Методическая разработка: Историческое путешествие по Крыму
план-конспект урока по истории на тему

Тема урока: «Историческое путешествие по Крыму».

Предмет: история

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.

Технология построения урока: Системно-деятельностный подход, групповая работа, технология развивающего обучения, технология проблемного диалога при изучении нового материала, технологии продуктивного чтения.

Цели: Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России. Расширение и обогащение представления учащихся о истории Крыма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskoe_puteshestvie_po_krymu.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза П. С. Маштакова».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Историческое путешествие по Крыму».

Подготовила: учитель истории

Ображей Евгения Игоревна

Владимир 2016 год.

Тема урока: «Историческое путешествие по Крыму».

Предмет: история

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.

Технология построения урока: Системно-деятельностный подход, групповая работа, технология развивающего обучения, технология проблемного диалога при изучении нового материала, технологии продуктивного чтения.

Цели: Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России. Расширение и обогащение представления учащихся о истории Крыма.

Общеобразовательная:

Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России.  Показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России.

Подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм.

Развивающая:

Заинтересовать обучающихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Развивать способности к самостоятельному мышлению.

Развивать умения самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками.

Развивать критическую оценку, умение анализировать и делать выводы;

Воспитательная:

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитание коммуникабельности, развитие речевой культуры, личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Создать условия для: воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к новой территории - Крыму, Родине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами.

Воспитание активной гражданской позиции и создание условий для свободного осознанного самоопределения личности на основе научных данных.

Воспитание патриотических ценностных ориентаций, гордости за свою страну.

Планируемые результаты: Личностные УУД: Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения о Крыме:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

Регулятивные УУД: Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

формирование и развитие по средствам исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Освоение системы знаний об истории Республики Крым, на основе которых формируется историческое мышление учащихся.

Коммуникативные УУД: Отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

План урока:

1. Крым в глубокой древности

2. Крым и Русь

3. Крымское ханство

4. В российской империи

5. Крым в годы Гражданской войны

6. Великая Отечественная война

7. Передача Крыма Украине

8. Воссоединение

Ход урока:

  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок, который мы никогда не проводили, его не было в планах. Урок - путешествие по Крыму. Мы впервые будем говорить о важном историческом событии, которое произошло 18 марта 2014 года. Кто знает, чем запомнился этот день? Ответ учащихся: Он запомнился тем, что в состав России вошла территория Крыма.

Учитель: Верно! Наш урок - путешествие посвящен историческому событию воссоединения России и Крыма. Это – то событие, которое мы должны запомнить навсегда». Вопрос учителя: А, что значит путешествовать? 

Ответ учащихся - Бывать в разных местах, странах, узнавать что-то новое, интересное.

Вопрос учителя - А как можно путешествовать?

Ответ учащегося - Пешком, на самолёте, на поезде, на корабле, на автобусе.

Вопрос учителя - Посмотрите на карту нашей страны. Россия очень большая страна. А совсем недавно она стала ещё больше. К нашей стране присоединилась республика Крым.

-Учитель: Как вы считаете – приобретение такой территории для России – это благо или проблема? (ребята высказывают своё мнение).

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя: Президент России В.В. Путин, в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации 18.03.2014 сказал:

«В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века».

«Крым – это наше общее достояние и важнейший фактор стабильности в регионе. И эта стратегическая территория должна находиться под сильным, устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским». Вопрос учителя: Что такое Крым? Что мы знаем о нем?

Ответы учащихся: Мы Мало знаем. Хотелось бы узнать больше, потому что это наша земля.

Итак, мы начинаем своё путешествие.

Крым… Овеянные преданиями величественные горные вершины, лазоревое море, безграничная, пышущая жаром степь, благоухающая травами… Эта древняя земля принимала в свои объятия людей со времен палеолита, и, обретая покой, пред ней делались равными древние эллины и византийцы, воины Золотой Орды, и жители Крымского ханства. Помнит крымская земля и времена Османской Империи, не забыла и Россию.

  1. Крым в глубокой древности. Первые люди появились на полуострове Крым еще в далекие времена палеолита, о чем свидетельствуют археологические раскопки возле стоянок Староселье и Киик-Коба. А в первом тысячелетии до нашей эры на этой земле расселились племена киммерийцев, скифов и тавров. В глубокой древности Крым назвали Тавридой. Если купить карту России с Крымом, напечатанную в XIX или начале XXвека, вы найдете на ней Таврическую губернию. За присоединение Крыма к Российской империи светлейший князь Потемкин получил титул Таврического. Откуда пошло такое название полуострова?

Эллинские и римские историки, жившие до нашей эры, таврами называли древнейших обитателей Крыма. 

