Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Ранняя история восточных славян. Становление государственности.

(Урок по Истории России, 10 класс)

 

Ф.И.О. учителя: Еременко Николай Валерьевич

Место работы: ГБОУ СОШ №57

Должность: учитель

Предмет: история и обществознание

Класс: 10

Тема и номер урока в теме: Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII вв.) Первый урок по теме

§3. Ранняя история восточных славян.

УМК:

Цель урока:

Планируемые результаты

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные результаты:

- умение организовывать и регулировать свою деятельность;

- умение индивидуально и в группе решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;

- умение обобщать факты, обосновывать выводы;

- умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;

- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- умение применять современные источники информации;

- умение рефлексировать.

 

Основные понятия и термины: язычество, военная демократия, вече, князь, дружина.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, смарт-доска, магнитная доска, карта, пакет программ «MS Office 2010».

 

Здоровьесберегающие технологии урока:

 

Обеспечение санитарно-гигиенических требований к организации урока, профилактика переутомления учащихся на уроке

Обеспечение психологической безопасности урока

Обеспечение личностной ориентированности урока

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов.

 

1.Соблюдение рационального режима информационной нагрузки.

2.Организация разнообразных форм деятельности.

3. Деятельностный подход к обучению.

1. Использование наглядности и нестандартных форм обучения – инсценировка, ролевая игра, творческая работа.

2. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала.

3. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию групповой работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по Истории России

на тему

«Ранняя история восточных славян. Становление государственности.»

Автор:

Еременко Николай Валерьевич

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 57

Приморского района   Санкт-Петербурга


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ранняя история восточных славян. Становление государственности.

(Урок по Истории России, 10 класс)

Ф.И.О. учителя: Еременко Николай Валерьевич

Место работы: ГБОУ СОШ №57

Должность: учитель

Предмет: история и обществознание

Класс: 10

Тема и номер урока в теме: Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX – начало XIII вв.) Первый урок по теме §3. Ранняя история восточных славян. 

УМК: 

Цель урока: 

Планируемые результаты

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные результаты:

- умение организовывать и регулировать свою деятельность;

- умение индивидуально и в группе решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;

- умение обобщать факты, обосновывать выводы;

- умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;

- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- умение применять современные источники информации;

- умение рефлексировать.

Основные понятия и термины: язычество, военная демократия, вече, князь, дружина.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Педагогические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, смарт-доска, магнитная доска, карта, пакет программ «MS Office 2010».

Здоровьесберегающие технологии урока:

Обеспечение санитарно-гигиенических требований к организации урока, профилактика переутомления учащихся на уроке

Обеспечение психологической безопасности урока

Обеспечение личностной ориентированности урока

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов.

1.Соблюдение рационального режима информационной нагрузки.

2.Организация разнообразных форм деятельности.

3. Деятельностный подход к обучению.

1. Использование наглядности и нестандартных форм обучения – инсценировка, ролевая игра, творческая работа.

2. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала.

3. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию групповой работы.


Схема-план урока

Ход урока

Слова учителя

Работа класса

Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке вы изучали народы, проживавшие в Восточной Европе и древнейшие государства на этой территории. Вам говорили о скифах, сарматах, аварах, финно-уграх, балтах, викингах (варягах/норманнах) булгарах и хазарах. (показывает на карте) Как вы считаете о каком народе Восточной Европы мы поговорим сегодня? (В случае затруднения учитель задаёт наводящие вопросы.)

Правильно, сегодня мы поговорим о славянах, а точнее о восточных славянах и становлении государственности у них. Давайте вспомним что такое государство.

Хорошо. Первая дата в отечественной хронологии это 862 год. В этот год произошло призвание варягов на Русь. Существует две основных теории о происхождении государственности у восточных славян. Это норманская и антинорманская теории.

Норманская теория – развивает концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами, а династия Рюриковичей происходит из скандинавии.

Антинорманская теория – не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, тем не менее не признаёт существенности их влияния, отрицает скандинавское происхождение Рюрика и создание государства варягами. Также есть более молодая теория:

Центристская теория – развивает концепцию возникновения государства как результата внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов.

