Разработка открытого урока по теме: "Отмена крепостного права"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Данная разработка урока выполнена с требованиями ФГОС, подродно дано описание хода урока, технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«Крестьянская реформа 1861 г.» (лист.1)

Учебная дисциплина: история

Раздел программы: Российская империя  в XIX в.

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»

Целевая аудитория: 1 техникума

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Вид занятий: урок с элементами парной работы и использования ИКТ, и формированием регулятивного, коммуникативного УУД.

Методы обучения:

словесно-логические – рассказ, выступления обучающихся, объяснение, беседа, работа в парах;

иллюстративные – демонстрация  мультимедийной презентации;

практические – выполнение заданий, устные ответы, работа на компьютере

Цель урока: 

  • знакомство учащихся с личностью Александра II; формирование представление о сущности крестьянской реформы

1861 г.; уяснение основных  положений реформы и значение отмены крепостного права; (лист 5)

  • развитие навыков работы с документами, работа с таблицами, схемами  обобщение материала, выделение главного;
  • способствовать развитию информационной культуры учащихся; содействовать воспитанию уважения к истории России.

Задачи:

Задача:

Для обучающихся

Для преподавателя

Образовательная

Усвоить знания о причинах отмены крепостного права, основных  положениях реформы и значения отмены крепостного права;  Закрепить полученные знания через различные виды деятельности.

Создать условия для усвоения новых знаний и умений обучающихся по данной теме.

Развивающая

Развивать навыки  работы с документами, работа с таблицами, схемами  обобщение материала, выделение главного.

Создать условия для коммуникативной деятельности, развития навыков самостоятельной работы, памяти, речи, внимания.

Воспитательная

Способствовать развитию информационной культуры учащихся; содействовать воспитанию уважения к истории России.

Убедить обучающихся в практической и жизненной значимости темы.

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование: учебник Волобуев О.В. «Россия и мир» компьютеры, интерактивная доска, презентация, рабочие листы. 

Форма организации деятельности студентов: фронтальная, работа в парах, работа с компьютером, индивидуальная.

Планируемые результаты занятия:

  • Личностные – воспитывать патриота и гражданина своей страны;  развивать навыки сотрудничества. Активизировать  интерес к изучаемому предмету.
  • Метопредметные – развивать умения представлять и защищать работы самостоятельной творческой деятельности; развивать коммуникативную культуру студентов.
  • Предметные  – знать причины, сущность и результаты реформы

1861 г.;

уметь ориентироваться в интернет - ресурсах (выбирать нужную информацию).

Оформление доски: дата, тема урока, 19 февраля 1861 г., термины.

Понятия, которые студенты должны усвоить в процессе изучения материала:

Временнообязанный, посредник, уставная грамота, «отрезки» «прирезки»,  реформа, рескрипт.

План урока. (лист 2)

  1. Личность императора Александра II.
  2. Причины отмены крепостного права.
  3. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
  4. Значение отмены крепостного права.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Результат

I.Организационный момент (1 мин.)

Приветствует

студентов. Инструктаж по работе с рабочим листом и листом самооценки.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, готовятся к занятию

Рабочие листы

Обучающиеся готовы к работе.

Мотивация учебной деятельности

(3 мин.)

Слово преподавателя.

«Буквенный диктант»: записать термины, а из первых букв составить слово, которое характеризует Россию 19 в.

После задается вопрос:

Какое слово получилось? (крепостная) Что это значит? Что такое крепостное право? (форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности. Крестьянин является собственностью барина.)

- как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Давайте определим тему и сформулируем цель урока.

Преподаватель на доске записывает тему урока

Определяют тему, формулируют цель урока; записывают число и тему  в рабочий лист

Презентация сл. 3,4

Обучающиеся вовлекаются в работу.

3. Выдвижение гипотез, актуализация знаний.(3 мин.)

(преподаватель )

Давайте вспомним, как шла подготовка к отмене крепостного права?

На доске вы видите портреты императоров, которые так или иначе пытались решить проблему крестьян. Ваша задача: правильно соотнести мероприятия с именем того кто их проводил

По желанию выходят к доске, выполняют задание

сл. 6

Работа у доски

II. Мотивация знаний (1 мин.)

(преподаватель )

Александр 2 взошёл на престол после смерти своего отца

Николая 2. Умирая, Николай 1, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнурённая неравной борьбой, с истощёнными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся из год в год дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн. руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в полной изоляции, чему свидетельствовал ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П.А. Валуев записал в своём дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М.П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.

Слушают

Презентация сл.5

III. Изучение нового материала. 1Сообщение

студентки по теме: «Сообщение»

(1 мин.)

Слушая выступление одногруппника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ запишите в тетрадь.

слушают, записывают

Презентация студента к сообщению сл. 7

проверяются записи в тетради (устно)

2.Индивидуальное задание 

 (3 мин).