 В VI - V в. до н. э. на крымских территориях поселились греки. Вначале эллины селились колониями, но вскоре стали возникать и греческие города-государства. Благодаря грекам на полуострове появились величественные храмы олимпийским богам, театры и стадионы, появились первые виноградники и стали строиться корабли.

  1. Крым и Русь. Начиная с V века, на несколько сотен лет Крым попадает под власть Византийской империи, с VII по IX век полуостров становится территорией Хазарского каганата. В 960 году в соперничестве между хазарами и Древней Русью победу одержало Древнерусское государство. Хазарский город Самкерц, что на берегу Керченского пролива, стал называться Тмутараканью. Именно здесь, в Крыму в 988 г. князь Киевский Владимир принял крещение. На ваших столах лежит текст легенды о том, как Крым вошел в состав Руси. Давайте ей прочтем. Чтение легенды «Как Владимир Святославович Херсонес воевал». Вопросы по прочитанному материалу:
  1. Каким образом князю Владимиру удалось завоевать город? Кто ему помог?
  2. Что получила Русь от присоединения новой территории?     
  1. Крымское ханство. К северу и востоку от княжества Феодоро располагалось княжество Кырк-Орк ("Сорок крепостей") с центром в Чуфут-Кале (близ нынешнего г. Бахчисарая). В XIII веке оно было захвачено татарами и составило ядро Крымского улуса Золотой Орды. Во время междоусобиц, сопровождавших борьбу крымских ханов за отделение от Золотой Орды, город-крепость Чуфут-Кале служила резиденцией хана. В 1443 году было образовано независимое Крымское ханство, столицей которого стал основанный в XV веке г. Бахчисарай. Основателем династии крымских ханов стал Хаджи-Гирей. Наиболее известен сын Хаджи-Гирея - Менгли-Гирей, крымский хан с 1468. Союзник России в войне с ханом Большой Орды Ахматом, вел войны с Польшей и Молдавией. В последние годы жизни совершал набеги на русские территории. Вторжением турок в 1475 начинается последний период средневековой истории Крыма. Оно покончило с генуэзским владычеством на море, уничтожило княжество Феодоро, существенно ограничило независимость Крымского ханства. В 1507 году произошел первый набег крымских татар на Москву. В дальнейшем походы крымских ханов на складывающееся Русское государство происходили в 1521-1522 годах (осада Москвы), в 1569 (на Астрахань и на Рязань). Летом 1571 года состоялся поход всех крымских сил во главе с ханом Давлет-Гиреем на Москву. Хан расположился у стен Москвы, поджег слободы. За несколько часов грандиозный пожар уничтожил город. Потери среди жителей были огромны. На обратном пути татары разграбили 30 городов и уездов, в рабство было уведено более 60 тыс. русских пленников.таким образом, в 1443-ем году, уже после распада Золотой Орды, на полуострове возникло Крымское ханство. В 1475-ом году Крымское ханство стало вассалом Османской Империи и именно Крымским ханством, как оружием, пользовалась Турция, осуществляя свои набеги на русские, украинские и польские земли. Именно для борьбы с набегами Крымского ханства и была основана Запорожская Сечь в 1554-ом году.
  2. В российской империи. Крым находился в составе Российской империи с 1783 по 1917 год: с момента присоединения в эпоху Екатерины II до революции 1917 года, после которой на смену империи пришел СССР. Присоединение Крыма к Российской империи произошло после включения Крымского ханства в состав России в 1783 году. На территории Крыма в 1784 году была образована Таврическая область. 18 век стал в истории Крыма переломным: Крымское ханство было ликвидировано, и полуостров, фактически находившийся под властью Османской империи, отошел к России.
    После того, как в первой четверти 18 века была решена проблема выхода в 
    Балтийское море, одной их основных задач внешней политики России стало овладение выходом в Азовское и Черное моря. Россия решила эту задачу, захватив огромные пространства между засечными чертами и азовско-черноморским побережьем, принадлежавшие Турции и ее вассальному Крымскому ханству. Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, Крымское ханство получало независимость. К России перешли Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

У вас на столах лежит манифест Екатерины II о присоединении Крыма, давайте с ним ознакомимся и подумаем, что получила Российская Империя от присоединения территорий Крымского полуострова. (ответы детей).

С этого времени в Крыму начали возводиться дворцы, развивался рыболовный и соляной промысел, виноделие. Крым стал самой любимой здравницей российской аристократии, да и обычных людей, отправляющихся в крымские санатории лечить всякие хвори.

