Сценарий брейн-ринга "Битва под Москвой"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Александрова Ирина Николаевна

Конкурс  проводится для 5-6 классов и содержит несколько туров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_bitva_pod_moskvoy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг, посвящённый 75-летию

Битвы под Москвой

«Помним! Храним! Гордимся!»

5-6 классы

Музыка 1.«Песня защитников Москвы» (минус)

2. «На безымянной высоте» (минус)

3. «Передний край» (Муслим Магамаев)

  1. Добрый день! Сегодня, 5 декабря,  наша страна отмечает 75-летие Битвы под Москвой.
  2. Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству день  сегодняшний, представить себе будущее. Историческая память  - великая сила, нравственная и культурная.
  1. Наше  поколение должно  хранить благодарную память о тех, кто защищал  и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

Страшись, о Русь, хотя бы на мгновенье

Принизить славу дедовских времён…

  1. Много войн пришлось испытать нашей Родине за всю её историю, но самой страшной, самой кровопролитной  была Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
  1. Над облаками и веками

     Бессмертной музыки хвала:

     Россия русскими руками

     Себя спасла и мир спасла.

     2.  Сияет солнце, вьётся знамя,

     И те же вещие слова:

    «Ребята, не Москва ль за нами?»

     Нет, много больше, чем Москва!

  1. Сегодня,  встречу с вами  мы посвящаем героическим страницам истории нашей Родины – 75 - летию Битвы под Москвой.

В брейн – ринге участвуют команды 5 и 6 классов. Оценивать работу  команд будет жюри в составе учащихся 7 класса и председателя жюри Ольги  Викторовны Шведовой.

Вед.2:  Итак, 1-ый конкурс «Визитная карточка». Максимальная оценка – 5   баллов,  оценивается:    

1) название команды; 2) девиз;  3) эмблема;   4) чёткость; 5) внешний вид.

         

Начинает команда  6 «А» класса.

Выступление 6а класса

Вед. 1:  Свою «Визитную карточку» представляет команда 6 «Б» класса

Выступление 6б класса

Вед.2:  Свою «Визитную карточку» представляет команда 5 «А» класса

Выступление 5а класса

     

     Вед.1:  И завершает 1-ый конкурс «Визитная карточка» команда 5 «Б» класса

Выступление 5б класса

Вед.2:  Свою «Визитную карточку» представляет команда 5 «В» класса

Выступление 5в класса

     

     Вед.1:  И завершает 1-ый конкурс «Визитная карточка» команда 5 «Г» класса

Выступление 5г класса

Вед. 1: Пока жюри подводит итоги первого  конкурса «Визитная карточка» мы    

           объясним правила проведения брейн -ринга. У вас на столах лежат чистые

           листы, куда вы будете записывать ответ на вопрос, который будет вам задан.    

           На обсуждение  вопроса и запись ответа даётся 1 минута.

           Вы сначала  внимательно слушаете  вопрос, а затем по первому сигналу    

           начинаете его обсуждать.  Второй короткий  сигнал предупреждает о том, что

           времени остаётся 10 секунд и нужно записать ответ.

           Через 10 секунд по третьему сигналу  вы отдаёте лист с  ответом  наблюдателю,  

           который стоит у вашего  стола.

Вед. 1:  Получить дополнительные баллы помогут  ваши болельщики в конкурсе  

          «Домашнее задание», которое оценивается  по 5-ти бальной системе.

Вед. 2: Первым предоставляем слово команде болельщиков 5 «А» класса.

                                             

Домашнее задание 5  «А» класса

Вед. 2:  Итак, для объявления итогов 1-го конкурса  «Визитная карточка»,  мы  

              предоставляем  слово жюри.

                                               

                                                       Итоги 1 конкурса.

1 тур «Битва под Москвой»

Вед. 1: Мы переходим к следующему этапу ринга.

Вед. 2: Всю осень и зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Разгром    

            немецко-фашистских войск под Москвой явился началом перелома в ходе  

            войны. Перед всем миром был развеян миф о непобедимости гитлеровской  

            армии.

Вед. 1:  Итак,  1-ый тур посвящается обороне Москвы и битве за неё.

             За каждый правильный  ответ команда получает 1 балл.

