Использование кейс технологии на уроках истории
статья по истории (9 класс) на тему

Данченко Андрей Александрович

Статья, посвященная использованию кейс технологии на уроках истории. Выступление на 3 региональной научно-практической конференции  "Соловьевские чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keys_tehnologii_na_urokah_istorii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс технологии на уроках истории

Тема урока Россия в Первой мировой войне.

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь. Сл 1

Прошло уже более сто лет с начала Великой войны, или Последней войны, как называли ее слишком оптимистичные современники. И хотя по масштабу и числу потерь ее нельзя сравнивать со Второй мировой войной, по своим последствиям и кардинальным изменениям, привнесенным ей в мировой порядок, она явилась одним из поворотных моментов истории. Первая мировая война оказала серьезное влияние на дальнейшую судьбу России. Эта война оставила глубокий след в сознании людей и многими была несправедливо «забыта» .
Ключевой вопрос: Почем Россия проиграл  Первую мировую вону ???  СЛ 4

Кейс-технологии
(CASE STUDY)

  • Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда  проблема обозначена; СЛ 2
  •  Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Работа с кейсом

  • Сбор          информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях
  • Обработка  информации, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события
  • представление своего кейса
  • Форму защиты группа может выбрать сама, или она определяется учителемСЛ3

Прошло уже более сто лет с начала Великой войны, или Последней войны, как называли ее слишком оптимистичные современники. И хотя по масштабу и числу потерь ее нельзя сравнивать со Второй мировой войной, по своим последствиям и кардинальным изменениям, привнесенным ей в мировой порядок, она явилась одним из поворотных моментов истории. Первая мировая война оказала серьезное влияние на дальнейшую судьбу России. Эта война оставила глубокий след в сознании людей и многими была несправедливо «забыта» .
Ключевой вопрос: Почем Россия проиграл  Первую мировую вону ???  СЛ 4

Ход занятия

  1. Формулирование темы, проблемного вопроса урока
  2. Формирование групп
  3. Работа с кейсам
  4. Ответ группы на вопросы по своему кейсу.

Итог занятия. Решение проблемного вопроса Сл 5
Выводы сл 6

Кейс 1  Причины и ход Первой мировой войны

Задача: выяснить на сколько неизбежно было участи России в Первой мировой войне.

В выступлении перед членами Государственного совета и государственной думы Николай 2 сказал: «<…> Германия, а затем Австрия объявили войну России. Тот огромный подъём патриотических чувств любви к Родине и преданности Престолу, который как ураган пронёсся по всей земле Нашей, служит в Моих глазах и, думаю, в ваших ручательством в том, что Наша великая матушка-Россия доведёт ниспосланную Господом Богом войну до желанного конца. <…> Уверен, что вы все и каждый на своём месте поможете Мне перенести ниспосланное Мне испытание и что все, начиная с Меня, исполнят свой долг до конца. Велик Бог Земли Русской!»

Главной причиной войны было обострение противоречий между ведущими державами. Германия совершив в конце 19 в. мощный экономический рывок и выйдя по уровню экономического развития на первое место в Европе, стала претендовать на английские и французские колониальные владения, на главную роль в международных отношениях. Франция стремилась к реваншу за паражение во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Россия претендовала на черноморские проливы. Все европейские державы стремились к усилению своего влияния на Балканах. В начале 20 в. в Европе сложились два военных блока.

Поводом к началу войны стало убийство в Сараево сербским националистом наследника австрийского престола. 28 июля 1914 началась Первая мировая война.

Ход войны
 1914 г. Военная кампания не принесла решающего успеха ни одной из сторон

 1915 г. Поражения русской армии в военной кампании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины

 1916 г. Основные военные действия на Западном фронте. Май — июнь 1916 г. «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии

 1917 г. Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков сГерманией о мире

 1918 г.Март. Сепаратный мир Советской России с Германией Ноябрь. Поражение Германии и ее союзников от Антанты.



Кейс 2 . Экономика России.

Задача: выяснить, каково было состояние экономики Российской империи  в довоенное и военное время и с чем это связанно.

Средние темпы ежегодного роста в в 1907-1913 годы составляли 5-8%. Этот подъём даже называли «русским чудом», которое произошло намного раньше, чем германское или японское. 
За 13 предвоенных лет объём промышленного производства вырос втрое. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности – химическое производство, нефтедобыча, стремительный рост был зафиксирован в угледобыче. Строились железные дороги: с 1891 по 1916 годы построили Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб, или Великий Сибирский путь), она соединила Москву и крупнейшие сибирские и дальневосточные промышленные центры империи, фактически стянув Россию железным поясом. В области легкой, текстильной (текстиль вывозили в Китай и Персию), пищевой промышленности Россия полностью обеспечивала себя и вывозила товары на внешний рынок. Более негативная обстановка была в области машиностроения – Россия производила сама 63% оборудования и средств производства.

Наиболее тяжелые последствия войны сказались на численном составе рабочей силы, ряды квалифицированных кадров сократились. Мобилизации изъяли по различным оценкам от 14 до 19 млн человек. Недостаток на промышленных предприятиях мужчин-рабочих стал компенсироваться женщинами и подростками.

Ухудшение качественного состава рабочей силы привело к падению производительности труда. Среднее снижение квалификации рабочих столицы за 1914-1916 гг. составило 10%. На предприятиях, которые работали непрерывно, отмечался чудовищно болезненный процесс роста производства, выра-батывавшего оружие. К 1917 г. усилились те отрасли промышленности, которые работали на войну (оружие, обмундирование, питание) и на ее тыл. Все другие - мало или совсем не связанные с обслуживанием войны - находились в упадке.