преподаватель

Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, которые на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности.

работают с рабочим листом

Презентация сл.7.

Называют черты, на слайде показать.

Сл.7

3. работа с документом

(2 мин.)

преподаватель: Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”? (По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

работают с документом, отвечают на вопросы

Презентация студента к сообщению

Сл.8

4.выделение основных причин (5 мин.)

(Преподаватель задает вопросы)

формулируют основные причины, работают с документами  в рабочих листах (3 мин).

Презентация

сл. 9

заполняют рабочий лист

5. физминутка для глаз (1 мин)

(проводит преподаватель)

участвуют

Включить видео

занимаются

6. подготовка реформы, основные положения

вопрос раскрывает преподаватель, работая со схемами  

слушают, записывают в раб. лист

Презентация

сл. 10.-13

Отвечают на вопросы

7. значение отмены крепостного права(2+3 мин.)

Вопрос может быть изучен путём коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? какие «крепостнические черты» она сохранила?

Определяют «+» и

«-», заполнение таблицы.

Презентация

сл. 14

Записывают в рабочий лист, работают с таблицей,

8. Закрепление

(3 мин.)

(Преподаватель)

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

другим - по мужику. (Н.А. Некрасов)

Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова?

Сразу после отмены крепостного права появилась вот такая карикатура.сл.

Объясните, что на ней изображено?

Отвечают на вопрос, работая со слайдами

Презентация

сл. 15

Заполняют   рабочий лист

IV. Закрепление материала(4 мин.)

(Преподаватель)

Выполняют тесты

Работают с компьютерами

Подводят итоги, выставляя оценки

V.Рефлексия

(2 мин.)

(Преподаватель)

Презентация сл.16, 17

Вовлекаются в работу

VI. Домашнее задание(1 мин.)

(Преподаватель)

Составить «Уставную грамоту» используя план:

  1. Между кем подписывается
  2. Передаваемые угодья
  3. Размер полевого надела
  4. Порядок и условия выкупной сделки

Или написать небольшое рассуждение от имени крестьянина или помещика

Записывают д/з

Презентация сл.18

Задают возможные вопросы

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Опрос д/з  

а) «Буквенный диктант»: записать термины, а из первых букв составить слово, которое характеризует Россию 19 в. (лист 3,4)

- власть монарха, ограниченная конституцией; (конституционная монархия)

-  коренной переворот в жизни общества (революция)

- отступник от официальной веры (еретик)

- переход от ручного труда машинным ( пром. переворот)

- платежи крестьян помещику деньгами или продуктами (оброк)

- группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями (сословия)

- политика устрашения насильственными мерами (терроризм)

- общественное движение, служение народу (народничество)

- ничем не ограниченная власть монарха (абсолютизм)

- натуральный налог народов Сибири и Севера (ясак)

Вопрос: Какое слово получилось? (крепостная) Что это значит? Что такое крепостное право? (форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности. Крестьянин является собственностью барина.)

Обратите внимание на нашу тему. Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Как можно сформулировать цель к нему? (лист 5)

- Давайте вспомним, как шла подготовка к отмене крепостного права?

На доске вы видите портреты императоров, которые так или иначе пытались решить проблему крестьян. Ваша задача: правильно назвать мероприятия с именем того кто их проводил. (лист 6)

  1. .Мотивационный этап.

Александр 2 взошёл на престол после смерти своего отца

Николая 2. Умирая, Николай 1, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнурённая неравной борьбой, с истощёнными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся из год в год дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн. руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в полной изоляции, чему свидетельствовал ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П.А. Валуев записал в своём дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М.П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.

  1. 4 Далее идёт знакомство с личностью нового императора. (используется лист 5 Сообщение)

Задание группе: Слушая выступление одногруппника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ запишите в тетрадь.

Индивидуальное задание. Подчеркните в тексте черты личности императора, которые на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности.

Использовать ( лист 7).

Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г. Это было одно из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К.К. Мердер, боевой офицер, награждённый за храбрость, проявленную под Аустерлицем, Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. С 1839 г. Он начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, где проявил себя приверженцем крепостнических порядков.

Ответ на вопрос: Какие личности императора, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

  1. Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл;
  2. разностороннее образование – 1 балл;
  3. любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость – 1 балл;
  4. главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели – 1 балл;
  5. стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей – 1 балл.

Обобщить ответы и обратить внимание на необходимость решения крестьянского вопроса.

2. Причины отмены крепостного права.  (лист 8)

Вопрос: Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? (работа по документу) (обратить внимание

Документ:  Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Вопрос: Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

Вопрос: Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

Вопрос: Каковы же были основные причины отмены крепостного права? Работая с документами, выделите их и на доске выберите те, которые являются на ваш взгляд основными (лист 9)

Документ:

Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

3. Подготовка реформы. Основные положения.