             Время на обсуждение 1  минута.

Вед.2  Внимание! Первый вопрос.

1.   Осенью 1941 года наступление на Москву гитлеровцы готовили как завершающую  

      операцию всей русской компании. Они дали ей многообещающее название.

      Вопрос - как назывался  гитлеровский план захвата Москвы?  

                                                                                                                       («Тайфун»)

  1. Назовите сроки  первого и второго оборонительных этапов обороны Москвы.

                       (30 сентября – 14 ноября и с 15 ноября по 4 декабря 1941 г.)

  1. Героическая оборона какого города сыграла важную роль в срыве планов фашистов по захвату Москвы?  Этот  город – герой враги называли  ключом  к Москве, а защитники – её щитом.

                                                                                                                          (г. Смоленск)

  1. Кого назначают командующим Западным фронтом обороны Москвы 10 октября 1941 года?

                                                                                   (Георгий Константинович Жуков)

  1. Какое направление становится главным рубежом обороны Москвы с начала октября 1041 года?

(Можайское:  Калинин, Можайск, Малоярославец, Волоколамск)

  1. Из Казахстана прибыла 316 стрелковая дивизия, перед которой стояла трудная  задача -  «измотать врага, задержать фашистов, дать время для подготовки главного контрнаступления советских войск». И эту задачу бойцы выполнили! Назовите Имя Отчество и Фамилию командующего этой дивизией.

                                                                                                  (Иван Васильевич Панфилов)

  1. На какое ближайшее расстояние фашисты подошли к Москве?

                                                                                                  (20 – 30 км)

  1. Какие последние населённые пункты заняли немцы в Подмосковье?

(Яхрома, Красная Поляна)

  1. Во время боя у разъезда  Дубосеково были  произнесены слова, которые вошли в  

       историю: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».

       Кто произнёс эти слова?

                                                   (Политрук роты  Василий Георгиевич Клочков-Диев)

  1.  Героическая оборона какого города сорвала  планы фашистов окружить Москву с юга? Этот  город – герой ни разу за всю историю своего  существования не был захвачен врагом.

                                                                                                                          (г. Тула)

Вед. 1: На этом закончился 1-ый тур брейн-ринга.  Пока жюри подводит  его итоги, своё домашнее задание показывают болельщики 5 «Б» класса.

Домашнее задание 5 «Б» класса

Жюри объявляет итоги  1 тура «Битва за Москву»

  1. тур «Битва под Москвой»

Вед. 1: Мы продолжаем. 2-ой тур брейн-ринга.

Вед. 2: Внимание! Первый вопрос.

  1. Июль 1941 года. Москва. Создаются рабочие отряды, группы самообороны,  

       батальоны из людей, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации.  

       Как называлось это формирование?                                

                                                                                                         (Народное ополчение)

  1. Какие противотанковые сооружения были установлены на подступах к Москве?  

                                                                                                                                     (Ежи)

  1. Что выполняло в Москве роль надёжного бомбоубежища?

                                                                                                          (Московское  метро)

  1. 6 ноября  в Москве состоялось торжественное  заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Где оно проходило?

(В подземном вестибюле станции метро «Маяковская»).

  1. Почему для проведения заседания была выбрана именно станция «Маяковская»

( В то время это была самая глубокая станция метро)

  1.  Когда на Красной площади состоялся военный парад войск Московского  

          гарнизона?                                    

                                                                                                                     (7 ноября 1941 года)

  1.  Кто командовал Парадом? Кто принимал Парад?

  (Генерал Артемьев Маршал Будённый)

  1. Для защиты   Москвы и  других городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения фашистов с воздуха применялись  летательные аппараты, которые были  легче воздуха. Они  вынуждали самолёты противника летать на больших высотах и затрудняли прицельное бомбометание с пикирования. Как назывался такой аппарат?

(Аэростат)

  1. Когда началось контрнаступление советских войск под Москвой?

                                                                                                            (5 декабря 1941 года)

  1.  Назовите сроки Московской битвы: день и  месяц начала и её окончания.

                                                                       (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 года)

Вед. 1: На этом закончился 2-ой  тур брейн-ринга.  Пока жюри подводит  его итоги, своё домашнее задание показывают болельщики 5 «В» класса.