Давайте побудем сегодня историками и проанализируем фактический материал, а в конце урока попробуем ответить на вопрос: Были у восточных славян предпосылки к становлению государства и какую роль сыграли (сыграли ли вообще) в этом процессе варяги? Что бы ответить на данный вопрос давайте разделимся на две группы: варяги и славяне. У вас на столе материал, который поможет вам вжиться в роль. Для начала давайте поговорим о территории на которой проживали древние славяне.

Расселение

Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тыс. до н.э. В V веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – южная (современные Болгары, Сербы, Хорваты, Македонцы, Черногорцы, Словенцы, Боснийцы), западная (современные Поляки, Чехи, Словаки) и восточная. Ребята как вы считаете какие современные народы относятся к восточнославянской группе народов? (Показывает на карте).

Восточные славяне заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. (Показывает на карте) Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т. е. люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. Давайте запишем: Племенной союз – территориально-политические объединения 100-150 племен.

Итак, ребята, какое место вы бы выбрали для своего поселения?

Верно! По водоёмам были расселены следующие восточнославянские племенные союзы:

Поляне – жили в Поднепровье от устья р. Припять до р. Рось. Центром земли полян был г. Киев. (Показывает на карте)

Ильменские словене – жили вокруг оз. Ильмень, по рекам Волхов, Ловать, Мста, Молога. Центры: г. Ладога, Новгород. Впоследствии территория Новгородской земли. (Показывает на карте)

Кривичи  жили в верховьях Зап. Двины, Днепра, Волги. Центры: г. Смоленск, Изборск. (Показывает на карте)

Вятичи  жили в среднем течении Оки, междуречье р. Клязьмы, Волги а также по р. Москве. (Показывает на карте)

Радимичи  жили в междуречье верхнего течения р. Днепр и р. Десны. Также по р. Сож. На этой территории впоследствии располагались Черниговская и Смоленская земли. (Показывает на карте)

Уличи – жили в Нижнем Поднепровье, по р. Буг и на побережье Черного моря. Центр: г. Пересечень (Показывает на карте)

Тиверцы – жили в низовьях Днепра и Дуная. (Показывает на карте)

Северяне – жили в бассейнах рек Десна, Сейм, Сула. Центры: г. Чернигов, Новгород-Северский. (Показывает на карте)

Полочане – жили в бассейне Западной Двины. Центр: г. Полоцк (Показывает на карте)

Дулебы – жили на территории Западной Волыни. (Показывает на карте)

Какие ещё можно найти преимущества от окружающей среды?

Правильно! По дошедшим до нас данным в таких местах жили:

Древляне  жили в лесах к западу от полян на правом берегу Днепра, по р. Припять. Центр: г. Искоростень. (Показывает на карте)

Дреговичи (ср. белор. «дрыгва» – трясина)  жили в болотистой местности, междуречье р. Припять и Зап. Двины. Центр: г. Туров (Показывает на карте)

Структура общества

Сейчас я прочту отрывки из текста персидского путешественника IX века Ибн-Русты, которые касаются некоторых аспектов жизни некоего народа он путешествовал и по Северной, и по Восточной Европе. А вы «варяги» и «славяне» догадайтесь о ком из вас идёт речь?

Итак, о каком персонаже тут говорится?

Какие функции упоминаются?

Какое событие указано в тексте?

Князь – военный вождь племени, правитель государства или государственного образования.

У него были три основные функции:

Военная – организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

Судебная – князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры).

Религиозная – в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений, что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском (ср. ксёндз).

Хорошо, давайте послушаем второй отрывок.

О каком социальном слое здесь говорится?

Чем занимается эта группа людей?

Верно! У славян волхвы занимались организацией религиозных церемоний, обрядов и праздников. Также волхвы руководили требами – жертвоприношениями, в том числе и человеческими.

Послушаем третий текст.

Какой обычай здесь описан?

Возможно, давайте послушаем четвертый текст где говорится о воинском искусстве.

Какие особенности тактики и стратегии мы можем подчеркнуть из этого отрывка?

Является ли это уникальной особенностью того или иного народа?

Превосходно! Теперь послушаем отрывок пять, из текста арабского путешественника Ибн-Фадлана (X век)

О каком явлении идёт речь в этом отрывке?

