Конспекты уроков История России 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Живова Ирина Юрьевна

Материал к курсу истории России 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Внутренняя  политика  Александра I в 1801-1806гг.»                 

Цель урока: познакомить учащихся с началом царствования Александра I. Выяснить характер первых мероприятий  Александра I Павловича, нацеленных на реформирование общества и государства, рассматриваемых им как продолжение политики Екатерины Великой. Проследить связь этих реформ с личностью и окружением царя. Познакомить учащихся с составом и функцией Негласного комитета. Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Задачи:

 Обучающие:

  • Выяснить причины дворцового переворота 11.03.1801г. Постараться найти ответ на вопрос: « Можно ли оправдать участие Александра I в убийстве своего отца?»;
  • Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя;
  • Создать  условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;
  • Обратить внимание на сподвижников  императора, которые  помогали ему в осуществлении всех начинаний.  

Развивающие:

Развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать  информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы.

Воспитательные:

  • Создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны.
  • Способствовать  формированию активной жизненной позиции;
  • Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Тип урока: урок изучения нового  материала.

Основные понятия: 

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ – неограниченная власть царя.

МАНИФЕСТ- торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

 РЕФОРМА - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.-; амнистия; министерство.

НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов. А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований.

МИНИСТЕРСТВА – ( от латинского ministro – служу, управляю) – форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ - бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803.

  Основные даты: 1777-1825-годы жизни Александра I; 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1801-1811 г. — реформа высших органов власти; 1803 г. — реформа народного просвещения; 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.

Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский; В. П. Кочубей.

Оборудование урока:

  1. ПК, мультимедийный проектор, экран.
  2. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I.

УМК:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2011 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России ХIХ в., 8 класса. М., Просвещение, 2008 г.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 5-6 человек.

Опережающее задание:

доклад «Александр I – воспитание, черты характера»;

подготовка сообщений о членах  «Негласного комитета», Лагарпе;

                                                         Ход урока

 1 этап урока -  постановка проблемы

                                                  Слайд 2

      « Собрались у преображенца Талызина, ужинали. У генерала Талызина, командира гвардейского Преображенского полка, что квартировал в пристройке  Зимнего дворца. Хозяин отсутствовал. Но вино лилось рекой. Как обычно разговоры, анекдоты и …насмешки в адрес государя. Заурядная офицерская попойка в промозглом Петербурге вечером одиннадцатого марта 1801 года. Правда, странно, что гости, не бог весть какая знать, cобрались по личному приглашению наследника российского престола Александра Павловича и генерал – губернатора столицы Петра Алексеевича Палена…

         Время близится к полуночи, ужин -  к концу. И вот появляются  генералы – граф Пален, барон Беннигсен и братья Зубовы. Принесли ещё шампанского. Пален поднимает тост за здоровье его императорского величества Александра. Александра? Позвольте, ведь Александр – наследник. Это ошибка. Платон Зубов, фаворит Екатерины II, громкогласно заявляет, что такова была ещё воля императрицы, а Пален говорит, что наследник согласен. Сомнений у разгорячённых людей нет. Но как быть с нынешним царём? Что если он станет сопротивляться? Там видно будет. И глава заговорщиков, граф Пален, произносит (разумеется, по  французски) свою вошедшую во все мемуары фразу « Не разбив яиц, не приготовить омлета».

         Пален делит нетрезвых офицеров на две партии: одна пойдёт с ним, другая - с Платоном Зубовым и Беннигсеном. Пойдут разными путями. Но место встречи одно и цель одна. Место – Михайловский замок, цель  – убийство императора Павла I» (Тюрин В. Бедный Павел, «Знание – сила», № 3,1992г., с.83.

         Возможно, именно с этих событий начинается столь судьбоносный в истории России XIX век. Хотя, наверно, это не только пролог к царствованию Александра I, но и эпилог правления Павла I…

        Одна из загадочных фигур на российском престоле. Стал императором в зрелом возрасте, но удержаться на престоле смог лишь 4 года 4 месяца и 6 дней. Был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801года во время дворцового переворота, согласие на которое дал сын Александр.

