Модульный курс «Великие битвы Великой Войны» (9(11) класс, 18 часов)
элективный курс по истории (9, 11 класс) на тему

Морозова Оксана Владимировна

Программа модульного курса «Великие битвы Великой Войны» (18 часов) предназначена для учащихся 9 (11) классов. Курс основан на хронологической последовательности основных сражений Великой Отечественной войны, направлен на углубление и расширение базового курса истории по теме «Великая Отечественная война».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_kurs.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный курс «Великие битвы Великой Войны» (9(11) класс, 18 часов)

Пояснительная записка

Программа модульного курса «Великие битвы Великой Войны» (18 часов) предназначена для учащихся 9 (11) классов. Курс основан на хронологической последовательности основных сражений Великой Отечественной войны, направлен на углубление и расширение базового курса истории по теме «Великая Отечественная война». Наибольшее внимание уделено основным сражениям войны, вопросам личности в истории, сделан акцент на изучении героико-патриотической составляющей, формирование и закрепление исторических образов людей и событий прошлого, прославивших нашу страну. Временные рамки работы позволяют рассмотреть вопросы технической оснащенности армии, совершенствования военной техники за годы войны, роли военного искусства в военных операциях.

Модульный курс предназначен для учеников базового и профильного уровня, увлеченных темой Великой Отечественной войны, героической историей Родины, интересующихся более глубоким изучением темы для подготовки к итоговой аттестации школьников.

Курс направлен на формирование ценностей, среди которых важнейшими являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, формирование устойчивого неприятия войны как способа решения вопросов в отношениях между народами. Использование в процессе обучения различных исторических источников позволяет создать условия для формирования способов мыследеятельности, обеспечивающих присвоение исторического материала и самоопределение по отношению к важнейшим событиям отечественной истории.

Цели изучения курса:

1) осмысление учащимися опыта российской истории, усвоение национальных ценностей современного российского общества - патриотизма, уважения к традициям народа, к героическому прошлому страны;

2) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности исторических явлений;

3) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в Российском государстве.

Задачи курса:

- Воспитывать гражданственность, патриотизм, национальную идентичность, расширять социальный опыт учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.

- Развивать способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию;

- Совершенствовать навыки комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;

- Формировать умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

В результате освоения данного курса учащиеся должны:

знать:
- основные сражения и военные операции Великой Отечественной войны; командующих советской армии, прославивших свое имя в сражениях Великой Отечественной; примеры подвигов солдат в главных сражениях войны; карту военных действий;

уметь:
-анализировать различные исторические источники, сопоставлять, систематизировать, обобщать информацию из различных исторических источников, проводить атрибуцию документа;

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- использовать принципы причинно-следственного, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематическое планирование

п\п

 

 

Название раздела

 

количество часов

1

Начало войны. Первые сражения

1

2

Битва за Москву

2

3

Оборона Ленинграда

2

4

Битва за Кавказ

2

5

Сталинградская битва

2

6

Курская битва

2

7

Корсунь-Шевченковская наступательная операция

1

8

Операция «Багратион»

2

9

Битва за Берлин

2

10

Повторительно-обобщающий и контрольно-проверочный урок

2

 

Итого

18 часов

2.2. Содержание программы

Начало войны. Первые сражения

План «Барбаросса» - стратегический замысел. Соотношение сил СССР и Германии накануне вторжения. Нападение Германии на СССР. Потери советской авиации. Приграничные сражения. Прибалтийская, Белорусская и Западноукраинская (Львовско-Черновицкая) оборонительные операции. Контрудары советских войск. Танковое сражение в районе Дубно – Луцк - Броды. Бои за «линию Сталина». Подвиг Брестской крепости. Смоленское сражение. Киевская оборонительная операция. Трагедия генералов Павлова и Кирпоноса. Итоги первых месяцев войны.