Правильно! На содержании у славянского князя также находилась его

Дружина – отряд профессиональных воинов, лично приближённых к князю. Дружины существовали уже у племенных вождей восточных славян. В Киевской Руси дружинники участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя, выполняли роль телохранителей. Они состояли из старшей дружины – опытных воинов (мужи) и младшей отроки, детские (гриди) (от слова «гридница» – часть княжеских хоромов). Если князь собирался в военный поход дружина была ядром его войска. Численность зависела от влиятельности князя и размеров его племени или племенного союза, от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Текст номер шесть византийского историка Прокопия Кесарийского (VI век) говорит ещё об одной черте социального устройства этого народа.

О каком явлении идёт речь?

Верно! Вопросы особой важности у славян решались на Вече. Вече – (от старосл. Вет – совет) – народное собрание у восточных славян и орган государственного управления и самоуправления на Руси. В Новгороде Великом, Пскове и Вятской земле сохранилось до начала XVI в.

Основные функции веча: заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Фактически до принятия христианства в 988 году на Руси было «двоевластие» потому что и княжеская власть, и решения веча имели сильное влияние. Только в XI-XII веках формируется княжеское единовластие. Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции могли принимать участия главы всех свободных городских семей старейшины и старшины родов. Полноправными членами веча считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на него с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Этот принцип назван историками военная демократия.

Объясните, как вы понимаете этот термин? 

Правильно! Со временем из-за социального расслоения к XI веку в вече основную роль начинает играть боярство и городская знать, появляется имущественный ценз.

Давайте прочтём заключительный седьмой отрывок где сказано о религиозном обряде погребения знатного человека, Ибн-Русте (IX век)

Итак, у какого народа был распространён данный тип погребения?

Что же касается религии восточных славян то в летописях она называлось

Язычество – многобожие, обожествление конкретных сил природы, добрых и злых духов или божеств.

Как мы с вами узнали из текстов у славян существовало духовенство – волхвы. Существовала сложная система верований в духов (Леший, Домовой, Водяной, Банник, Болотник, Полевик.) в заложных покойников (Упыри, Кикиморы, Русалки). У славян также был силён культ предков. Что отражалось в погребении покойников. Мертвецов омывали, одевали в лучшую одежду и сжигали на погребальном костре – краде. Перед сожжением совершалась тризна – часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сожжением покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок». Знатных покойников сжигали вместе с имуществом (доспехи, оружие, драгоценности и.т.д.), князей могли сжигать или закапывать в ладье. (заимствовано у варягов). Также славян иногда хоронили вместе с женой или любимой наложницей если она сама была согласна на это. Сожжение иногда заменялось погребением в землю. Пепел и кости после сожжения собирали в горшок и помещали в деревянное сооружение на столбе – голубец (также голбец) в христианское время появились кресты-голубцы. Если покойника хоронили в землю, то над этим местом насыпался курган. Считалось что умершие предки способны помогать живым (чуры) или наоборот вредить если им не оказали должных почестей.

Также у славян был собственный пантеон богов, который отчасти был заимствован у других народов, финно-угров, балтов, германцев, скандинавов, кельтов, иранцев. Изначально главой славянского пантеона был Велес – бог домашнего скота, скотоводства и земледелия. Ближе к IX-X вв. его место занял Перун – бог-громовержец, покровитель воинов.

Как вы считаете почему так произошло?

Также славяне отмечали религиозные праздники, в основном связанные с завершением или началом сельскохозяйственного сезона. Проводились они для того чтобы умилостивить божеств плодородия. Так называемые аграрные праздники.

Назовите языческие праздники, дошедшие до наших дней?

Правильно многие языческие праздники были видоизменены с приходом христианства и приурочены к церковным событиям. Учёные отмечают также что с X-XIV века на Руси было «двоеверие», то есть православное христианство соседствовало и смешивалось с древними языческими верованиями. Данный синтез проявился в т.н. народном христианстве которое распространено в сельской местности и по сей день. Принятие христианства восточными славянами по мимо всего прочего способствовало появлению у них письменности (глаголица, за тем кириллица) поскольку византийские монахи братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил) создали на основе греческого алфавита славянскую азбуку. Для обращения славян в христианство. После принятия христианства восточными славянами Евангелие и богослужебные книги начали активно переводиться на славянский язык.

