Компьютеризация и проблемы гуманитарного образования
статья по теме

Зубрицкая Татьяна Александровна

Применение компьютерных технологий в современном учебном заведении в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь обучаемого и преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sbornik_novosib.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Зубрицкая Татьяна Александровна

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ НПО НСО ПЛ №10 им. Н.А.Лунина, Барабинский филиал

Новосибирская область, г. Барабинск

Компьютеризация и проблемы гуманитарного образования

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютерной техники, не отстают от компьютеризации и учебные заведения, а вместе с ними педагогический коллектив и учащиеся. Процесс обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому процесс внедрения различных компьютерных технологий в структуру современного урока весьма актуален.  В настоящее время общепризнано, что современная система образования вступила с появлением Интернета и в целом благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий в новую фазу своего развития. Проблема будущего образования, основанного на использовании  инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения.

Особый интерес вызывают образовательные возможности Интернета у преподавателей языков, в частности у преподавателей-русистов, которые занимаются обучением русскому языку, русской литературе и культуре в самых разных языковых ситуациях.

Сегодня человечество переживает этап перехода от письменной культуры к так называемой культуре реальной виртуальности. Поэтому сегодня перед каждым государством стоит задача стать членом глобальной информационной системы, так как благодаря информационным технологиям мир действительно становится единым, перерастая рамки национального государства, национальной экономики, национальной власти.

Однако следует помнить, что информационное общество не решает всех человеческих проблем: прогресс есть одновременно и вызов человеку. Таким вызовом информационного общества является кризис идентичности: опасность утраты собственного культурного лица народа,  поиски собственной идентичности, интерес к национальному культурному наследию, традициям.

При этом следует помнить, что программы создаются людьми, и поэтому необходимо сочетание компьютерной грамотности с работой над художественным текстом в подлиннике, умение самостоятельно излагать выводы, тезисы, рассуждения.

Применение компьютерных технологий в современном учебном заведении в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы учащихся уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Современные информационные технологии предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций учащегося. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь обучаемого и преподавателя.

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность обучения. Таким образом,  если педагогика сегодня стремится получить в процессе обучения грамотную молодежь, нельзя подвергать компьютерные технологии сомнению, а нужно использовать их на уроках во благо будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Дунаев М.В. Информационное общество. Гуманитарное образование. Гражданская наука (Опыт поиска точек пересечения) (впервые опубликовано в сборнике научных трудов "Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы" СПб, 2010 г.)

Аннотация: В статье проводятся параллели между зарождающимся феноменом гражданской наукой, особенностями развития образования в информационном обществе и инновационными технологиями. В статье рассматр...

Актуальные проблемы гуманитарного образования

Актуальные проблемы гуманитарного образования...

Современный проблемы гуманитарного образования

Интеграция учебных предметов гуманитарного цикла способствует формированию ключевых навыков и умений, выработке ценностей обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителей-предмет...

Научно-методическая статья "Проблемы в изучении русского языка как составляющей гуманитарного образования"

В последнее время дискуссии на тему гуманитарного образования развернулись с новой силой, потому что снова подошли к вопросу о том, что происходит падение уровня образованности, культуры, потому что и...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...