Битва за Москву

План операции «Тайфун». Бомбардировки Москвы. Московская стратегическая оборонительная операция. Окружение советских войск под Брянском и Вязьмой. Бои на Можайской линии обороны, на калининском и тульском направлениях. Парад 7 ноября 1941 г. Второе наступление немецких войск: бои на ближних подступах к Москве. Москва на осадном положении. Формирование московского ополчения. Замысел и подготовка контрнаступления советских войск под Москвой. Московская стратегическая наступательная операция. Зимнее контрнаступление Красной Армии. Советские полководцы в битве за Москву – Г.К. Жуков, Б.М. Шапошников, И.С. Конев, А.И. Ерёменко. Итоги и значение Московской битвы.

Оборона Ленинграда

Наступление немецких и финских войск на Ленинград летом 1941 г. Бои на Лужском рубеже. Окружение Ленинграда. Тихвинская и Синявская операции. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Бои на Невском пятачке. Неудачная попытка прорыва блокады весной 1942 г. Трагедия 2-ой ударной армии. Жизнь в блокадном Ленинграде. Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия советских войск в 1943 г. Наступление советских войск на северо-западном направлении в январе – июне 1944 г. Снятие блокады Ленинграда. Выход из войны Финляндии. Итоги и значение обороны Ленинграда. Советские полководцы в обороне Ленинграда – К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров, В.Ф. Трибуц. Итоги обороны Ленинграда.

Битва за Кавказ

Потеря Красной армией стратегической инициативы весной-летом 1942 г. Поражение наступательных операций в Крыму и Донбассе. Летнее наступление немецкой армии. Приказ № 227. Стратегическое значение Кавказа. Наступательная операция вермахта «Блау». Захват противником Ростова-на-Дону, Краснодара, Майкопа и Армавира. Бои за Новороссийск. Оборона Туапсе. Бои за Главный Кавказский хребет. Срыв планов противника по прорыву в Закавказье. Второй этап битвы за Кавказ январь - октябрь 1943 г. Переход стратегической инициативы на Кавказе к Красной армии. Контрнаступление советских войск. Бои на Кубани. Разгром Краснодарской немецкой группировки. Наступление на Батайск и Ростов. Бои за Таманский полуостров. Освобождение Новороссийска. Эвакуация Таманской группировки противника в Крым. Полное освобождение Кавказа. Советские полководцы в битве за Кавказ – С.М. Будённый, Р.Я. Малиновский, И.В. Тюленев, Ф.С. Октябрьский. Итоги и значение битвы за Кавказ.

Сталинградская битва

Наступление немецкой армии на Сталинград летом 1942 г.. Бои на Дону. Подготовка к обороне Сталинграда. Бомбардировки и разрушение города. Бои в Сталинграде. Немецкие наступления на Сталинград. Бои за центральную часть города и Мамаев курган. Прорыв противника к Волге. Новая тактика городского боя. Штурмовые отряды. Сражение за Сталинградские заводы. Операция «Уран». Разгром румынских и итальянских войск. Окружение 6 немецкой армии. Операция «Зимняя гроза» - попытка противника по разблокированию окруженных сил. Операция «Кольцо» - расчленение и уничтожение окруженных сил противника. Капитуляция немецких сил под Сталинградом. Советские полководцы в Сталинградской битве – Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, А.И. Ерёменко, В.И. Чуйков. А.И. Родимцев. И.А. Людников. Историческое значение Сталинградской битвы.

Курская битва

Положение на советско-германской фронте весной 1943 г.. Планы сторон и расстановка сил. Подготовка к сражению. Операция «Рельсовая война». Операция «Цитадель» - попытка наступления немецких войск. Оборонительная стадия Курского сражения. Танковое сражение под Прохоровкой. Переход Красной армии в контрнаступление. Операция «Кутузов» - освобождение Орла. Операция «Румянцев» - освобождение Белгорода и Харькова. Первый салют. Советские полководцы в Курской битве – Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин, М.Е. Катуков. П.А. Ротмистров. Итоги и историческое значение Курской битвы.