Итак, все приведённые отрывки были посвящены восточным славянам, а теперь ответьте пожалуйста на вопрос поставленный в начале урока: Были у восточных славян предпосылки к становлению государства и какую роль сыграли (сыграли ли вообще) в этом процессе варяги?

Хорошо! Мы выяснили что Центристская теория является на данный момент самой компетентной теорией. А теперь запишите домашнее задание:

  1. Прочитать §3, ответить на вопросы,
  2. Составить две таблицы «Славянские боги» и «Скандинавские боги» в одном столбике указать Имя божества в другом какие силы природы олицетворяет и за какие сферы жизни отвечает, материал найти в интернете или доп. литературе,
  3. По желанию: Посмотреть художественный фильм Геннадия Васильева «Русь Изначальная» (1985 год) по мотивам романа Валентина Иванова и найти в нём отсылку к остаткам кочевой культуры у славян. (на 5)

Ответ: Славяне или Восточные Славяне

Ответ: Государство – организация, обладающая политической властью, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.

Делятся на две группы.

Ответ: Русские, Украинцы, Белорусы

Записывают в тетради определение.

Ответ: Расселение по водоёмам (способствует торговле, мореходству, рыболовству и доступу к питьевой воде.)

Находят в атласе, записывают.

Находят в атласе, записывают.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Ответ: Труднодоступные места: леса, болота. (Помогали в защите от врагов, возможность применять засадную тактику.)

Находят в атласе.

Находят в атласе.

Учитель читает отрывок №1 ученики внимательно слушают.

Ответ: Славяне – Князь, Варяги – Конунг

Ответ: Судебная функция.

Ответ: Полюдье – сбор дани.

Учитель читает отрывок №2 ученики внимательно слушают.

Ответ: Славяне – Волхвы, Варяги – Шаманы.

Ответ: Подготовкой церемоний жертвоприношений. Славяне – Треба, Варяги – Блот

Учитель читает отрывок №3 ученики внимательно слушают.

Ответ: Варяги – Хольмганг, Славяне – Поле

Учитель читает отрывок №4 ученики внимательно слушают.

Ответ: Использование кораблей и морских десантов.

Нет, у славян были ладьи и струги у варягов – драккары.

Учитель читает отрывок №5 ученики внимательно слушают.

Ответ: Славяне – дружина, Варяги – хирд.

Учитель читает отрывок №6 ученики внимательно слушают.

Ответ: Славяне – Вече, Варяги – Тинг.

Ответ: В древнеславянском обществе особую роль играли воины, этим можно объяснить значение термина.

Учитель читает отрывок №7 ученики внимательно слушают.

Ответ: И у знатных варягов, и у знатных славян.

Ответ: Возросла роль дружины и князя, военное ремесло стало важнее мирных (земледелие, скотоводство)

Ответ: Коляда, Масленица, Радоница, Иван Купала, Покров и.т.д.

Ответ: Можно отметить что у восточных славян к девятому веку существовали города и система управления, было развито воинское искусство, существовало сложное религиозное мировоззрение и обрядность. Нельзя упускать из виду также варяжское влияние практически во всех сферах славянского общества. Исходя из этого наиболее близкой к истине будет Центристская теория.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин История России 10 класс - М.: Вентана-Граф, 2012
  2. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина История России: учебник - М.: Проспект, 2013
  3. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева Исторический словарь - М.: Проспект, 2012
  4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина Хрестоматия по истории России: учебное пособие - М.: Проспект, 2013
  5. П.А Баранов, С.В. Шевченко История: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ – М.: АСТ, 2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

КНЯЗЬ – ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ, ПРАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КНЯЗЬ КОНУНГ

Слайд 4

Волхвы - славянские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения. СЛАВЯНСКИЙ ВОЛХВ СКАНДИНАВСКИЙ ШАМАН

Слайд 5

ХОЛЬМГАНГ (др .- исл . H ólmganga «прогулка по острову ») – РЕШЕНИЕ СПОРА С ПОМОЩЬЮ ПОЕДИНКА ДВУХ ВИКИНГОВ.

Слайд 6

Транспорт Славян и Варягов СЛАВЯНСКАЯ ЛАДЬЯ НОРМАННСКИЙ ДРАККАР

Слайд 7

Дружина – отряд профессиональных воинов, лично приближённых к князю.

