории нашей страны»

Объяснять понятия «неолитическая революция», «присваивающее хозяйство». Использовать карту как источник информации. Характеризовать хозяйственную деятельность человека. Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы. Систематизировать информацию в форме таблицы.

КТ:2.1;2.2;2.6

Заполнить таблицу «Основные достижения человечества в эпоху первобытности»

4.Образование первых государств

КС:1.1.2

Учебная карта

« Первобытно-общинный строй на территории нашей страны»

Применять ранее изученные понятия. Показывать на карте и называть географические объекты. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества. Анализировать отрывки из сочинений древнегреческих авторов, комментировать и приводить примеры. Называть причины возникновения государства.

КТ:2.13;2.3;2.4

Подготовить сообщения о древних городах и государствах на территории нашей страны

( по выбору учащихся)

5. Восточные славяне и их соседи

КС:1.1.2

Учебная карта

« Расселение славян и их соседей в VI –IX в.»

Применять ранее изученные понятия. Показывать на карте места расселения славян. Выявлять причинно-следственные связи между климатом, природой и развитием общества. Составлять рассказ по рисунку и описанию в тексте учебника. Определять информационную ценность исторического источника.

КТ:2.13;2.3;2.4;2.5;2.6

Подготовить сообщение о пруссах – соседях славян

Тема II. Русь в  IX  - первой половине XII в. (11 ч.)

6. Первые известия о Руси

КС:1.1.2

Учебная карта

« Расселение славян и их соседей в VI –IX в.»

Определять хронологические рамки периода. Находить на карте изучаемые объекты. Знать основные события  периода. Анализировать информацию по отрывку из летописи. Оценивать существующие точки зрения и мнения на происхождение древнерусского государства. Аргументировать свою позицию.

КТ:2.1;2.4;2.9

Анализ отрывка  из летописи  «Повести временных лет»

7-8.Становление Древнерусского государства

КС:1.2.1

Учебная карта

«Древнерусское государство в IX – X в.»

Использовать понятие «государство» в новой учебной ситуации. Использовать сведения летописи для выявления особенностей устройства Древнерусского государства. Показывать на карте  территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Высказывать оценочные суждения о деятельности первых русских князей.

КТ:2.11;2.12;2.4;3.2

Подготовить творческие работы об одном из правителей  Древней Руси

( по выбору учащихся)

9-10.Правление князя Владимира. Крещение Руси

КС:1.2.2

Учебная презентация «Крещение Руси»

Знать основные события  периода. Характеризовать основные направления политики князя Владимира. Актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатов. Выявлять общее и различия в язычестве и христианстве. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

КТ:2.1;2.12;3.2

Тематический тест «У истоков Руси»

11 -12.Русское государство при Ярославе Мудром

КС:1.2.3

Учебная карта

«Древнерусское государство в IX – X в.»

Определять существенные черты государственного устройства. Определять мотивы и поступки людей, давать  им оценку. Объяснять смысл используемых в тексте учебника и источнике терминов и понятий. Составлять схему и давать описание ее элементов.

Анализировать положение отдельных групп населения, используя отрывки из «Русской Правды».

КТ:1.1;2.10;2.11;2.3

Составить словарь терминов для чтения «Русской Правды»

13.Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

КС:1.2.3

Учебная карта

«Древнерусское государство в IX – X в.»

Учебная презентация

Давать характеристику отдельных направлений деятельности правителей. Использовать карту как источник  информации. Раскрывать личностные качества исторического деятеля. Развивать навыки анализа исторического источника на  примере «Поучения  Владимира Мономаха своим детям». Раскрыть историческое значение документа.

КТ:2.1;2.3;2.4

14.Общественный строй и церковная организация на Руси

КС:1.3.5

Объяснять и применять новые термины  и понятия.  Описывать с опорой на схему социальную структуру общества. Определять характерные признаки категорий населения. Раскрывать роль церкви в укреплении государства. Показать роль деятелей церкви в истории Древней Руси.

КТ:2.12;2.6;3.2

Подготовить мини-проекты к теме «Культура Древней Руси»

(по выбору учащихся)

15.Культурное пространство Европы и культура Руси

КС:1.5.1

Учебная презентация

« Культура Древней Руси»

Иллюстрации

Привлекать ранее изученные знания. Характеризовать памятники культуры Древней Руси. Определять значение понятий  и  терминов, используемых в тексте. Приводить примеры шедевров  древнерусской культуры. Оценивать памятники культурного наследия, выражать собственное отношение. Характеризовать жизнь различных слоев общества.

Составлять рассказ на основе текста учебника, схем и иллюстраций. Давать описание предметов быта. Оценивать результаты своей деятельности.

КТ:1.3;2.5;2.6;2.9;3.2

Защита проектов

Тема III.    Русь в середине  XII – начале XIII в. (5часов)

16.Политическая раздробленность на Руси

КС:1.3.2

Учебная карта

« Русские княжества в XIII в.»