Невольно возникают три вопроса:

           В форме фронтальной беседы:

1. Каковы были причины заговора?

2. Почему Александр согласился на дворцовый переворот?

3. Можно ли  оправдать участие Александра в убийстве своего отца?

        Вопрос № 3 был задан в этом учебном году ребятам, которые учатся в 10 классе. Я собрала их ответы и передала ученице 11- а класса Пугачёвой Ольге, которая проанализировала данные социологического опроса. Результаты Оля  огласила на уроке, сделав весьма интересные выводы.

Здесь заканчивается текст третьего слайда (слайд 4)

         Император Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. 24-летний самодержец был высок, красив, изящен, его супруга – очаровательна. В. О. Ключевский, пишет, что предшествующее царствование Павла было для русского общества « строгим великим постом». Н. М. Карамзин говорит, что  « слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления».

        Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости, « поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения» (В. О. Ключевский)

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (слайд 5)

        А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Возникает вопрос: почему А.С.Пушкин дает столь лестную характеристику  началу правления нового императора: «Дней Александровых прекрасное начало»? (Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют данный вопрос)

2 этап - осмысление

  Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования  в России.

                                                                План.

1. Личность императора Александра I.

2. «Негласный комитет».

3. Первые преобразования.

Здесь заканчивается текст пятого слайда (слайд 6)

    Александр I  вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

    Задание: сформулируйте  важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. литературу,

    Итог работы – общеклассный кластер на доске №1

Цели  царствования Александра:

- отмена крепостного права;

- введение конституции;

- ликвидация последствий правления Павла I;

- развитие образования в стране (возможно с помощью учителя)

1.

      Далее следует доклад о личности императора Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, о роли Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I.   

Задание: Прослушав доклад, ответить на вопросы:

1 . Какие черты характера, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя? Обладал ли ими АлександрI?

2.  Отметьте те, по-вашему, положительные и отрицательные качества императоров, которые могли повлиять на политическое развитие страны.

                                                                              Личность

                                Итог работы  - общеклассный кластер на доске №2

                                                                             

                                      +

                           _

В тетради делается запись:

1877-1825- годы жизни Александра I

1801-1825гг.- правление Александра I

2.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (слайд 7)

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

  Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:

1.Как назывался кружок близких друзей Александра I?

2. Кто входил в его состав?

Далее следуют краткие сообщения учащихся о членах «Негласного комитета»

3. Что объединяет названных членов Негласного комитета?

4. С какой целью был учреждён « Негласный комитет» ?

В тетради делается запись: 

   НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов , А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. (Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей»)

24 июня 1801г. – 9 ноября 1803 г. – деятельность Негласного комитета.

3.

        Под  сильным влиянием Негласного комитета были проведены мероприятия первых лет правления Александра I

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (слайд 8)

  Задание:

     Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I ?

      Работая индивидуально, затем в группе с материалами учебника и документами заполните таблицу

Вновь организуется работа сначала индивидуально, затем в группе с материалами § 1. На доске появляется кластер № 3:

      Преобразования     Александра I    в 1801 – 1806 годах.

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (слайд 9)

Здесь заканчивается текст девятого  слайда (слайд 10)

Здесь заканчивается текст десятого слайда (слайд 11)

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (слайд 12)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ликвидация последствий правления Павла I

Выполнено:

Вернул казаков, отправленных завоёвывать Индию.

В своём манифесте Александр I обещал управлять народом  « по законам и по сердцу Екатерины Великой».

Вернул репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел.

Открыл границы и типографии

Разрешил ввозить товары и книги из Западной Европы.

Восстановил действие Жалованных  грамот дворянству и городам.

Избавил солдат от ненавистных буклей

Запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли

Усовершенствование государственного строя России

Выполнено:

1802 г. – Сенат - высший судебный орган.

Проведена реформа государственной власти:

1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие.

Решение «крестьянского вопроса»

Выполнено:

1801 г – а) право недворян покупать землю, б) объявил о прекращении пожалования казённых крестьян в частные руки, в) запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли

  1.  1803 г. – Указ о           вольных хлебопашцах

1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки и др.

