ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕГО РИМА ИМПЕРАТОРСКОГО ПЕРИОДА
статья по истории на тему

Тонкова Елена Викторовна

      Императорский Рим – это третий, завершающий период истории древнего Рима. Ему предшествовали Рим царский, во времена которого происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества [5 ; с. 6]. И Рим республиканский, когда происходило его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую, италийскую, а затем средиземноморскую державу.

      Период Империи характеризуется усложнением жизни римлян, связанные с огромным накоплением богатств,  непрерывным расширением территорий и социальными потрясениями эпохи больших завоеваний. Это вызвало тягу и потребность к комфорту, роскоши, привело к распаду семьи и росту разводов [4 ; с. 401]. Женская половина общества не сопротивлялась этому процессу, так как римлянки в период империи добились некоторого правового обеспечения своих имущественных интересов в случае расторжения брака [2 ; с. 175]. Права и возможности женщин в Риме значительно расширились, а нравственность все больше и больше падала.

      Чем же объясняется подобная распущенность нравов среди женщин, которая привела к разложению древних правовых обычаев?

      Как известно, законы древнего Рима были суровы по отношению к женщине. По ним она была лишена всех гарантий:

- она беззащитная жертва отца или мужа, он имеет над ней право жизни и смерти.

- ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения

- она служит предметом иска в суде, как животное.

     Ее бесправие  и ее рабство заканчиваются только вместе с жизнью; от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть под тиранию родственников [1; с. 39]

      Но древние законы шли в разрез с обычаями древних римлян. Как заметил Поль Гиро, римляне высоко ценили институт брака: они смотрели на него, как на «слияние двух жизней». Эта теория находит свое подтверждение в одной из римских эпитафий, сочиненной одним римлянином для своей умершей жены:

«Богам Манам Мевии Софы Гай Мений Цимбер непорочнейшей супруге и хранительнице тоски моей души, которая прожила со мной 18 лет, 3 месяца и 13 дней, ибо жил я с ней без ссор, а теперь я жалуюсь ее Манам и требую у Дита (бог подземного царства), чтобы и меня вернули моей жене, которая жила со мной в столь великом согласии до рокового дня. Мевия Софа, умоляй, если только Маны существуют, чтобы не терпеть мне дольше столь ужасную разлуку. Странник, да будет тебе после смерти земля легка, если ты здесь ничего не повредишь, а если кто причинил вред этой могиле, то пусть не похвалят его всевышние боги, и пусть не примут его подземные боги, и да будет ему земля тяжела» [5; с. 34].

     Идея неразделимости супругов, отца и матери семейства выражалась формулой: «Где ты - Гай, там я - Гайя» [1 ; с. 30]. Но полное слияние жизней супругов могло быть полным только в том случае, если у супругов все общее. Общность супругов рано или поздно вводило в семью принцип равенства, и ничто в конце концов не устояло перед этим принципом. Он мало - помалу восторжествовал и над предрассудками света, и над теориями философов, и над предписаниями закона. Строгие правила против женщин неизбежно должны были быть уничтожены или же остаться без применения. Юристы  не замедляли указать, какими искусными способами можно устранить ограничения созданные для женщин древним гражданским правом, и уравнять их с мужьями

[1 ; с. 43].

     В следствие вошедшей в обычай снисходительности по отношению к женщинам зависимость ее от отца или мужа ограничивалась в сущности, сферой имущественных отношений: ни владеть недвижимостью, ни распоряжаться ею женщина не могла

      Однако со временем и здесь обычаи стали менее суровы. Женщины получили право выбирать себе опекуна в делах, связанных с имуществом, и даже самостоятельно распоряжаться своим приданым при помощи опытного и верного раба. Все большая независимость женщин в материальном отношении, возможность иметь своего поверенного в делах заметно усиливали позиции жены в семье, авторитет же отца и мужа соответственно ослабевал [2 ; с. 163]. Катон старший в шутку восклицал «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами находимся в подчинении у своих жен».

      Не приходится удивляться тому, что с ростом психологической, нравственной и имущественной независимости женщин все более частым явлением становились разводы. [2 ;с. 174]

      Связь с традицией была порвана, новые обычаи и законы привели к тому, что женщины получили более широкие возможности самим решать свою судьбу. Если жена хотела оставить мужа, то для этого ей достаточно было найти поддержку у своих родителей или опекунов, а если жена не имела близких родственников и была юридически самостоятельна, то она могла сама осуществить необходимые правовые формальности. Разводы по инициативе жены происходили в Риме все чаще – недаром Сенека замечает, что есть женщины, которые измеряют прожитые годы не по числу сменившихся консулов, а по числу своих мужей [2 ; с. 176].