Выявить причины политической раздробленности. Аргументировать выводы цитатами текста учебника. Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения. Раскрывать роль церкви в укреплении государства. Показывать на карте главные политические центры Руси. Выделять особенности отдельных политических центров.

КТ:2.4;2.6;3.1

Смысловое чтение и анализ отрывка  « Слова о полку Игореве»

17.Владимиро-Суздальское княжество

КС:1.3.1

Учебная карта

« Русские княжества в XIII в.»

Иллюстрации

Определять по карте территорию Владимиро-Суздальской Руси. Характеризовать занятия жителей Северо-Восточной Руси. Характеризовать деятельность князей. Составлять генеалогическую схему. Анализировать отрывки из исторического источника, сочинения историка. Оценивать памятники культурного наследия. Рассказывать историю возникновения Москвы и ее названия.

КТ:2.4;2.5;2.6;2.9

18.Новгородская республика

КС:1.3.1

Учебная карта

« Русские княжества в XIII в.»

Учебная презентация

Описывать по карте геополитическое положение земель. Называть основные занятия населения в соответствии с природно-климатическими факторами. Определять характерные черты формы правления. Составлять схему правления в Новгороде. Извлекать из источника дополнительную информацию и оценивать действия и поведение людей.

КТ:2.12;2.3;2.4;2.6;2.9

Подготовить сообщение о берестяных грамотах, найденных в Новгородской земле

19.Южные и юго-западные русские княжества

КС:1.2.2;1.3.1

Учебная карта

« Русские княжества в XIII в.»

Актуализировать знания из курса истории России. Определять по карте местоположение исторического объекта. Объяснять термины, используемые в источнике. Составлять сложный план. Использовать приемы сравнительной характеристики. Рассказывать о жизнедеятельности исторической личности. Давать оценку памятников культуры.

КТ:2.4;2.5;2.9;3.2

Выполнить самостоятельную работу по  тексту учебника, используя карту и приводимые в учебнике источники.

20.Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы «Русь в середине  XII – начале XIII в.»

КС:1.3.1

Применять ранее полученные знания. Определять главные причинно - следственные связи исторических процессов. Объяснять термины и понятия. Давать сравнительную характеристику исторических личностей. Уметь приводить аргументы за и против. Выделять отрицательные и положительные последствия наступления периода раздробленности на Руси.

КТ:2.13;2.6;2.10

Контрольная работа по теме

Тема IV. Русские земли в середине  XIII – XIV в.  ( 9 часов)

21.Монгольская империя и изменение политической карты мира

КС:1.3.2

Учебная карта

« Индия и Китай в Средние века»

Учебная презентация

Использовать карту как исторический источник. Устанавливать причины событий. Объяснять смысл понятий и терминов. Применить ранее изученные знания о кочевых народах и их взаимодействия с Русью. Анализировать текст источника, приводить примеры, выражать свое отношение. Обобщать материалы темы урока в форме таблицы.

КТ:2.11:2.13;2.4;3.1

Составить таблицу «Завоевания монголов: от создания державы Чингисхана до битвы на Калке»

22.Батыево нашествие на Русь

КС:1.3.2

Учебная карта

« Борьба Руси с завоевателями в XIII в.»

Видеофильм

Использовать карту как исторический источник. Определять цели и задачи завоеваний монголов. Описывать  изучаемые события по иллюстрациям и текстам источников. Показывать на карте главные походы монголов. Выявлять причины поражения Руси в борьбе с монголами. Обобщать материалы темы урока в форме таблицы. Выделить последствия монгольских завоеваний для русских княжеств.

КТ:2.4;2.6;2.12;2.13

Продолжить составление  таблицы

23.Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

КС:1.3.2

Учебная карта

« Борьба Руси с завоевателями в XIII в.»

Видеофильм

Актуализировать знания из курса истории средних веков. Устанавливать причины событий и явлений. Давать характеристику деятельности князя Александра Невского. Раскрыть причины побед русских воинов в битвах с немецкими и шведскими рыцарями. Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторических явлений и событий. Высказывать  собственное  отношение  к личности Александра Невского.

КТ:2.13;2.6; 3.1;3.2

Написать синквейн

«Александр Невский»

24.Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

КС:1.3.2

Учебная карта

« Борьба Руси с завоевателями в XIII в.»

Учебная презентация

Актуализировать знания из курса истории средних веков. Использовать карту как исторический источник. Раскрывать причинно-следственные связи исторического события и его  характерные черты. Раскрыть последствия ордынских  завоеваний для русских земель. Представлять информацию об историческом явлении в виде схемы.

КТ: 2.4;2.13;2.9;3.1

Составить схему зависимости русских земель от Золотой Орды

25. Литовское государство и Русь

КС:1.2.3

Учебная карта

« Борьба Руси с завоевателями в XIII в.»