Слайд 9

Вече – (от старосл . Вет – совет) – народное собрание у восточных славян и орган государственного управления и самоуправления на Руси .

Слайд 10

Похороны знатного руса в Булгаре Г. И. Семирадский Похороны Викинга Ф. Б. Дикси

Слайд 11

Т ризна – часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сожжением покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Слайд 12

ПРАВОСЛАВНЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ КРЕСТ-ГОЛУБЕЦ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ДОМОВИНА ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ГОЛБЕЦЫ

Слайд 13

ВЕЛЕС ПЕРУН

Слайд 14

Д омашнее задание: 1) Прочитать §3, ответить на вопросы, 2) Составить две таблицы «Славянские боги» и « Скандинавские боги» в одном столбике указать Имя божества в другом какие силы природы олицетворяет и за какие сферы жизни отвечает , материал найти в интернете или доп. литературе, 3) По желанию: Посмотреть художественный фильм Геннадия Васильева «Русь Изначальная» (1985 год) по мотивам романа Валентина Иванова и найти в нём отсылку к остаткам кочевой культуры у славян. (на 5)



Предварительный просмотр:

Отрывок №1 (Ибн-Русте) (IX в.)

Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав». Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.

Отрывок №2 (Ибн-Русте) (IX в.)

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их [***] начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Отрывок №3 (Ибн-Русте) (IX в.)

Мечи у них сулеймановы (Наименование мечей высокого качества, достойного самого библейского царя Соломона-Сулеймана.). И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступаются все они. И нет тогда [между ними] розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым [они] и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием [мечами] и, чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники [обеих сторон] приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.

Отрывок №4 (Ибн-Русте) (IX в.)

Они нападают на ***, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли ***. Когда у них рождается сын, то он (отец) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом». Они храбры и мужественны и, если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

Отрывок №5 (Ибн-Фадлан) (X в.)

Один из обычаев царя *** тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него.

Отрывок №6 (Прокопий Кесарийский) (VI в.)

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.

Отрывок №7 (Ибн-Русте) (IX в.)

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.



Предварительный просмотр:

Текст №1

Ибн Русте о славянах и русах (IX век)

(1) ... И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва. т (Ва. ит)1. Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж2, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм3. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом4. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого [ниже] человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свт-малик5, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб6, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений7.

СНОСКИ

1 Помещается в области вятичей (вентичей), реже отождествляется с Киевом.

2 Улей (?)

3 Видимо, неточное описание обряда погребения праха под курганом; ср. описанное Нестором-летописцем помещение урны с прахом «на столпе».

4 Описание самоубийства любимой жены и веселья на похоронах у язычников (огнепоклонников) — славян и руси — характерная особенность восточных авторов.

5 Некоторые подданными.исследователи усматривают в этом титуле собственное имя моравского князя Святополка.

6 Местоположение не идентифицировано.

7 Древнейшее описание функций славянского князя — сбор дани во время полюдья и суд над



Предварительный просмотр:

Текст №2

Ибн Русте о славянах и русах (IX век)

(2) II [...] Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги8. У них есть царь, называемый ха-кан русов9. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом». И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов10, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Мечи у них сулеймановы11. И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступаются все они. И нет тогда [между ними] розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым [они] и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием [мечами] и, чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники [обеих сторон] приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело12.

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их [русов] начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны и, если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

[Русы] носят широкие шаровары, на каждые из которых идет по сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку до колен, к которым затем и привязывают. Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.

[Новосельцев 1965, 387—389, 397—398].

СНОСКИ

8 Остров или полуостров русов (эти части суши не различаются в арабских географических описаниях) надежно не локализуется: возможно, на информацию восточных авторов повлияли античные представление об острове Туле в северной части Океана или рассказы о происхождении руси из-за моря.

9 Русские князья уже в первой трети IX в. претендовали на титул хака-на — кагана.

10 Это сообщение мало соответствует предыдущему описанию быта руси: вместе с тем скандинавы уже в Х в. называли Русь Гарды — 'Грады', видимо, перенося на страну название поселков, где кормилась у славян русская дружина.

11 Наименование мечей высокого качества, достойного самого библейского царя Соломона-Сулеймана. На Руси пользовались, в основном, мечами франкского производства. Мусульмане ценили русские мечи и грабили могилы павших во время походов русов, чтобы добыть ценное оружие.