Освобождение Украины

Положение на советско-германском фронте осенью 1943 г. Осеннее наступление Красной армии. Форсирование Днепра. Освобождение Киева. Бои за Киев. Освобождение столицы Украины. Косунь-Шевченковской операции. Соотношение сил сторон. Начало наступления Красной армии. Окружение основных сил немецкой группировки. Образование внешнего и внутреннего кольца окружения – «Сталинград на Днепре». Полпытки противника разблокирования окруженной группировки и прорыва из окружения. Освобождение Правобережной Украины. Окружение немецких войск на Юге Украины. Советские полководцы с сражениях за Украину Н.Ф. Ватутин. Н.С. Конев, П.С. Рыбалко, С.И. Богданов, А.Г. Кравченко. Итоги зимней компании 1943-1944 гг.

Операция «Багратион»

Положение на советско-германском фронте в июне 1944 г. Стратегический замысел операции «Багратион». Подготовка операции. Первый этап операции «Багратион»: окружение и разгром немецких сил у Витебска и Бобруйска. Освобождение Минска. Выход на государственную границу СССР. Второй этап операции «Багратион»: освобождение Литвы и Восточной Польши. Блокада Северной группировки немецких войск в Курляндии. Советские полководцы в операции «Багратион» - К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский, Г.Ф. Захаров. Итоги и историческое значение операции «Багратион».

Битва за Берлин

Военно-политическая ситуация в Европе весной 1945 г. Бои в Померании и Силезии. План Берлинской операции. Оборонительная стратегия вермахта. Концепция «тотальной войны». Укрепление Берлина и формирование фольксштурма – «народного ополчения». Силы сторон. Начало наступления на Берлин. Бои за Зееловские высоты. Окружение столицы Рейха. Встреча советских и американских войск на Эльбе. Штурм Берлина. Бои за правительственный квартал. Самоубийство Гитлера. Попытка нового правительства Рейха вступить в мирные переговоры. Штурм Рейхстага. Знамя Победы. Капитуляция берлинского гарнизона. Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии в Карлхорсте. Окончание войны в Европе. Советские полководцы в Битве за Берлин – Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков, М.Е. Катуков, С.И. Богданов. Итоги и значение Берлинской наступательной операции. Битва за Берлин – крупнейшее сражение в мировой истории.


3 .   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 «Великие битвы Великой Войны»

п/п

 Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

 Тип

урока

 Форма

урока

 Требования   к уровню подготовки

 учащихся

Информационное сопровождение

Дата проведения

1.

Начало войны. Первые сражения.

1

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы.

Понятия: «Барбаросса», оборонительные операции, контрудар, ГКО. Называть даты событий, объяснять планы сторон, анализировать причины поражений советской армии в сражениях лета – осени 1941 года.

DVD «Великие битвы Великой Войны». ООО «Мир Знаний».

1. «План Барбаросса»

 2. «Первые сражения»

 

 

2-3.

Битва за Москву 

2

Комбинированный урок.

Лекция. Практикум по работе с документами.

Московское сражение. 

Понятия: «Тайфун», ополчение, осадное положение, контрнаступление;

называть даты военных действий;

Уметь работать с исторической картой, анализировать документы;

Самостоятельно находить информацию для работы по теме.

1. DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». ХХ век. Фрагмент «Парад на Красной площади».

2. DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Московская битва»

 

 

4-5.

Оборона Ленинграда

2

Комбинированные уроки. Урок самостоятельной работы.

Лекция. Урок - Семинар - Работа в группах

Знать понятия: «Блокада». Называть даты, показывать на карте Тихвинскую и Синявскую, Демянскую операцию. Рассказывать о деятельности полководцев в обороне Ленинграда – К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров, В.Ф. Трибуц. Рассказывать о подвиге ленинградцев. Самостоятельно находить информацию для работы по теме.

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны».