Просвещение

Выполнено:

1802г-Учреждение Министерства народного образования.

Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты.

Создание привилегированных лицеев Демидовского в Ярославле(1805) и Царскосельского (1811)

Открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно(1803), Казани и Харькове (1804), Главного педагогического института в Петербурге (1804), преобразованного в 1819г. в университет.

3 этап - рефлексия.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (слайд 13)

Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?

Учащиеся делают вывод, что в первые годы царствования Александра Павловича не удалось осуществить отмену крепостного права, ввести конституцию, но первые шаги на этом пути были сделаны

Вывод: Все эти меры не являлись коренными преобразованиями существующего строя и потому не требовали никакой программы, никакой подготовительной разработки: это было простое и быстрое устранение всех нелепых тиранических распоряжений, которые сделаны  были Павлом - цель – поднять свой авторитет в государстве

Вывод: Не была введена Конституция, не был  созван парламент, но  были приведены в порядок и получили новый вид центральные правительственные учреждения, расстроенные местною реформою императрицы Екатерины II .

Вывод: Крепостное право не отменялось, но были сделаны первые шаги к решению крестьянского вопроса. Однако существовало объективное противоречие между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства

Вывод:  Эти меры способствовали развитию школьного и университетского образования.

 

Ребята, вы хорошо потрудились на уроке: изучили  материал учебника, проанализировали документы, заполнили несколько таблиц, выступили с докладами, сделали  выводы.

 Итак, давайте подведем итоги и закрепим материал о внутриполитической деятельности Александра I.

1. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (слайд 14)

1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества: реформа высших органов власти - появление так называемого "Негласного комитета", реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов - Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года "о вольных хлебопашцах").

2. Союзником самодержца был кружок - Негласный комитет.

3. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I (ориентировочно, до 1805 года).

Пушкин, безусловно, положительно относился к либерализации общества, что и позволило ему дать такую характеристику начала правления Александра I.

       Подведение итогов урока

       Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: параграф №1,  в. 1-3 с.9, выучить записи в тетради, подготовиться к тесту. По возможности посмотреть на YouTube один из фильмов:

  1. Император Александр I.
  2. Российская империя. Серия 7.Александр I , часть 1.
  3. Русские цари - Александр I.
  4. Осторожно история: Начало правления Александра I.



Предварительный просмотр:

Урок № 29.  Тема: «Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг.»

Цели урока:

  1. показать международное положение России в начале века; определить основные цели,      задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
  2. выяснить причины войны 1812 г.;
  3. учиться работать с историческими документами, анализировать, выделять главное, сравнивать.

План урока:

  1. Антифранцузские коалиции
  2. Россия на Кавказе
  3. Россия в войнах 1806-1807 гг.
  4. Тильзитский мир
  5. Война со Швецией 1808-1809 гг
  6. Русско-турецкая война 1806-1812 гг.
  7. Война с Ираном 1804-1813 гг.
  8. Разрыв русско-французских отношений.

Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос; сейм.

Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией.

Ход урока.

(слайд 1)  Тема урока.

(слайд 2) План урока

(слайд 3) Вопрос. Вспомните, как складывались отношения между Россией и западными державами в период правления Павла1?

  • Разрыв России с Англией и Австрией;
  • Постепенное сближение с Францией;
  • Отправка 22500 казаков для захвата британской Индии;
  • Объявление о прекращении торговли с Англией.

(слайд 4) Переворот в Петербурге 11 марта вновь изменил ситуацию. Вслед за отцом Александр I решил начать свою внешнюю политику как бы с чистого листа.

Вопрос.  Предположите, с чего начал свою внешнюю политику Александр I ? 

(слайд5) Работа с документом

«правительство желает восстановления доброго согласия между обоими государствами и готово содействовать тому всеми средствами, при условии присоединения Англии к морской конвенции, которая не нарушает интересов Англии».

Из письма русскому посланнику в Англии графу Воронцову.

Вопрос. С какой страной  Александр  в первую очередь поспешил наладить отношения? Почему? (вред экономическим интересам страны ).

(слайд 6)

  • Возобновилась торговля с Англией;
  • отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии;
  • Англия и Россия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта;
  • Россия вступила в третью антифранцузскую коалицию.