К 1917 г. в России остро ощущался топливный, сырьевой и транспортный кризис.. В начале 1917 г. М. В. Родзянко в записке, поданной Николаю II, отмечал "серьезные затруднения" в доставке топлива для нужд промышленности, расстройство финансов, падение производительности труда, рост числа забастовок и т. д. . Положение усугублял продовольственный кризис, ставший одним из наиболее ярких показателей гибельности проводимой политики.


Кейс 3. Власть и общество

Задача: показать влияние войны на отношение власти и общества. Почему российское общество поддерживало правительство в начале войны?

Российское общество в своем отношении к войне прошло сложную эволюцию. Первые дни после начала войны прошли под знаком всеобщего единения. Лидеры всех легальных политических партий призвали к поддержке усилий правительства в избавлении России и славян от «германского доминирования». О поддержке царю объявили депутаты Государственной думы, ждали от власти конституционных реформ в ответ на общенациональное единение. Они полагали, что фронт сблизит различные социальные группы, что война «сроднит» рабочего с крестьянином, студента с мещанином и т. п.

Однако все эти надежды, ожидания, настроения вскоре изменились. Неудачи на фронте привели к унынию в тылу, озлоблению в среде офицеров и солдат, растерянности в кругах военного и политического руководства.

Возмущение общества вызывала сверхцентрализация власти и управления, отсутствие эффективных рычагов влияния на ситуацию на фронте, работающая на грани возможного экономика, военные поражения, гибель и пленение миллионов солдат. Эти настроения, подогревавшиеся не-умолкающей критикой со стороны политической оппозиции со страниц газет, с парламентской трибуны, привели к концу 1916 г. активную часть населения к уверенности в том, что царизм не только не может эффективно управлять страной в период острого общенационального кризиса, но и не способен обеспечить общественный прогресс в мирное время.

К началу 1917 г. было достаточно небольшого толчка, чтобы веками создававшееся здание российской монархии рухнуло в одночасье, причем при полном безразличии, а порой и восторженных криках значительной части населения огромной страны.


Кейс 4 .Русская армия в Первой мировой  войне
Прочитайте документ. На основе его материалов представьте проблемы о состоянии русской армии летом 1915 г. Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость появления такого приказа?

Офицерское слово должно шевелить солдатские сердца. А.. А Брусилов

Приказ от 23 июля 1915 года"…

1. Предписываю начальникам всех степеней обратить самое серьезное усиленное внимание на обучение прибывающих пополнений, пользуясь каждым свободным часом. Вместе с обучением нижних чинов их чисто техническим солдатским обязанностям необходимо вести краткие, но частые беседы о цели, смысле и важности их назначения. … Офицерское слово должно шевелить солдатские сердца, и если это будет, то наш солдат пойдет за своим начальником в огонь и воду. …

2. Господам командирам частей обратить усиленное внимание на занятия с прибывающими в части молодыми офицерами. По возможности следует на первых порах избегать назначать таких офицеров на ответственные должности командиров рот. Молодому офицеру необходимо сначала осмотреться, привыкнуть к тяжелой обстановке боя под руководством более опытных офицеров, тогда он сумеет быть ответственным и распорядительным с укрепившимися нервами начальником, а нижние чины будут ему верить и признавать его авторитет.

3. Предписываю командирам частей обратить внимание на своевременное и, главным образом, справедливое представление к наградам отличившихся нижних чинов. Это весьма серьезная данная, влияющая на психологию солдат, и ею отнюдь нельзя пренебрегать. Представление к наградам ни в каком случае не должно задерживаться.

4. Обращаю внимание командиров частей за своевременное возвращение раненых и больных офицеров в строй. Командир полка и общество офицеров обладают достаточною нравственною силою, чтобы напомнить забывшим свой долг об их обязанностях и заставить их вернуться в часть, тотчас как только состояние здоровья это им позволит. Этим измеряется воинский дух части. ….

5. Наряду с перечисленными фактами обращаю внимание господ войсковых начальников и на справедливость донесений. Обстановка складывается иногда весьма различно. В истории каждой дивизии и каждого полка есть и блестящие страницы, встречаются и тяжелые дни, но ничто не должно быть утаено. Нужно помнить, что мы делаем одно общее дело и, скрывая тот или иной случай, мы обманываем только самих себя. Кроме того, никакое управление боем немыслимо, если старший начальник не в состоянии выяснить картину того, что происходит. Безусловно требую точных и правдивых донесений и предупреждаю, что за отклонение от истины я строго буду карать виновных, включительно до предания суду, и не остановлюсь ни перед какими мерами для достижения поставленных мною требований.

7. Обратить внимание на внешний вид частей. Требую, чтобы солдат походил на солдата; командирам частей проявить в этом направлении большую заботливость; 



.        
итог по занятию 
 -Первая мировая война показала, что Россия  оказалась  во  многом не  готова  к первой  войне индустриальной  эпохи.  События этой войны очень ярко показывают все проблемы, которые стояли перед Россией.

  • Сильная, хорошо обученная вооруженная, дисциплинированная армия – залог успеха России в военных действиях. Участие в сирийской операции  это ярко показано.
  • Единение власти и общества позволяет России вести независимую внешнюю политику.
  • Развитие основных отраслей экономики, позволит нам не быть сырьевым придатком Европы позволит и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычн...

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания.

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собст...