Фрагмент «Оборона Ленинграда»

 

 

6-7.

Битва за Кавказ

2

Урок – изучение нового материала. Беседа.

Лекция с элементами беседы.

Называть основные операции, показывать на карте военные действия периода. Рассказывать о деятельности командующих  - С.М. Будённый, Р.Я. Малиновский, И.В. Тюленев, Ф.С. Октябрьский.

Объяснять причины неудач 1942 года. Называть причины и ресурсы перелома в Кавказской битве, объяснять значение битвы.

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Битва за Кавказ»

 

 

 

8-9.       

Сталинградская битва

2

Комбинированный урок.

Видеоурок.

Сталинградская битва. Знать периодизацию битвы, рассказывать о главных сражениях Сталинградской битвы, о  командующих - Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, А.И. Ерёменко, В.И. Чуйков. Работать с исторической картой. Объяснять историческое значение битвы.

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Сталинградская битва»

 

 

 

10-11.

Курская битва

2

Комбинированные уроки

Урок рассказ. Работа с документами.

Битва на Курской дуге. Знать: операция «Цитадель», «Рельсовая война», «Румянцев», «Кутузов». Объяснять планы сторон, анализировать соотношение сил, работать с историческими источниками. Советская армия в Курской битве. Советские полководцы– Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин Анализировать историческое значение битвы.

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Курская битва»

 

 

 

12.

Освобождение Украины

1

Изучение нового материала.

Школьная лекция.

Анализировать соотношение сил и стратегический замысел операции. Называть основные сражения, объяснять итоги и значение операции. Анализировать исторические источники. Советские полководцы в Корсунь-Шевченковской операции – Н.Ф. Ватутин. Н.С. Конев

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Корсунь-Шевченковская операция»

 

 

13-14

Операция «Багратион»

2

Комбинированные уроки.

Урок –рассказ с элементами беседы. Работа с документами

Знать: Советская армия и полководцы в операции «Багратион» - К.К. Рокоссовский, И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский, Г.Ф. Захаров.  Анализировать соотношение сил накануне операции, называть основные этапы и итоги операции «Багратион».

Делать выводы о значении операции.

DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Операция «Багратион»

 

 

 

15-16

Битва за Берлин

2

Комбинированные уроки.

Видеоурок. Урок-беседа.

Анализировать статистические данные, соотносить информацию из различных источников, формулировать собственные выводы, работать с историческими источниками.

Знать: Советская армия в сражении. Подвиг солдата. Знамя Победы. Советские полководцы в Битве за Берлин – Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков. Итоги и значение Берлинской наступательной операции. Битва за Берлин – крупнейшее сражение в мировой истории. 

1. DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». Новейшее время.  Фрагмент «Крах третьего рейха».

2. DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». ХХ век. Фрагмент «капитуляция Германии».

3. DVD «Мир Знаний»  «Великие битвы Великой Войны». Фрагмент «Битва за Берлин»

 

 

17-18

Дорогами войны

2

Повторительно-обобщающий

Практикум.

Викторина

Знать фактический материал, называть даты боевых операций, знать полководцев ВОв, устанавливать причинно –следственные связи, использовать различные источники информации – карта, документы, аудио и видео источники, высказывать свое суждение

1. DVD «Мир Знаний» «ВЕХИ ИСТОРИИ» Раздел «Великая Отечественная война»

2. DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». ХХ век. Фрагмент «парад победы».

 

 

4. Ресурсное обеспечение рабочей программы

      Программа реализуется с помощью дополнительной литературы.

 4.1   Исторические карты по новейшей истории и истории России XX в.

4.2.  Медиаресурсы:

- DVD «Мир Знаний».  «Великие битвы Великой Войны».

- DVD «Мир Знаний»: Серия «Ожившая история». Новейшее время. 

- DVD «Мир Знаний» «ВЕХИ ИСТОРИИ» Раздел «Великая Отечественная война»

- DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». 1939-1985.