1 вопрос учитель излагает сам, используя лист 10-13 Перед объяснением поставить проблемный вопрос: прослушав материал, определите, какова роль Александра в отмене крепостного права?

  1. вопрос рассказать самой, опираясь на  лист 10-11. Для закрепления изученного провести беседу: Какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количество земли получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне – собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником земли?

4.Значение отмены крепостного права

Вопрос может быть изучен путём коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения учащиеся заполняют таблицу: (Лист 16.)

Прогрессивные черты реформы

1861г.

Сохранение крепостнических пережитков

  1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наёмного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны
  2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.

Появление основного противоречия в деревни: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.

5.Закрепление материала.

Использовать лист 18-19.                                    

image017.jpg

Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова?

                О чем или о ком идет речь?

  1. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

предприниматель                   освобождённый                       хуторянин      

     

 лично свободный                          временнообязанный

  1. Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

Судья                    депутаты                   староста                

 помещик            

народный посредник

  1.  Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной   операции

договор                      уставная грамота                          соглашение

  1. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли

«нарезки»              «отрезки»                   «прирезки»

  1. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.

займ                  долг             ссуда                 кредит

  1. Преобразование в какой-либо сфере государства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Реформа                    закон                 изменения

(Ответы: временнообязанные; народные посредники; уставная грамота; «отрезки»; ссуда; реформа)

Лист 13    Д/З §43-44 Волобуев О.В. «Россия и мир» Составить «Уставную грамоту» используя план:

  1. Между кем подписывается
  2. Передаваемые угодья
  3. Размер полевого надела
  4. Порядок и условия выкупной сделки

Или написать небольшое рассуждение от имени крестьянина или помещика

Приложение

Фамилия, имя_____________________

№ группы_________________________

Дата________________

Рабочий лист к уроку по теме:

«Крепостная реформа 1861 г.»

План изучения новой темы:

  1. Личность императора Александра II.
  2. Причины отмены крепостного права.
  3. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
  4. Значение отмены крепостного права.

«Буквенный диктант»:

- власть монарха, ограниченная конституцией -

-  коренной переворот в жизни общества -

- отступник от официальной веры -

- переход от ручного труда машинным  -

- платежи крестьян помещику деньгами или продуктами -

- группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями -

- политика устрашения насильственными мерами -

- общественное движение, служение народу -

- ничем не ограниченная власть монарха -

- натуральный налог народов Сибири и Севера

Подчеркнуть черты личности императора, позволившие ему отменить крепостное право.

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К.К. Мердер, боевой офицер, награждённый за храбрость, проявленную под Аустерлицем. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. С 1839 г. он начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, где проявил себя приверженцем крепостнических порядков.

Работа с документами

Вопрос: Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

  1. Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Вопрос: Почему Александр II считает необходимым отмену крепостного права?

              Как вы понимаете слова, что крепостное права лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

              Каковы же основные причины отмены крепостного права?

Документы:

2.  Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

Работа с датами, терминами:

19 февраля 1861 г. –

Рескрипт –

«Отрезки» -

«Временнообязанные» -

Уставная грамота –

Мировой посредник -

Работа с таблицей

Вопрос : каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила?

Заполнить таблицу:

Прогрессивные черты реформы

1861г.

Сохранение крепостнических пережитков

Исторический диктант:

1. Исторический диктант

        - О чем или о ком идет речь?

1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости,

но не переведенный на выкуп.

2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

З) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной

операции

4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли

5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.

6) Преобразование в какой-либо сфере государства.

Приложение

Бланк оценивания уровня усвоения урока

ФИО

Баллы

Опрос д/з

а) 10 б

Устные ответы (за правильный ответ)

2  б   (всего 10 б)

Черты личности императора

5 б

Таблица

4 б

Исторический диктант

6 б

Всего:  

35-30 – «5»

29-24 – «4»

23-15 – «3»

35 б              Оценка:

Приложение

Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одно из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К.К. Мердер, боевой офицер, награждённый за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв компании 1806 – 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением – декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важная, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, манёврами, парадами. С 1839 г. он начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинетом министров, а в 1846 г. – председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Отмена крепостного права"

Цели и задачи: 1) Познакомить учащихся с личностью Александра II 2) Cформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права 3) Путем анализа основных положений реформы, выявит...

презентация к уроку по теме "Отмена крепостного права"

Разработка урока соответствует  данной презентации на тему "Отмена крепостного права в России"...

Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса

В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...

Открытый урок на тему Отмена крепостного права

Крепостное право превратилось в тормоз технического прогресса, который в Европе, после промышленной революции, активно развивался. Крымская война наглядно это продемонстрировала. Возникла опасность п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока     с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элемент...