Современный проблемы гуманитарного образования
статья по истории на тему

Карженкова Наталья Петровна

Интеграция учебных предметов гуманитарного цикла способствует формированию ключевых навыков и умений, выработке ценностей обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителей-предметников, помогает преодолевать предметную разобщённость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_problemy_gumanitarnogo_obrazovaniya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы гуманитарного образования

Учитель истории

МБОУ «Школа №182»

Ленинский район

г.Нижний Новгород

Карженкова Наталья Петровна

Обществознание, история, литература и языки  относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного образования. Они призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом.

Современное российское общество находится на стадии перехода к постиндустриальному обществу или информационному, а культура информационного общества — это экранная культура, пришедшая на смену письменной. Современный подросток усваивает не мир, а образ мира. А это и принципиально иной способ фиксирования и передачи информации, особенность которого состоит главным образом в скорости ее распространения.

Нельзя не учитывать и тот факт, что пришло поколения не читающих детей, а значит, возникает иной тип коммуникативной культуры.   Исчез интерес не только к литературе, но вообще к предметам гуманитарного цикла. Возникает опасность разрыва поколений, нарушения процесса преемственности. А особенности процесса преемственности поколений в современной России состоят в том, что приоритетное значение приобретает не межпоколенная преемственность, а внутрипоколенное заимствование элементов субкультур западных стран. Во-вторых, нигилистическое отношение к наследию поколений советского периода привело к крушению авторитета старшего поколения в глазах молодого поколения. В-третьих, девальвация духовных ценностей и норм предыдущих поколений затрудняет их передачу  следующим поколениям.

В условиях реформ образования с тенденцией сокращения учебных часов истории, несовпадением хронологически событий истории с произведениями литературы, изучаемыми в школе, перед преподавателями стоит сложнейшая задача – сохранение традиций, передача опыта  в обучении, воспитании и образовании будущего поколения, которую невозможно решить без интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла.

Глобальное противоречие современного образования заключается в том, что школа призвана подготовить ребёнка к жизни в условиях неопределённости и высоких темпов развития, то есть к жизни в мире, о котором школа пока не имеет чёткого представления. Во всех сферах деятельности всё большее значение приобретают такие качества личности как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факты, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому общению, социально-активному действию, включая защиту своих прав способность быстро адаптироваться к новым условиям. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций, так как в настоящий момент отмечается “перекос” в сторону значительного объема учебной информации, что даёт ученику со средними способностями возможность в лучшем случае запомнить, а не осмыслить информацию.

Реализация такого подхода к организации учебного процесса дает учителю возможность решать универсальные задачи: систематизировать и обобщать знания учащихся, расширять их кругозор; формировать у ученика целостную картину мира; способствовать разностороннему развитию личности школьника; развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности и  насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.

 Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе усвоения основ наук.

Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются и общими объектами (общество и человек), и методами их изучения. Изучение литературы идёт в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязи литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного мастера слова, способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. Изучение языков связано со всеми предметами.


Суха, мой друг, теория везде, 
А древо жизни пышно зеленеет! 
Гёте И.В. «Фауст»,

Усиливая межпредметные связи, мы снижаем перегрузку учащихся, расширяем сферу получаемой информации, вписываем литературное произведение в историко-литературный процесс.
Так, например, эффективное изучение романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» невозможно представить без опоры на события Отечественной войны 1812года. И если объединить литературу (произведения Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, Д.В.Давыдова, И.А.Крылова), МХК (полотна В.В.Верещагина «В штыки! Ура! Ура!», «Бородинский бой», «Кутузов в день Бородина», «Перед Москвой – ожидание депутатских бояр», Прянишникова «Пленные воины французской армии в 1812году», портреты героев Отечественной войны 1812года Д.Доу) и музыку (опера «Война и мир» Прокофьева), то это сделает события той героической эпохи яркими и зримыми, будет способствовать воспитанию гордости за своё Отечество и уважения к её защитникам.

Таким образом, интеграция учебных предметов гуманитарного цикла способствует формированию ключевых навыков и умений, выработке ценностей обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителей-предметников, помогает преодолевать предметную разобщённость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютеризация и проблемы гуманитарного образования

Применение компьютерных технологий в современном учебном заведении в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса.Информационные технологии принадл...

Современные проблемы инклюзивного образования.

Актуальность. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не с...

«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».

«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области»....

Статья. Дунаев М.В. Информационное общество. Гуманитарное образование. Гражданская наука (Опыт поиска точек пересечения) (впервые опубликовано в сборнике научных трудов "Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы" СПб, 2010 г.)

Аннотация: В статье проводятся параллели между зарождающимся феноменом гражданской наукой, особенностями развития образования в информационном обществе и инновационными технологиями. В статье рассматр...

Актуальные проблемы гуманитарного образования

Актуальные проблемы гуманитарного образования...

Современные проблемы технологического образования школьников

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергет...

Современные проблемы инклюзивного образования в системе преподавания физической культуры

   В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей,...