 ( слайд 7) Работа с понятием и с таблицей.

(слайд 8) Работа с документами.

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».    Из письма шведского дипломата Г. Лагербьельке

«Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он неискренен: это истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый». Наполеон.

Дайте оценку дипломатическим способностям Александра I.

( слайд 9) Схема: «Основные направления внешней политики России в начале 19 века.

(слайд 10) Наполеон готовил высадку десанта в Англии.

Вопрос. Какое событие помешало осуществить эти планы Франции?

21 октября 1805 г. Английский флот разгромил франко-испанскую эскадру у мыса Трафальгар.

(слайд 11) Наполеон перебросил свои основные силы в Центральную Европу. 2 декабря 1805 г. Русские войска выдвигавшиеся на запад, и остатки австрийской армии встретились у деревни Аустерлиц.

(слайд 12) Вопрос. Под каким названием вошла в историю битва при Аустерлиц?

(слайд13) Мнение историка А.Е. Преснякова  об Аустерлицком сражении

« А при армии Александр I, не принимая открыто командования, связывал Кутузова своими решениями, подрывая его авторитет, выслушивая разноречивые мнения штабных генералов»

Вопрос. О каком событии идет речь в данном отрывке?

(слайд14) Белавин и Брозе  Пародия  «Весь-гом»

Вопрос. 1. Каким событиям посвящено это стихотворение? 

2. Каковы были итоги битвы при Аустерлиц? ( Армия Наполеона нанесла поражение австро-русской армии, Россия потеряла почти 15 тыс.  своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. солдат. (Третья коалиция распалась.)

(слайд 15) Россия на Кавказе. Одновременно Россия проводила активную политику на Кавказе. 1801 г. –Восточная Грузия; 1803 г. Мингрелия;1804 г. – Имеретия, Гурия, Гянджа 1805 г.-Карабах, Ширван 1806 г. Осетия

Вопрос. Предположите, какие страны могло обеспокоить проникновение России в Закавказье? (Турцию, Иран, Европейские державы)

(слайд 16) В 1806 г. Война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коалиция.  Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. «континентальной блокады» Англии.

Работа в тетради на печатной основе. Стр.6, задание 2.

Континентальная блокада- запрет на всякие связи между Англией и странами Европы, что должно было подорвать британскую экономику.

После разгрома Пруссии Франция вышла к реке Неман- западной границе России и остановилась у местечка Тильзит.

(слайд 17) Работа с документом. Мнение историка Н.Ф. Дубровина.

«Кто бы мог вообразить, что наш император заключит союз с начальником гильотины, с величайшим убийцею и недостойным тираном…»

                                                   Русская жизнь в н. XIX в.

Вопрос. 1. О каком историческом событии идет речь? (заключение Тильзитского мира 1807 г.)

2. Подумайте, какие обстоятельства заставили Александра I пойти на переговоры с Наполеоном? ( военные и материальные ресурсы России истощены, отсутствие помощи со стороны союзников, опасность вторжения Наполеона на территорию России).

(слайд 18) Свидание императоров состоялось  25 июня и было обставлено необычайной, поразившей воображение современников условностью. Чтобы не затрагивать престижа ни той, ни другой стороны, т. е. чтобы Наполеону не заходить на русскую  территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот,  на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, украшенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к плоту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Императоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наедине. О содержании их разговора современники могли только догадываться.

(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)

(слайд 19) Работа с учебником стр.13-14. Выделите негативные и позитивные последствия Тильзитского мира.

Работа в тетради на печатной основе . Тетрадь стр. 8, задание 6

Вопрос. Какие направления внешней политики России стали главными после заключения Тильзитского мира? (Борьба с Турцией, Ираном, Швецией)

(слайд 20) Воспользовавшись статьями Тильзитского мира Александр I в 1808 г. начал войну против Швеции. За 1 месяц Россия разбила шведов и овладела Финляндией и Аландскими о-ми. Когда сюда подошли щведские войска, русские вынуждены были перейти к обороне. Осенью русские, перешли в наступление и одержали ряд побед. В марте 1809 г.войска под командованием ген. Барклая де Толли перешли Балтику по льду, взяли Умео, а отряд генерала П.И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм.

