КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории на тему

Колесникова Светлана Анатольевна

Конспект урока ознакомления с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Урок предполагает использование инновационных и традиционных форм работы с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvo.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова»








КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ


Тема: Образование Древнерусского государства


Разработала : учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 г.Льгова Курской области

Колесникова Светлана Анатольевна


2015г.

Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
  • выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
  • развивать умение работать в парах.
  • формирование навыков работы с историческим источником и  трудами  историков

3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коллективизма, товарищества.

4) здоровьесберегающие задачи:

  • профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности;
  • предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки;
  • развитие наблюдательности, памяти;
  • создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Мотивационная установка

-Добрый день, дорогие ребята! Занимайте свои рабочие места, проверьте наличие учебников и тетрадей на своем столе. Сегодня мы с вами вспомним, что нового вы узнали на прошлом уроке и продолжим знакомиться с историей нашего государства.

Приветствуют учителя; занимают свои рабочие места, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку

2.Повторение и контроль Д/З

2.2.Работа в парах: разгадывание кроссворда (3 карточки)

Раздаю карточки трем парам обучающихся.

Дети выполняют задание и сдают карточки на проверку (кроссворды по изученной теме «Соседи восточных славян»), остальной класс отвечает на вопросы учителя

2.3. Фронтальный опрос

  1. Опишите быт и хозяйство восточных славян.
  2. Расскажите о верованиях восточных славян.
  3. Охарактеризуйте   общественное   устройство   древних славян.
  4. Дайте характеристику соседям восточных славян.
  5. Чем привлекала восточных славян Византия?

Поднимают руку, с места, по очереди, отвечают на поставленные учителем вопросы. Дополняют ответы своих товарищей.

3. Изучение нового материала

3.1.Организация и мотивация на изучение нового материала

3.1.1. Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач

-Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.

3.1.2. Видеофрагмент «…Откуда есть и пошла Русская земля» (1мин. 10с.)

Организует просмотр видео. Записывает на доске тему. Ставит цели урока

Просматривают видео. Записывают тему в тетрадь

3.2.Актуализация знаний. Работа с картой.

«Предпосылки создания Древнерусского государства»

Внешнеполитические (назвать соседей, представляющих опасность для восточных славян- кочевники, варяги; торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)

Политические (наличие союзов славянских племен, усиление военной знати, появление системы управления)

Экономические ( развитие торговли, путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь, рост городов )

Социальные (переход от родовой общины к соседской и т.д. (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества

Отвечают на предложенные вопросы. Выходят к доске. Отмечают на карте маркером для интерактивной доски важнейшие торговые пути восточных славян

3.3.Практикум на основе упреждающего задания

«Теории появления государства у восточных славян»

( слайд + сообщения учащихся)

- Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства:

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/2/a/c2a915d065926a756ef863a7f1da5ae021e13004/konspiekt-uroka-istorii-obrazovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva_1.png

Делают выводы:

- Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории)

- Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

- варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, значит, не могли дать им более высокой формы государственности;

- Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности

ФИЗМИНУТКА

( 1 мин.)

Говорю о необходимости небольшого отдыха. Прошу детей встать

Под музыку повторяют движения за сказочным персонажем (гимнастика для глаз + разминка)

3.4.Работа с историческим документом

-Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в XII в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

Задание: Прослушайте отрывок «Повести временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.


Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

Делают Вывод:

-Древнерусское государство возникло у восточных славян в IX века, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере.

3.5.Работа со схемами. Рассказ учителя

«Формирование единого Древнерусского государства»

В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси.

Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

Учитель подводит учащихся к выводу.

- Олег принял титул - киевский великий князь.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.

Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство?


Делают вывод:

в результате объединения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

Записывают дату в тетрадь.

Записывают в тетрадь новый термин «полюдье»

Называют признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Власть (князь)

3. Суверенитет (неподчинение власти другого государства).

4. Налоговые сборы (дань, полюдье).

4. Закрепление материала

4.1. Установление последовательности событий (работа с интерактивной доской)

Задание: Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку

1.Начало неравенства

2.Выделение знати

3.Переход к соседской общине

4.Образование государства

5.Захват земель, грабительские набеги.

6.Усовершенствование обработки земли.

7.Образование излишков.

8.Складывание частной собственности на землю.

9.Господство родовой общины

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/2/a/c2a915d065926a756ef863a7f1da5ae021e13004/konspiekt-uroka-istorii-obrazovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva_2.jpeg

4.2. работа с ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50fb91a9-82d9-4bb9-aec3-13773267f26f/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTQ_05%5D.html

Вопросы и задания к уроку по теме «Становление Древнерусского государства»

Выходят к доске и выполняют задания в режиме он-лайн

4.3.Работа с УМК

Выполнение заданий 2.1, 2.2, 2.3 рабочей тетради.

Учитель корректирует правильность выполнения предложенных учащимся заданий.

Каждый учащийся работает в своей тетради индивидуально.

4.4.Работа с документом учебника

Задание: прослушайте фрагмент документа и скажите: о каких событиях периода формирования древнерусского государства идет речь? Какие племена восточных славян приняли в описываемых событиях участие?

С места, подняв руку, предлагают свои варианты ответов.

5. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

Что нового Вы узнали на сегодняшнем уроке?

Оценивание работы учащихся на уроке.

-Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Узнали систему управления Древнерусским государством

6. Домашнее задание (выводится на экран)

§ 3, ответить на вопросы. Подготовить сообщения по темам (по желанию):

1) Деятельность князя Олега (внутренняя и внешняя политика).

2) Деятельность князя Игоря (внутренняя и внешняя политика).

3) Деятельность княгини Ольги (внутренняя и внешняя политика).

4) Деятельность князя Святослава (внутренняя и внешняя политика.)

Записывают д/з в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку "образование древнерусского государства

Материал может быть использован на уроках истории в 6 и 10 классах....

Презентация к обобщающему уроку "Образование Древнерусского государства" 6 класс

Презентация позволяет наглядно представить обобщение материала по изученному разделу....

Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;        - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания   Древнерусского...

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....

Технологическая карта урока Формирование Древнерусского государства

Цель урока - сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян, раскрыть предпосылки,  причины и этапы становления государства у восточных славян; сформи...