- DVD «Мир Знаний» серия «Ожившая история». ХХ век.

- CD "От Кремля до Рейхстага". "1-С". 2002 г.

4.3. Исторические источники

Баграмян И.Х. Так мы шли к Победе. М., 1988.

Битва под Москвой: Документы и материалы: Сборник документов. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 15 (4-1). М., 1997.

Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939 – 1942. Т. 3. От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.6.1941 – 24.09.1942). М., 1971.

Генеральный штаб в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. 1941 г. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 23. М., 1998.

Гот Г. Танковые операции // Танковые операции. Смоленск, 1999.

Гречко А.А. Битва за Кавказ. М., 1973.

Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск, 1999. 656 с.

Еременко А.И. На Западном направлении: Воспоминания о боевых действиях войск Западного, Брянского фронтов и 4-й ударной армии в первом периоде Великой Отечественной войны. М., 1959.

Еременко А.И. Сталинград: Записки командующего фронтом. М., 1961

. Г.К. Жуков в битве под Москвой. Декабрь 1941 – январь 1942 г. Сб. документов. М., 1994.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. М., 2002.

Лето 1941. Украина: Документы и материалы. Ход событий. Киев, 1991.

Манштейн Э. Утерянные победы. М.-СПб., 2002. 896 с.

Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении, 1941 – 1943: Воспоминания командарма. М., 1979.

Московская битва в постановлениях Государственного Комитета Обороны: Документы и материалы. 1941-1942. М., 2001.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1997.

Ставка ВГК: Документы и материалы. 1942 год. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 16 (5-2). М., 1996.

Сталинград 1942 – 1943 гг.: Сталинградская битва в документах. М., 1995.

Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М., 1985.

Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 1. М., 1989.

Исследования.

1941 год - уроки и выводы. М., 1992.

Абашидзе Т., Мощанский И. Окружение Юго-Западного фронта. Киевская стратегическая оборонительная операция. Ч. 2. М., М., 2003.

Анфилов В.А. Грозное лето 41 года. М., 1995.

Бешанов В.В. Год 1942 – “учебный”. Минск, 2002.

Бешанов В.В. Ленинградская оборона. Минск, 2005.

Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. Кн. 2. М., 2002. 1022 Будков А.Д. Героические сражения Красной Армии в Белоруссии и Центральной России от Брянска до Воронежа. 22 июня 1941 г. - 8 июля 1942. Орел; Курск, 2000.

Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Военно-исторические очерки. Кн. 1. М., 1998.

Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 г.: Документальные очерки. М., 2001.

Война и общество. 1941 – 1945. В 2-х кн. М., 2004.

Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1996.

Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: (Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны). М., 1995.

Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М., 1993.

Другая война. 1939 – 1945. М., 1996.

Исаев А.В. Когда внезапности уже не было. История ВОВ, которую мы не знали. М., 2005.

Исаев А.В. Краткий курс истории Великой Отечественной войны. Наступление маршала Шапошникова. М., 2005.

Карель П. Восточный фронт. Кн. 1. М., 2003.

Кларк А. План “Барбаросса”. Крушение Третьего рейха. 1941 – 1945. М., 2002.

Коломиец М., Мощанский И. Оборона Кавказа. Июль – декабрь 1942 г. М., 2000.

Мощанский И., Смолинов С. Оборона Сталинграда. Сталинградская стратегическая оборонительная операция. 17 июля – 18 ноября 1942 года. М., 2002.

Рябышев Д.И. Первый год войны. М., 1990.

Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестный документы. М., 1992.

Смирнов А., Сурков А. 1941: Бои в Белоруссии. М., 2003.

Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. Кн. 1. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

Презентация "Великая битва - Великой войны"

Презентация создана для учеников 9-11 классов. Содержит  материал по Великой отечественной войне, а именно по Курской битве....

Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».

Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...

Урок мужества "Великая битва- великой войны"

Презентация о Сталинградской битве...

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...