Урок истории по теме "Раннее новое время"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Лузянина Ирина Петровна
Урок построен в технологии развития критического мышления.Включает использование стратегии "Зигзаг" приемов "перепутанные логические цепочки" и "пирамидную историю".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_novoe_vremya_10_klass_2.doc507.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее Новое время:

от традиционного общества к обществу индустриальному

Урок истории в 10 классе (2 часа)

Цели:

-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о предпосылка,  причинах и условиях начала модернизации в Западной Европе в XVI-XVIII в.в.

-Формирование умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи между различными историческими процессами и событиями.

-Развитие критического мышления.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.- М.: Просвещение. 2005.-§24-25.

Использованные приемы и стратегии: перепутанные логические цепочки, «Зигзаг», пирамидная история.

Стадия Вызова.

1. Во вступительном слове к теме урока учитель говорит о том, что рубежом, отделяющим Средневековье от Нового времени, в современной исторической науке признается конец XV- начало XVI в. Для обозначения периода XVI-XVIII в.в. используется термин «раннее новое время». По мнению ученых-историков, он призван подчеркнуть переходный и весьма противоречивых характер этого времени, принадлежащего как бы двум периодам: многое в нем уходило корнями в средневековье и определялось его традициями, и в то же время к началу XIX века Европа неузнаваемо изменилась, совершив гигантский рывок вперед практически во всех сферах жизни: в науке, технике, в формировании новой картины мира и в складывании новой политической культуры. Многие авторитетные специалисты настаивают на том, что это самостоятельный период в истории,   обладающий неким внутренним единством и набором устойчивых характеристик, присущих именно ему. Поэтому понятие «раннее новое время» используется при изучении данного исторического периода, а причинно-следственная обусловленность исторических событий его может быть показана при помощи следующих терминов:        

                                                                          Возрождение

Революция цен

Великие географические открытия

Мануфактурный капитализм

Мировой рынок

Буржуазия

Традиционное общество

Индустриальное общество

Накопление капитала

Мануфактура

Реформация

Промышленный переворот

Модернизация

Данные термины заранее записаны на доске вместе с темой урока. Учащиеся поделены на группы по 6 человек (по количеству текстов, с которыми они будут работать на стадии Содержания). Учитель предлагает каждой группе выстроить данные термины в логическую цепочку причинно-следственной обусловленности конкретных исторических событий, с которыми они связаны.

2. Учащиеся обсуждают задание в группах, затем делятся идеями с классом. Учитель фиксирует  предложения групп на доске.

 Варианты детских работ:

Великие географические открытия

Промышленный переворот

Мануфактура

Мануфактурный капитализм

Индустриальное общество

Традиционное общество       Великие географические открытия       Накопление капитала Мануфактура      Промышленный переворот       Модернизация        Индустриальное общество

Великие географические открытия

Накопление капитала

Революция цен

Буржуазия

Промышленный переворот

Мануфактурный капитализм

Индустриальное общество

Каждая группа подробно комментирует свою логическую цепочку. Учитель обращает внимание на то, что учащиеся использовали не все термины из предложенного ряда.

Стадия Содержания.

1. Учащимся предлагается познакомиться с текстом учебника (§24-25). Работа учащихся организуется  в стратегии «Зигзаг». В каждой группе у учащегося свой фрагмент параграфа учебника, с которым он работает, выделяя главное, составляя опорный конспект (можно использовать какую- либо графическую форму).

№1. «Великие географические открытия и их последствия»

№2. «Мануфактурный капитализм»

№3. «Возрождение»

№4. «Реформация»

№5. «Великая научная революция»

№6. «Европа в XVIII в.: кризис  «старого порядка»».

2. После выполнения индивидуальной работы школьники пересаживаются в группы экспертов, где оказываются «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общая презентация рассказа по теме и выбирается тот, кто будет защищать презентацию.

3. Затем учащиеся пересаживаются в свои рабочие группы и знакомят членов своей группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. Далее по порядковому номеру фрагмента текста параграфа все участники группы обмениваются приобретенной информацией.

4. Презентацию сведений по отдельным темам проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Идет «второе слушание темы» урока.

5. В завершении изучения новой темы учащимся предлагается отредактировать свои логические цепочки.

Стадия Рефлексии.

Учащимся предлагается составить по теме урока пирамидную историю, используя при этом изученную терминологию и выявленные в процессе изучения темы урока причинно-следственнные связи и закономерности.

Варианты детских работ:

1.Раннее новое время.

2.Традиционное общество дряхлеет.

3.Средневековая Западная Европа.

                           4. Процесс обновления традиционного общества (модернизация).

5.Великие географические открытия дали Европе колонии и богатства.

 6.Мануфактурный капитализм стал вытеснять феодальное натуральное хозяйство.

            7.Предвестником перемен в жизни общества стали Возрождение и Реформация.

      8.Модернизация традиционного общества позже привела к рождению общества индустриального.

1.Раннее новое время.

2.Традиционное общество исчезает.

3. Западная Европа в XVI-XVIII в.в.

                                               4. Процесс зарождения индустриального  общества.

5.ВГО привели к  образованию европейских колониальных империй.

 6. Развитие мануфактур привело к зарождению товарного хозяйства.

                 7. Возрождение и Реформация обновили жизнь средневекового общества и государства.

8.Модернизация средневековой Европы привела к формированию индустриального общества в XIX веке

Приложение №1

Варианты детских работ:

Группа №1

Группа №4

Группа №2

Группа №5

Великая научная революция

Эпохальная, фундаментальная

Объясняет, доказывает, утверждает

«Мыслю, значит, существую»

Рационализм

Группа №3

Группа №6