  1. Крым в годы Гражданской войны. После распада Российской империи в стране началась гражданская война, в которой боролись между собой сторонники советской власти – «красные», и их противники – «белые». Во время гражданской войны в Крыму к власти приходили и белые, и красные. В ноябре 1917-го года была провозглашена Крымская Народная Республика, в марте и апреле 1918-го Крым входил в состав РСФСР как Советская Социалистическая Республика Тавриды. В апреле 1918 года германские войска вторглись в республику и ликвидировали советскую власть. С апреля по июнь 1919-го Крым вновь входит в состав РСФСР как Крымская Советская Социалистическая Республика. Но уже с первого июля 1919 года по двенадцатое ноября 1919 года Крым оказывается под властью А. Деникина и П. Врангеля. Красной армией Крым был завоеван в 1920-ом году, учинив на полуострове террор, унесший около 120 тысяч жизней.
  2. Великая Отечественная война. Вскоре после окончания гражданской войны начинается вторая мировая и Великая Отечественная Война. На рассвете 22 июня 1941 года фашистские самолеты подвергли бомбардировке многие советские города, в т. ч. и главную базу Черноморского флота — Севастополь. Уже 22—23 июня во всех городах и селах Крыма, на заводах, фабриках, стройках, в учебных заведениях, колхозах и совхозах состоялись митинги, на которых трудящиеся гневно клеймили фашистских агрессоров и единодушно заявляли о своей решимости отстоять социалистическую Родину. После митингов сотни рабочих направлялись на призывные пункты с просьбой отправить их на фронт. Как и во всей стране, в Крыму развернулось движение по созданию фонда обороны. В начале ноября 1941 года почти вся территория Крымского полуострова была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Враг подошел к Севастополю. Защитники города героически отражали одну за другой яростные атаки намного превосходящих сил гитлеровских войск. Уже в первых числах ноября 1941 года защитники Севастополя сорвали попытки противника ворваться в город. Десять гитлеровских танков на подступах к городу 7 ноября 1941 года подбили черноморцы Н. Д. Фильченков, В. Ф. Цибулько, Ю. К. Паршин, И. М. Красносельский и Д. С. Одинцов, позже это назовут подвигами пяти черноморцев. Массовый героизм стал нормой поведения севастопольцев. По всем фронтам прокатилась слава об отважной пулеметчице Н. А. Ониловой, снайпере Л. М. Павличенко, летчике-истребителе Я. М. Иванове и других. Героическая оборона Севастополя, вошедшая в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких ее страниц, оказала большое влияние на дальнейший ход войны.
  3. Передача Крыма Украине. В 1954 году Н.С. Хрущев принял решение передать территории Крыма Украинской ССР, мотивируя это решение территориальной близостью, общностью экономики, тесными культурными и хозяйственными связями между Украинской ССР и Крымской областью. Давайте обратим с вами внимание на ещё один документ, лежащий на ваших столах. Это указ президиума верховного совета СССР. Как вы думаете, что потеряла Россия от передачи Крымской области Украине? (ответы детей).  
  4. Воссоединение. Согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует для общения абсолютное большинство 97 % всего населения Крыма. За 23 года жизни в пределах независимой Украины даже местные жители не смирились с этим и считают Крым русским. Поэтому воссоединение с Россией на полуострове называют восстановлением исторической справедливости. Крымчане говорят: «Мы возвращаемся домой».  Нам с вами осталось познакомиться с последним документом, это результаты референдума 16 марта 2014 года. Прочтите этот документ и ответьте на следующие вопросы:
  1. Какое количество проголосовавших было за присоединение Крыма к России?
  2. Какие два новых субъекта вошли в состав РФ?
  3. Как вы думаете, что приобрели Россия и Крым от воссоединения?  
  1. Рефлексия. Работа в группах. Задание: Определить портрет Крыма, используя знания, полученные на уроке, разделившись на 2 группы. Создание мини проектов об истории Крыма. Презентация и защита проектов
  2. Подведение итогов урока. Нам удалось выяснить, что:

1) Крым и Россия имеют давние исторические и культурные связи;

2) в 1954 году Крым был передан Украине;

3) в марте 2014 года 96,77% населения Крыма проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.

Закончить урок хочется словами одного философа, который заметил как-то в разговоре об истории Крыма, что памятниками прошлого и настоящего на полуострове являются пейзажи и горы, ведь:
 «Крым – это кусочек Рая!

Здесь таинство истории живет;

А сочетание искусства и блаженства
Очарование и шарма придаёт!»

И флаг российский реет гордо,  

Такой знакомый и родной,  

Над древней Крымскою землей.

Народ решил, сказавши твердо:  

«Мы возвращаемся домой!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

Методическая разработка урока по истории Крыма

Методическая разработка урока по истории:   Урок мужества к теме  «Крым  в период Великой Отечественной  войны» (урок посвящен Дню партизанской славы в Крыму-22 сентября)...

Методическая разработка урока "Золотая колыбель Крыма - Артек"

Методическая разработка урока "Золотая колыбель Крыма - Артек"...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...