(слайд 21) Поражение Швеции привело к свержению короля. Сентябрь 1809 г. Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова отходила к России. В составе России было создано Великое княжество Финляндское . Швеция присоединилась к континентальной блокаде Англии.

(слайд 22) В 1806 г. Наполеон подтолкнул Турцию к началу войны с Россией. Русские войска в 1806 г. заняли Молдавию и Валахию. После Тильзита Россия сосредоточила на Балканах свои войска, но боевые действия шли вяло, пока в 1811 г. главнокомандующим не стал М.И. Кутузов. Он быстро активизировал боевые действия. В битве под Слободзеи турки попали в окружение и начали мирные переговоры. В 1812 г. был подписан Бухарестский мир- в состав России входила Бессарабия, Турция обещала провести реформы в Сербии. Россия избежала войны на два фронта.

(слайд 23) В 1801 г. Россия присоединила Воссточную Грузию.В ответ в 1804 г. Иран начал войну. В ходе боевых действий русские заняли части Азербайджана и Армении. В 1810 г.Турция и Персия заключили союз. В 1812 г.Русские заняли Аркеван и Ленкорань и в 1813 г. по Гюлистанскому миру Россия получила ряд территорий на С.Кавказе и в Закавказье.

(слайд 24) « Я не хочу войны, я не хочу восстановить Польшу, но вы сами хотите присоединения к России герцогства Варшавского… Пока секретные намерения вашего двора не станут открытыми, я не перестану увеличивать армию, стоящую в Германии!»

                                                                                  Наполеон русскому послу А.Б Куракину

 Тильзитский мир был недолгим. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России. Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне.

   Война стала неизбежной.

Литература.

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 19 век. 8 класс.

2.Л.М. Ляшенко. История России 19 век. 8 класс. Дидактические материалы.

3.Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России . 19 век. 8 класс

4. (Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)

5. История России 19 век. Хрестоматия.

6. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в. 



Предварительный просмотр:

Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."

Цели урока:

1. Выяснение причин, ход и последствия Крымской войны.

2. Развитие навыков работы с текстом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.

Оборудование урока:

  • Персональный компьютер;
  • мультимедийный видеопроектор;
  • карта “Крымская война”;
  • технологическая карта урока;
  • тестовые задания;
  • выставка книг, посвященных событиям Крымской войны.

План урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация опорных знаний об истории “восточного вопроса” в России.
  3. Рассказ учителя о причине, поводе, событиях Крымской войны, заполнение технологической карты урока.

Ход урока

I. Орг. момент:

Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему “Крымская война”. Мне очень хочется, чтобы вам этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце.

II. Актуализация опорных знаний:

Давайте с вами вспомним, что такое исторические термины “Восточный вопрос” (взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость) (Показать на карте)

-Для России этот вопрос решался долго.

–Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XII века. (русско-турецкие войны, Черноморское побережье от Анапы до Поти, свободная торговля в проливах.

III. Объяснение нового материала:

Давайте с вами вместе сформулируем задачи нашего урока. Как вы думаете, что вы на уроке должны выяснить? (ответы учеников)

Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество и героизм. Совсем недавно мы отмечали дни освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашей станицы, отметим в этом году 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно наша страна, наш народ одержал эту победу, почему в 1812 году одержали победу над французами, почему даже когда наши войска отступали, то захватчики не испытывали радости от победы. Сегодня на уроке я хочу чтобы вы прочувствовали героизм и мужество русских солдат.

Работа по учебнику: Открыли учебник на странице 93 §14 п.1 Самостоятельно выделите причины и повод к началу войны.

(Ответы записать в технологическую карту урока)

Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.

Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.

- Назовите страны участницы этой войны?

Россия – пересмотр режима, усиление влияния.

Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.

Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.

