Урок на тему "Отмена крепостного права 1861 года".
презентация к уроку (8 класс) на тему

Cударикова Валентина Александровна

Урок по истории 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otmena_krepostnogo_prava_8_klass.zip194.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе


Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года.

Тип урока: урок формирования знаний.

Цели и задачи урока:

  1. Оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, В.И. Назимова в процессе освобождения крепостных крестьян, к правам человека.
  2. Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформе.
  3.  Развивать умение работать с историческими источниками, картой,  отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты работы.
  4. Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
  5. Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карта«Отмена крепостного права в России в 1861 году», атлас по истории России XIXв., контурная карта по истории России XIXв.

Понятия: реформа, оброк, барщина, манифест, рескрипт, гражданские права, временнообязанные крестьяне.

Даты: 1497г; 1550; 1581г.; 1597г; 1797 г.; 1803 г.; 1816-1819гг;  30марта 1856 г., 19 февраля 1861 г.

ПЛАН УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка крестьянской реформы.
  3. Основные положения крестьянской  реформы 1861г.
  4. Значение отмены крепостного права.

                                                            Ход урока
I. Орг. момент, сообщение цели урока.
Цель нашего урока: познакомиться с крестьянской реформой 1861г., с работой  учреждений занимающихся ее разработкой и людьми, которые внесли большой  вклад  в отмену крепостного права.

1. Опрос, актуализация ранее полученных знаний (15мин.):

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

Предпосылки отмены крепостного права.

1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине.

1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”, по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп.

1804г.- в Прибалтике: четко были определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.

1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)

Помещики могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение.

Учитель: Назовите причины отмены крепостного права.

Учитель: Расскажите автобиографию Александр II.

 Что такое реформа? (важное изменение в жизни общества и государства).

С чем у вас ассоциируется крестьянская реформа?

Запишите тему урока: крестьянская реформа 1861г.

II. Работа над новой темой.

1.Подготовка крестьянской реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.
- Как вы понимаете слова Александра II , что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

Верно, Александр I хотел, чтобы крепостное право было отменено «свыше», т.е. с помощью реформы, а не с помощью революции.Государь ожидал от помещиков инициативы в деле подготовки реформы, но те уклонялись, молчали.

3 января 1857г. -  Александр II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по улучшению быта помещичьих крестьян», подготовка крестьянской реформы началась.

В  октябре 1857г. Виленский генерал – губернатор Назимов привез императору адреса, т.е. обращения  от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они были склонны освободить крестьян без наделения землей.В ответ Александр II издал рескрипт (письмо монарха к подданным) генерал губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. В рескрипте указывались рамки освобождения крестьян: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещика. , т.е. быть временнообязанными.

Вскоре текст рескрипта Назимову появился в печати. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В феврале 1858 г.  Секретный комитет был переименован в Главный комитет, председателем которого стал великий князь Константин Николаевич. В него вошли редакционные комиссии. Председателем комиссий был назначен Я.И. Ростовцев.

(Читать стр. 140 про Я.И. Ростовцева).

Следующий председатель комиссии стал В. Н. Панин.

2.Основные положения крестьянской реформы.

19 февраля  1861г. был подписать манифест об отмене крепостного права.

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положении крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп  на особых условиях.

Работа с атласом и контурной картой.

В контурной карте выделяем губернии, в которых крестьянские наделы были увеличены на 20% и уменьшены на 20%.

Учитель: Отрезки - «излишки» земли (более 12 десятин) лучшего качества, которые «отрезались» помещиками от крестьянского земельного надела. Отрезки - это земля помещика.

Крестьяне, раннее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись  гражданскими правами.

3. Значение отмены крепостного права.

(Читать стр.141).

Ученики: читают и делают таблицу.

Значение отмены крепостного права.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Работа с документом. Ответить на вопросы к документу. ( Читают стр.143)

4.Домашнее задание.

 Параграф 20 выучить новые понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"

Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...

Урок истории :"Отмена крепостного права"

Методическая разработка и презентация к уроку истории в 10 классе....

Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"

Цели урока: выяснить причины отмены крепостного праваразвивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия....

Дидактические материалы к уроку "Предпосылки отмены крепостного права в России".

КОЗ  (классического типа) по истории России8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».         Тема  «Предпосылки  отмены крепост...

Разработка урока "Накануне отмены крепостного права "

Накануне отмены крепостного праваТип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйЦель урока:Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного п...

Урок "Накануне отмены крепостного права"

Урок по истории России в 8 классе...

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...