Домашнее задание 5 «В» класса

Жюри объявляет итоги  2 тура «Битва за Москву»

и общий итог за 1 конкурс и 2 тура.

   

3 тур «Герои Победы»

1 этап

Вед. 1 Второй тур посвящён героям Битвы под Москвой. Ваша задача  - определить о  

            ком идёт речь. Внимание! Первый вопрос.

 

           В Первую Мировую войну награждён солдатским Георгиевским крестом.

          До октября 1941 года командующий Ленинградским фронтом.

          10 октября 1941 года назначен командующим Западным фронтом.

          Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза.

          Назовите этого командующего.

(Георгий Константинович Жуков)

Вед. 2

С первых дней войны этот летчик-испытатель охранял столицу от налетов вражеской авиации.

7 августа 1941г. он, рискую жизнью, направил свой самолёт на немецкий самолёт «Хенкель», успев с парашютом покинуть свой самолёт.

8 августа 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

В последующих боях сбил еще пять самолетов противника.

7 октября, защищая подступы к столице, погиб недалеко от города Подольска.

О ком идёт речь?

 

( Герой Советского Союза Виктор Талалихин)

Всего на подступах к Москве советские лётчики совершили 25 таранов.

Вед. 1 

Его конный (!) корпус во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии.

В октябре умело организовал оборону у реки Лама, прикрывая Волоколамск.

В ноябре, командуя 3-м  кавалерийским корпусом, сорвал наступление крупной группировки противника от Солнечногорска на Москву.

Погиб генерал-майор в бою у подмосковного села Плашкино в районе р. Руза 19 декабря 1941 года.

(Генерал-майор  Лев Михайлович  Доватор)

 Вед. 1: В день его гибели Сов информбюро сообщило: "Кавалеристы-гвардейцы генерала Доватора на одном из участков Западного фронта за день боев с противником истребили 1000 немецких солдат и офицеров, уничтожили 2 вражеских танка  и захватили 50 орудий, 62 пулемета, 136 автоматов и 250 автомашин".

Когда по радио читали эти строки, Москва еще не знала, что генерала Доватора уже нет в живых...

2 этап

    Вед.1:  Командам предстоит выполнить задачу – сопоставить фамилии людей, которые  

               участвовали в обороне и битве за Москву и их портреты.

    Вед.2:  На листе напротив указанной фамилии укажите номер, под которым находится  

                 его портрет.

    Вед.1:  Время на выполнение 5 минут. Приготовились. Начали!

Сигнал!

    По окончании участники отдают лист с ответами наблюдателям,  которые    

    передают их    жюри.

Вед.2:      Пока команды готовят ответы на полученное задание,   мы оцениваем    

                домашнее задание команды 5 «Г» класса.

          Домашнее задание 5 «Г» класса (параллельно со 2 этапом 3-его тура)

Жюри подводит итоги  3 тура «Герои Победы»

Вед.1: Жюри подводит итоги 3-го тура, а мы предоставляем слово команде

            болельщиков 6 «А» .

Домашнее задание 6 «А» класса

Вед.1:  Для подведения итогов  3-его тура предоставляем слово жюри.

 

Жюри объявляет  итоги 3 тура «Герои Победы»

Общий по 1 конкурсу и 3-м  турам.

4 тур «Мемориалы Победы»

Вед.2: В честь бессмертного мужества и героизма защитников Москвы установлены памятные мемориалы в Москве и Подмосковье.

Вед.1:  Задача команд определить  кому посвящён  и где находится мемориал Мужества и Славы советских солдат.

Время на выполнение 5 мин. Приготовились. Время!

Вед.2: А мы приглашаем на сцену команду болельщиков 6 «Б» класса.

Домашнее задание 6 «Б» класса

Вед.1:  Наш брейн – ринг подходит к концу, и прежде, чем мы подведём  

           окончательные итоги  и назовём победителя

Мы хотим, чтобы вы почувствовали  дыхание той войны

Вед. 2:  Мы хотим, чтобы вы услышали живые голоса героев той войны

         Вед. 1:   Что гибель нам?
                       Мы даже смерти выше.
                       В могилах мы построились в отряд.
                       И пусть не думают, что мертвые не слышат,
                       Когда о них потомки говорят.