      Изменилась не природа женщин, а жизнь. В римском обществе распространяется легкомыслие, распущенность, разврат, причем средоточием многих зол выступали в глазах римлян двор и семья самого императора.

      Впечатляющую картину нравов, рисует в одном из своих писем к Луцилию Сенека: «Величайший врач (Гиппократ)….говорил, что у женщин не выпадают волосы и не болят ноги. Но вот они и волосы теряют и ноги у них больные»….уравнявшись с мужчинами распущенностью, они уравнялись с ними и болезнями. Женщины и полуночничают, и пьют столько же , состязаясь в количестве …..вина, так же изрыгают из утробы проглоченное насильно…. И так же грызут снег, чтобы успокоить разбушевавшийся желудок. И в похоти не уступают другому полу….[3 ; 20 - 21].

      Таким образом упадок нравственности женщин древнего Рима периода Империи был обусловлен тем, что этому благоприятствовала окружающая обстановка. Не самый лучший пример подавали императоры и их окружение. Поменялся образ жизни древних римлянок. Законы, принятые в обществе  в начале зарождения государственности, касающиеся женщин постепенно утратили свою силу и не выполнялись на практике. В итоге создавшееся независимое положение женщин вводило и х в сильное искушение сбросить с себя узы, наложенные на них общественной моралью. Это и привело к распущенности нравов женщин древнего Рима.

 

1. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. – Смоленск. Русич, 2001.

2. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук – М, 1988.

3. Сенека Нравственные письма к Луцилию [Текст] / Луций Аней Сенека; перевод с латинского. С.А. Ошерова; [послесловие, примечания]. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1986 – 464 с. – Примечания: с. 428-457. – Указатель имен: с. 458-461. – Перевод издания: Ad Lucilium epistulae mjrales / Lucii Annaei senekae – 100000 экз.

3. Чубарьян, А.О. Древний мир / А.О. Чубарьян. – М, 2006.

4. Федорова, Е.В. Введение в латинскую эпиграфику / Е.В. Федорова. – М, 1982.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_leny_d.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕГО РИМА ИМПЕРАТОРСКОГО ПЕРИОДА

      Императорский Рим – это третий, завершающий период истории древнего Рима. Ему предшествовали Рим царский, во времена которого происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества [5 ; с. 6]. И Рим республиканский, когда происходило его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую, италийскую, а затем средиземноморскую державу.

      Период Империи характеризуется усложнением жизни римлян, связанные с огромным накоплением богатств,  непрерывным расширением территорий и социальными потрясениями эпохи больших завоеваний. Это вызвало тягу и потребность к комфорту, роскоши, привело к распаду семьи и росту разводов [4 ; с. 401]. Женская половина общества не сопротивлялась этому процессу, так как римлянки в период империи добились некоторого правового обеспечения своих имущественных интересов в случае расторжения брака [2 ; с. 175]. Права и возможности женщин в Риме значительно расширились, а нравственность все больше и больше падала.

      Чем же объясняется подобная распущенность нравов среди женщин, которая привела к разложению древних правовых обычаев?

      Как известно, законы древнего Рима были суровы по отношению к женщине. По ним она была лишена всех гарантий:

- она беззащитная жертва отца или мужа, он имеет над ней право жизни и смерти.

- ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения

- она служит предметом иска в суде, как животное.

     Ее бесправие  и ее рабство заканчиваются только вместе с жизнью; от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть под тиранию родственников [1; с. 39]

      Но древние законы шли в разрез с обычаями древних римлян. Как заметил Поль Гиро, римляне высоко ценили институт брака: они смотрели на него, как на «слияние двух жизней». Эта теория находит свое подтверждение в одной из римских эпитафий, сочиненной одним римлянином для своей умершей жены:

«Богам Манам Мевии Софы Гай Мений Цимбер непорочнейшей супруге и хранительнице тоски моей души, которая прожила со мной 18 лет, 3 месяца и 13 дней, ибо жил я с ней без ссор, а теперь я жалуюсь ее Манам и требую у Дита (бог подземного царства), чтобы и меня вернули моей жене, которая жила со мной в столь великом согласии до рокового дня. Мевия Софа, умоляй, если только Маны существуют, чтобы не терпеть мне дольше столь ужасную разлуку. Странник, да будет тебе после смерти земля легка, если ты здесь ничего не повредишь, а если кто причинил вред этой могиле, то пусть не похвалят его всевышние боги, и пусть не примут его подземные боги, и да будет ему земля тяжела» [5; с. 34].

