Разработка урока Дворцовые перевороты
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Куулар Омак Владимирович

Разработка урока Дворцовые перевороты

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dv_per.ppt1.63 МБ
Файл samoanaliz.docx17.81 КБ
Файл ssylki.docx11.84 КБ
Файл urok_dvortsovye_perevoroty.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дворцовые перевороты 1725-1762

Слайд 3

Общая характеристика С 1725 г. и до 1762 г. на престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем.

Слайд 6

Борьба за власть после смерти Петра I Екатерина I (1725-1727) Александр Данилович Меншиков

Слайд 7

Петр II (1727-1730) В 1727 году 12-летний Петр II стал императором при регентстве ВТС

Слайд 8

ВТС и Анна Иоанновна Верховный Тайный Совет, 8 человек (1726-1730) Анна Иоанновна (1730-1740)

Слайд 9

Кондиции 1) Анна обязалась править вместе с ВТС, который фактически превращался в высший орган управления страной. 2) Без одобрения ВТС она не могла издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну или заключать мир. 3) Императрица не имела права жаловать имения и чины выше полковничьего ранга, без суда лишать имений. 4) Гвардия подчинялась ВТС. 5) Анна обязалась не вступать в брак и не назначать наследника.

Слайд 11

Правление Анны Иоанновны Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве ... среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений

Слайд 12

Некоторые историки период правления Анны Иоанновны называют "бироновщиной", полагая, что его главной чертой являлось засилье немцев, пренебрегавших интересами страны, демонстрировавших презрение ко всему русскому и проводивших политику произвола по отношению к русскому дворянству. Однако правительственный курс определял враг Бирона - А. Остерман, а произвол чинили скорее представители отечественного дворянства во главе с руководителем Тайной канцелярии А.И. Ушаковым. Да и урон казне русские дворяне наносили не меньший, чем иноземцы.

Слайд 13

Елизавета Петровна (1741-1761)

Слайд 14

Петр III ( 1761-1762) Петр III родился в Голштинии и с детства воспитывался в неприязни ко всему русскому и почтении к немецкому.

Слайд 17

Итоги эпохи дворцовых переворотов Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Цель урок: Создать условия для изучения учащимися новой темы и нового понятия «Дворцовые перевороты» и выяснению причин и механизма переворотов.

Задачи:

1. Образовательная:  

  • изучить определение нового понятия «Дворцовые перевороты»
  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

2. Развивающая:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

3. Воспитательная:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Данный урок по теме «Дворцовые перевороты» в 7 классе неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документах о порядке наследования престола.

В ходе урока учащиеся должны были разобраться в причинах, сущности и последствиях дворцовых переворотов в России, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров.

Было обращено внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи отобрано содержание, избраны приемы, используются элементы технологии проблемного обучения, критического мышления, методы и средства обучения.

При планировании урока выбраны именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы, видеоматериала) и (заполнение таблицы), которые е позволили мне создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством используемых учебных заданий.

В начале урока мне удалось в достаточной степени обеспечить мотивационный аспект урока и сохранять его на всем его протяжении через просмотр видеофрагмента, чтение стихов, высказывания историков. Создание проблемной ситуации, вызвавшей познавательный интерес учащихся.

На каждом этапе урока формировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД в процессе активной образовательной деятельности. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, с чередованием различных видов деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Организация групповой работы на уроке, позволили каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 7 класса. Учебная информация была привлекательна для детей т.к. находится в зоне актуальности, подается в контексте происходящего (связь с жизнью), затрагивает чувства человека, активно проводится через разные каналы восприятия, является базовой для принятия решения, транслируется другому человеку. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Выбранная структура урока соответствует требованиям ФГОС ООО, рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, давать оценку поступкам исторических личностей, высказывать собственное мнение по поставленной проблеме.

На уроке я постарался качественно отработать планируемые результаты урока, определенные программой. Предметные планируемые результаты основаны на историческом материале: событиях, участниках, датах, установлении причин и последствий дворцовых переворотов. В ходе всего урока шла планомерная работа над формированием понятийного аппарата. Все эти знания и были подвергнуты в конце урока контролю (Закрепление материала).

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты.



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/L-wnxcsl7tM - Фильм генеалогическая схема периода дворцовых переворотов

https://vk.com/video17917607_169514379 - Фильм Дворцовые перевороты после Петра 1



Предварительный просмотр:

Конспект урока:

«Дворцовые перевороты».

7 класс

Учитель: Куулар Омак Владимирович, учитель истории и обществознания МБОУ Алдан-Маадырской СОШ Сут-Хольского кожууна

Цель урок: Способствовать изучению учащимися нового понятия «Дворцовые перевороты» и выяснению причин и механизма переворотов.

Задачи:

1. Образовательная:  

  • изучить определение нового понятия «Дворцовые перевороты»
  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

2. Развивающая:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

3. Воспитательная:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.
  • Пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого;

Основные понятия и термины:  дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, «бироновщина», «Верховники», гвардия, кондиции, регентство, фаворит.

Ход урока:

(на экране презентация «Дворцовые перевороты»).

  1. Организационный момент урока.
  2. Актуализация знаний.

Вопросы к классу:

- Что вы знаете о «Деле царевича Алексея?» (Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I - царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение.)

- Каково содержание императорского указа 1722 г.о порядке наследования?

- Что такое гвардия? Кто в нее входил?

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из ответов? (учитель обобщает ответы учащихся и называет тему урока)

- Давайте сформулируем цель урока.

- Запишите, тему урока в тетрадь.

I. Изучение нового материала.

- Так, что же такое «Дворцовые перевороты»?