12 Судебный поединок характерен для «варварских правд», в том числе для русского средневекового права.



Предварительный просмотр:

Текст №3

Маврикий стратег о славянах и антах (конец VI в.)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченным особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежут кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника...



Предварительный просмотр:

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «ВАРЯГИ»

  1. ВАРЯГИ (ВИКИНГИ, НОРМАННЫ) – На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии - викингов и их обрусевших потомков (возможно в этот этноним включались и другие народы южного побережья Балтийского моря), бывших наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).
  2. КОНУНГ – северогерманский термин для обозначения верховного правителя. В период до принятия христианства конунг исполнял три функции: судебную в ходе тинга; военную во время войны; жреческую во время жертвоприношений.
  3. ШАМАН – согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с духами и излечивать болезни. Также принимал участие в религиозных церемониях. Шаманизм был распространён в дохристианскую эпоху в Скандинавии.
  4. БЛОТ – принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения. Как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда. Последний могли заменять пивом и (на пирах вельмож) вином. Допускались жертвоприношения скота и человеческие жертвоприношения.
  5. ХОЛЬМГАНГ – решение спора с помощью поединка двух викингов.
  6. ДРАККАР – деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Основной транспорт служивший для набегов викингов.
  7. ХИРД – боевая дружина в Скандинавии эпохи викингов, имевшая возможность сражаться группами от всего состава до пар воинов. Хирд подчинялся конунгу, ярлу или херсиру. Как правило, дружинники-хирдманны полностью повиновались вождю, представляя собой подобие семьи.
  8. ТИНГ – древнескандинавское и германское правительственное собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области. Тинги, как правило, имели не только законодательные полномочия, но и право избирать вождей или королей.
  9. ПОХОРОНЫ У ВАРЯГОВ – как правило, осуществлялось в погребальной ладье, погребение осуществлялось в лодке или каменном корабле, где почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с его земным статусом и родом занятий. После кремации на останках сооружали холм из камней и покрывали его землёй и дёрном. Получившийся курган считался жилищем умершего. Сожжение могло заменятся погребением в землю. С покойником могли захоронить его жену или его любимую наложницу если она была согласна на это.



Предварительный просмотр:

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «СЛАВЯНЕ»

  1. КНЯЗЬ вождь племени, правитель государства или государственного образования у древних славян. Функции князя: Военная – организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя. Судебная – князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры) Религиозная – в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений.
  2. ПОЛЮДЬЕ – способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.
  3. ВОЛХВЫ – славянские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения.
  4. ТРЕБА – обряд жертвоприношения, допускались также человеческие жертвоприношения.
  5. «ПОЛЕ» – судебный поединок на Руси между двумя воинами, для установления справедливости.
  6. ЛАДЬЯ – славянское и русское парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей. У древних славян служило основным транспортом для набегов.
  7. ДРУЖИНА – Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
  8. ВЕЧЕ – народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Для решения наиболее важных вопросов.
  9. ПОХОРОНЫ У СЛАВЯН – Основная масса погребений в XI-XIII веках совершалась по обряду погребения в землю. Умерших хоронили в деревянных колодах и гробах, часто завернув в ткань или кору. В могиле оставляли различные бытовые предметы и украшения, необходимые в загробном мире. Обряд сожжения тел у вятичей и кривичей встречается до XV века. В X-XI веках в Новгородской области практиковались захоронения в погребальных камерах с обычными размерами около 1,7×3,8 м х 0,6 (высота), в которых и проводилось сожжение умершего на месте. Были не редки захоронения в ладьях; в погребениях найдены многочисленные заклёпки от судов. Часто вместе с покойником хоронили его жену или любимую наложницу если она была с этим согласна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Раннее новое время"

Урок построен в технологии развития критического мышления.Включает использование стратегии "Зигзаг" приемов "перепутанные логические цепочки" и "пирамидную историю"....

Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"

Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На  уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...

конспект урока 7 класс история

Власть и церковь. Раскол....

"Восточные славяне в древности", презентация к уроку истории, 10 класс

В презентации дана характеристика восточнославянских племен - их расселение, занятия, верования, общественное устройство....

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...