-Почему у России в Крымской войне не было союзников? (Чем можно объяснить просчеты, допущенные Николаем I)

- Давайте рассмотрим ход военных действий, и по ходу моего рассказа заполните таблицу:

(Заполнение технологической карты) (Приложение 1)

Этапы

Противники России

Основные события

1-й этап: ноябрь 1853- апрель 1854

Турция

Синопское сражение

2-й этап: апрель 1854–февраль 1856

Англия и Франция

Сражение на реке Альме, оборона Севастополя

Война начиналась на двух фронтах Балканском и Закавказском.

Самое яркое событие этого периода – Синопское сражение.

(Рассказ учителя о битве, сопровождающейся показом слайдов презентации, см. Приложение 2)

Работа по карте:

- рассмотреть как были расставлены корабли противника. 

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу.

Вот картина, которая предстала перед глазами нашей эскадры “Большинство турецких фрегатов ещё горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили само собой выстрелы, и ядра пролетали над нами. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях”.

- Вступление Англии и Франции в войну (союз с Турцией) март 1854 года, объявление воны (действия апрель 1854 по февраль 1856 – действия на суше)

-сентябрь 1854 года 60 тысяч высадились в Крыму, наступление на главную русскую крепость на Чёрном море – Севастополь. (Е.В.Тарле Крымская война)

Сражение на реке Альме.

Противник имел почти двойной перевес в силах. Нарезные ружья союзников били на расстояние в 1200—1300 шагов, а русские гладкоствольные всего на 200—300. Грохот орудий, свист пуль, проклятия, мольбы, крики и стоны, ржание лошадей — все слилось в ужасный гул. В Альминском сражении особенно отличился Владимирский полк. Осыпаемые вражескими снарядами, под градом пуль, “владимирцы” с ружьями наперевес храбро шли вперед. Это была живая стена штыков, грозно двигавшаяся на врагов. Английский главнокомандующий Раглан и его свита с изумлением и ужасом смотрели на мужественную атаку “владимирцев”. Опомнившись, Раглан бросился к своим артиллеристам и крикнул: “Надо остановить эту лавину!”. Сражение было проиграно. Но англичане понесли огромные потери. Английский генерал, осматривая после боя усеянное мертвыми телами, поле печально проговорил6Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии”

(Владислав Артемов “Крымская война 1853-1856”, Белый Город, Москва 2005 г.)

Несмотря на мужество и героизм это сражение было проиграно. В чём же причина?

Работа с документом, из “Воспоминаний о Севастополе” В.Зарубаева.

(Стр. 90 учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)

- Оборона города – крепости Севастополя:

-возведение укреплений (бастионы, насыпи) Слайды из презентации(см. Приложение 2)
- затопление кораблей
работа с документами (стр. 90 учебник А.А.Данилов,Л.Г.Косулина) из приказов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова
-Какие чувства испытывали адмиралы, отдавая этот приказ?
-Какие слова показывают необходимость в этих действиях?

Орудия и 10000 матросов пополнили ряды защитников города.

Герои: 11 месяцев (349 дней) длилась оборона города.

Рассказ учащихся о героях войны.

Знаете ли вы о героях Крымской войны?

Слайды из презентации: (см. Приложение 2).

- Адмиралы
- Дарья Севастопольская
- Пластуны (Костюм их был необычен, поношенные чекмены, папахи, заплатанные шаровары разных цветов, обувь из сырой невыделанной кожи).

Коля Пищенко – 10-летний мальчик (награждён героическим крестом)

1 месяц службы приравнивался 1 году.

В конце августа началась последняя ожесточённая бомбардировка. 800 орудий беспрестанно громили город

Обрушился огонь орудий
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь
За ними вслед, сверкнув зарницей
На запад отступала ночь
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки
Дубы с корнями вырывала
Колола скалы на куски.

- Захват господствующей высоты – Малахова кургана.

- Парижский мир (март 1856 года)

(Страница 89 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)

(Выписать итог войны)

IV. Итог урока:

- Вернёмся к задачам, которые мы с вами ставили на уроке.

- Что стало причиной войны? Поводом?

-Назовите основные события?

-Что явилось главным итогом Крымской войны для России?

- Почему победители не чувствовали радости от своей победы? (15700 человек умерло от болезней, 3600 – погибло)

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Домашнее задание: подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.

Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях  развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...