Учебная презентация

Актуализировать знания из курса истории средних веков. Определять по карте расширение территории княжества. Определять причины и последствия исторического события. Описывать государственные порядки  в Великом княжестве Литовском. Описывать сражение по карте и историческому  источнику.

Оценивать значение исторического события.

КТ:2.13;2.4;2.6;3.2

26.Усиление Московского княжества

КС:1.3.3

Учебная карта

« Образование русского централизованного государства»

Видеофильм

Актуализировать знания по истории Руси. Определять по карте географическое положение Москвы и Твери, показывать расширение княжества. Показать необходимость  объединения русских земель. Выявить причины борьбы Москвы и Твери. Показать предпосылки возвышения Москвы. Раскрывать мотивацию поступков московских князей. Давать нравственную оценку поведению Ивана Калиты. Указывать причины исторического события. Осуществлять поиск нужной информации в источниках разного типа.

КТ:2.4;2.13;2.3;3.2

Написать историческое сочинение

« Первые московские князья»  

(по выбору учащихся)

27.Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

КС:1.3.4

Учебная карта

« Образование русского централизованного государства»

Видеофильм

Понимать значимость данного периода для дальнейшей истории нашего государства. Знать основные вехи биографии  Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Ольгерда,  Ягайло. Понимать альтернативность исторического процесса. Соотносить даты и события периода. Выявлять причинно-следственные связи. Сравнивать способы достижения политических целей. Показывать на примерах роль личностных качеств политика. Определять по  схеме ход сражения. Оценивать итоги Куликовской битвы. Использовать приемы исторического анализа.

КТ:2.1;2.13;3.1;3.2

Подготовить мини-проекты по теме «Развитие русской культуры»

( по выбору учащихся)

28.Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.

КС:1.5.3

Учебная презентация

Иллюстрации

Систематизировать характерные черты развития культуры. Связывать историю культуры с историческими особенностями развития страны. Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры. Описывать важнейшие памятники русского зодчества.  Характеризовать произведения живописи по алгоритму. Определять культурное значение художественных произведений.

КТ:1.3;2.12;2.6

29.Повторительно-обобщающий урок по теме  «Русские земли в середине  XIII – XIV в.»

КС:1.3.2;1.3.3;1.3.4

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личностных качеств исторического деятеля. Раскрыть  роль борьбы русского народа против ордынских завоевателей. Свободно владеть и оперировать терминами и понятиями.

КТ:2.11;2.13;2.2;2.6

Тема V. Формирование единого русского государства (3 часа)

31.Московское княжество в первой половине XV в.

КС:1.4.1

Учебная карта

« Русские земли  в XIV –XV в.в.»

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. Актуализировать знания из курса истории средних веков. Сравнивать исторические процессы и их причины. Объяснять смысл понятий, давать их определения. Объяснить причины феодальной войны. Описывать мотивы поступков участников событий.

КТ:2.11;2.13;2.4;2.7

Подготовка информационно-творческого проекта «Иван III – создатель Российского государства»

32.Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

КС:1.4.2

Учебная карта

« Российское государство во второй половине XV – начале  XVI в.»

Видеофильм «Иван III»

Использовать историческую карту как исторический источник. Рассказывать о событиях с позиций различных персоналий. Использовать приемы исторического анализа. Объяснять происхождение терминов и понятий. Раскрыть изменения характера княжеской власти. Объяснить историческое значение «стояния на реке Угре». Характеризовать отношение различных слоев общества  к объединению страны. Объяснять значение создания единого Русского  государства.

КТ:2.11;2.12;2.4;2.5

Защита проектов

33.Русская православная церковь в XV – начале  XVI в.»

КС:1.3.5

Учебная презентация

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения  церкви с великокняжеской властью. Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей. Применять приемы исторического анализа при работе с текстом. Объяснять значение терминов и понятий. Оценивать  роль светской власти в укреплении церковного могущества.

КТ:2.11;2.12;2.9;3.1

Написать сочинение по истории культуры  « Чем гордятся россияне?..»

34.Повторительно-обобщаюший урок

КС:1.1.2;1.2.1;1.2.3;

1.3.2;1.3.4;1.4.2

Систематизировать материалы курса. Выделять главные события и итоги. Обосновывать свое мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах истории. Делать обобщающие выводы. Формулировать вопросы  по содержанию проектов. Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности.

КТ:2.1;2.11;2.3;2.6;3.2

Защита проектов

   

                                         VI. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. / Под ред. А.В. Торкунова. История России.6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

2. Гаврилина Ю.Г. ФГОС. История России. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 6 класс.- М.: Издательство « Национальное образование»,2013.

3.Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова А.А.6-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

4. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб.  пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2016.

Интернет – ресурсы

1.История России- http://statehistory.ru/

2.Сайт исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова- http://hist.msu.ru/

3.Сайт Государственной исторической библиотеки- http://www.shpl.ru/

4.Исторический сайт «Хронос» - http://www.hrono.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История России в лицах. XX-начало XXI века".

Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии обществ...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.

        Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения и...

Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века

Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века...