         Вед. 2:   Мы хотим, чтобы вы гордились своим  народом.  

         Вед. 1:    Мы хотим, чтобы слова   «Помним! Храним! Гордимся!» стали для  

              вас девизом чести, долга перед всеми, кто завоёвывал для нас мир.

Музыкальная заставка видеоролик «Ты моя Москва»

Жюри: 1) подводит итоги  брейн-ринга, определение победителей, подпись  

                                  грамот.

Вед.2:   Для  подведения итогов предоставляем слово жюри.

Награждение.

Гимн Москвы

 

Вед.1  На этом наш брейн-ринг закончен. Мы благодарим команды за игру и  

           поздравляем победителей и участников!

Вед. 2 До новых встреч!

Музыка

Марш защитников Москвы.

План брейн-ринга

  1. Вступление.
  2. Конкурс  №1 «Визитная карточка» (6а, 6б, 5г, 5в, 5б, 5а).
  3. Домашнее задание 5 «А» класса.
  4. Подведение итогов 1 –го конкурса  «Визитная карточка».
  5. 1 тур «Битва под Москвой».
  6. Домашнее задание 5 «Б» класса.
  7. Итоги  1 тура «Битва за Москву».
  8.  2 тур «Битва под Москвой».
  9. Домашнее задание 5 «В» класса.
  10.  Итоги  2 тура «Битва за Москву».
  11.  3 тур «Герои Победы» + домашнее задание 5 «Г» класса.
  12.  Подведение итогов   3 тура «Битва за Москву»+ домашнее задание 6 «А» класса.
  13.  Итоги 3 тура
  14.  4 тур «Мемориалы Победы»+ домашнее задание 6 «Б» класса.
  15.  Заключение.
  16.  Музыкальная заставка видеоролик «Ты моя Москва»
  17.  Итоги брейн – ринга. Награждение.
  18.  Гимн Москвы

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

План брейн-ринга

  1. Вступление.
  2. Конкурс  №1 «Визитная карточка» (6а, 6б, 5г, 5в, 5б, 5а).
  3. Домашнее задание 5 «А» класса.
  4. Подведение итогов 1 –го конкурса  «Визитная карточка».
  5. 1 тур «Битва под Москвой».
  6. Домашнее задание 5 «Б» класса.
  7. Итоги  1 тура «Битва за Москву».
  8.  2 тур «Битва под Москвой».
  9. Домашнее задание 5 «В» класса.
  10.  Итоги  2 тура «Битва за Москву».
  11.  3 тур «Герои Победы» + домашнее задание 5 «Г» класса.
  12.  Подведение итогов   3 тура «Битва за Москву»+ домашнее задание 6 «А» класса.
  13.  Итоги 3 тура
  14.  4 тур «Мемориалы Победы»+ домашнее задание 6 «Б» класса.
  15.  Заключение.
  16.  Музыкальная заставка видеоролик «Ты моя Москва»
  17.  Итоги брейн – ринга. Награждение.
  18.  Гимн Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-беседаы"Моя Москва"

Концерт посвящен 70-летию битвы под Москвой. Рассказывается история создания  военных песен, в том числе и песен о Москве....

Сценарий новогоднего интеллектуального марафона "Москва Рождественская" / "Москва Новогодняя"

Интеллектуальный марафон по английскому языку для учащихся 7 классов...

Сценарий праздника «Битва под Москвой»

1.     Запомните: от этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в сорок первом началась дорогаВ победоносный сорок пятый год.   2....

сценарий мероприятия "Битва за Москву"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников-одно из важных направлений в работе педагога.Этот сценарий позволяет показать уважение к своей стране,к ее истории,традициям и богатой культуре.Является...

Сценарий мероприятия "Битва под Москвой"

Сценарий общешкольного мероприятия разработан к 75-й годовщине "Битва под Москвой". В сценарии отражаются события от начала Великой Отечественной войны до ее завершения....

Презентация к сценарию мероприятия "Битва под Москвой"

Презентация к сценарию мероприятия "Битва под Москвой"....