     Идея неразделимости супругов, отца и матери семейства выражалась формулой: «Где ты - Гай, там я - Гайя» [1 ; с. 30]. Но полное слияние жизней супругов могло быть полным только в том случае, если у супругов все общее. Общность супругов рано или поздно вводило в семью принцип равенства, и ничто в конце концов не устояло перед этим принципом. Он мало - помалу восторжествовал и над предрассудками света, и над теориями философов, и над предписаниями закона. Строгие правила против женщин неизбежно должны были быть уничтожены или же остаться без применения. Юристы  не замедляли указать, какими искусными способами можно устранить ограничения созданные для женщин древним гражданским правом, и уравнять их с мужьями

[1 ; с. 43].

     В следствие вошедшей в обычай снисходительности по отношению к женщинам зависимость ее от отца или мужа ограничивалась в сущности, сферой имущественных отношений: ни владеть недвижимостью, ни распоряжаться ею женщина не могла

      Однако со временем и здесь обычаи стали менее суровы. Женщины получили право выбирать себе опекуна в делах, связанных с имуществом, и даже самостоятельно распоряжаться своим приданым при помощи опытного и верного раба. Все большая независимость женщин в материальном отношении, возможность иметь своего поверенного в делах заметно усиливали позиции жены в семье, авторитет же отца и мужа соответственно ослабевал [2 ; с. 163]. Катон старший в шутку восклицал «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами находимся в подчинении у своих жен».

      Не приходится удивляться тому, что с ростом психологической, нравственной и имущественной независимости женщин все более частым явлением становились разводы. [2 ;с. 174]

      Связь с традицией была порвана, новые обычаи и законы привели к тому, что женщины получили более широкие возможности самим решать свою судьбу. Если жена хотела оставить мужа, то для этого ей достаточно было найти поддержку у своих родителей или опекунов, а если жена не имела близких родственников и была юридически самостоятельна, то она могла сама осуществить необходимые правовые формальности. Разводы по инициативе жены происходили в Риме все чаще – недаром Сенека замечает, что есть женщины, которые измеряют прожитые годы не по числу сменившихся консулов, а по числу своих мужей [2 ; с. 176].

      Изменилась не природа женщин, а жизнь. В римском обществе распространяется легкомыслие, распущенность, разврат, причем средоточием многих зол выступали в глазах римлян двор и семья самого императора.

      Впечатляющую картину нравов, рисует в одном из своих писем к Луцилию Сенека: «Величайший врач (Гиппократ)….говорил, что у женщин не выпадают волосы и не болят ноги. Но вот они и волосы теряют и ноги у них больные»….уравнявшись с мужчинами распущенностью, они уравнялись с ними и болезнями. Женщины и полуночничают, и пьют столько же , состязаясь в количестве …..вина, так же изрыгают из утробы проглоченное насильно…. И так же грызут снег, чтобы успокоить разбушевавшийся желудок. И в похоти не уступают другому полу….[3 ; 20 - 21].

      Таким образом упадок нравственности женщин древнего Рима периода Империи был обусловлен тем, что этому благоприятствовала окружающая обстановка. Не самый лучший пример подавали императоры и их окружение. Поменялся образ жизни древних римлянок. Законы, принятые в обществе  в начале зарождения государственности, касающиеся женщин постепенно утратили свою силу и не выполнялись на практике. В итоге создавшееся независимое положение женщин вводило и х в сильное искушение сбросить с себя узы, наложенные на них общественной моралью. Это и привело к распущенности нравов женщин древнего Рима.

1. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. – Смоленск. Русич, 2001.

2. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук – М, 1988.

3. Сенека Нравственные письма к Луцилию [Текст] / Луций Аней Сенека; перевод с латинского. С.А. Ошерова; [послесловие, примечания]. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1986 – 464 с. – Примечания: с. 428-457. – Указатель имен: с. 458-461. – Перевод издания: Ad Lucilium epistulae mjrales / Lucii Annaei senekae – 100000 экз.

3. Чубарьян, А.О. Древний мир / А.О. Чубарьян. – М, 2006.

4. Федорова, Е.В. Введение в латинскую эпиграфику / Е.В. Федорова. – М, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для  самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"

Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее....

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

К вопросу об общепринятой интерпретации тактики и снабжения армии Рима в период поздней Республики и ранней Империи.

В данной статье мы хотим ещё раз ударить по, якобы, избитой теме "армия рима времён республики". В наше время принято считать, что эта тематика узучена вдоль и поперёк, так как ею занимались и занимаю...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...