Запись в тетрадь.

Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Таблицу - зачертить.

  1. Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами.

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

Итак, Петр I в 1722 году издает Устав о наследии престола, дававший право императору назначать себе преемника, но сам назначить не успел. При спасении матросов во время шторма Петр I заболел. Болезнь протекала очень быстро, и в январе 1725 году император умер, не объявив преемника. Последние слова его были: «Оставляю все …». А кому- неизвестно. А на престол претендовали 4 человека:  (Просмотр «Генеалогическая схема периода дворцовых переворотов»)

жена Екатерина,

дочь Анна,

дочь Елизавета,

внук Петр, сын Алексея.

- Кто же станет на престол? (Просмотр видеоматериала)

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

Его наследники в силу разных причин не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора стала решать гвардия. Дворяне - гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы - приближенные Петра и его родственники - расплачивались с ними привилегиями.

  1. Причины дворцовых переворотов работа с учебником §20-21

3. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

I. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо;

2 – и. п.;

3 – голову наклонить влево;

4 – и. п.;

5 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;

6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

II. И. п. – сидя, руки на поясе.

1– поворот головы направо;

2 – и. п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

Игра «Где, что находится?»

Дети все встают и закрывают глаза и отвечают на заданные вопросы учителя. (Что находится примерно 2 метра справа от вас?...)

4. Проблемный вопрос: Если бы Петр I дописал завещание кому-либо, то как пошло бы историческое развитие России XVIII века? Почему он его не дописал? (Выслушать мнения учащихся)

Почему в эпоху дворцовых переворотов сменились 6 правителей, а самих переворотов произошли 5? Как происхолил тот или иной дворцовый переворот?

Самостоятельная работа в группах по §§ 20-21 и приложениям.

- По ходу сообщений учащихся составляется таблица.

Таблица «Дворцовые перевороты».

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

29 января 1725-

6 мая 1727 гг.

Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727-

18 января 1730

Гвардейские полки, группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I)

19января 1730-

14октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном. Тайная канцелярия.

Иоанн VI, внук Петра I. Сын Анны Леопольдовны-племянницы Петра I

1740-1741 гг.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I.

25ноября 1471-

25декабря 1761 гг.

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны.

25декабря 1761-

23июля 1762

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III.

1762-1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство

5. Самостоятельно выяснить результаты дворцовых переворотов:

1.Сохранение абсолютной монархии

2.Усиление экономических и политических позиций дворянства.

3. Существенное сокращение прав крестьян.

5. Закрепление материала.

Установите последовательность правления

  1. Пётр II.                                                    5. Пётр I.
  2. Анна Иоановна.                                      6. Елизавета I.
  3. Екатерина II.                                           7. Екатерина I.
  4. Иоанн Антонович                                   8. Пётр III

1

2

3

4

5

6

7

8

5

7

1

2

4

6

8

3

Представьте, что Петр 1 мог вписать в завещание кого-то из пройденных нами императоров. Кто из них самая подходящая кандидатура?

6. Итоги:

-оценки за урок

-домашнее задание: § 20-21 Вопросы и задания к документам на стр 155.

Индивидуально: Дать характеристику историческому деятелю эпохи дворцовых переворотов, проанализировать его правление. (на выбор ученика)

7. Рефлексия. "Букет настроения". В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и зеленые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: " Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился - зеленый".

Словарь терминов.

Эпоха дворцовых переворотов -  период в истории России с 1725 по 1762 годы, в ходе которого происходила бесконечная смена власти, при поддержке гвардии.

Гвардия – армия дворянская по своему составу. (Страница в учебнике 146)

Фаворит – придворный, оказывающий влияние на политику государства. (с.155)

Регент  - временно исполняющий обязанности правителя

Верховники – члены Верховного тайного совета

Кондиции – условия

Верхо́вный Та́йный Сове́т (ВТС) — высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 7-8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Ключевые позиции в нем поначалу имел А. Д. Меншиков, после его падения (1727) — князья Долгоруковы и Голицыны.

Бироновщина, крайне реакционный режим в России в 30-х гг. 18 в. в царствование императрицы Анны Ивановны; назван по имени её фаворита Э. Бирона — вдохновителя и создателя этого режима. Характерные черты Б. — засилье иноземцев, главным образом немцев, во всех областях государственной и общественной жизни, хищническая эксплуатация народа, разграбление богатств страны, жестокие преследования недовольных, шпионаж, доносы. Государством фактически правил Бирон, направлял дипломатию А. И. Остерман, войсками командовал Б. К. Миних, горной промышленностью руководил А. К. Шемберг, Коммерц-коллегией К. Л. Менгден и т.д. Государственная казна истощалась от бесхозяйственного управления страной, беспримерной роскоши двора, хищений фаворитов. Господство иностранцев вызывало недовольство мелкого и среднего русского дворянства и гвардейских полков (заговор А. П. Волынского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Дворцовые перевороты

В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный уро...

Открытый урок "Дворцовые перевороты", 7 класс

Данный урок посвящен Эпохе дворцовых переворотов. Это временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совер...

Урок "Дворцовые перевороты"

План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"...

задания для урока "Дворцовые перевороты"

С данном документе содержатся задания разного уровня сложности, направленные на закрепление знаний по теме:"Дворцовые перевороты"....

Материалы по уроку: «Дворцовые перевороты»

схемы и отрывки из исторических источников, характеризующие Россию XVIII века...

Урок "Дворцовые перевороты"

Тема «Дворцовые перевороты» логически связана с предыдущей темой «Эпоха Петра Великого». Это урок систематизации и обобщения знаний учащихся, проводится в форме игры «Тур...