Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время
статья на тему

Литус Марина Сергеевна

Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_etnokulturnoy_kompetentsii_litus_m.s.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Литус М.С.

МБОУ СОШ №8 с. Левокумка, Минераловодский район

   Этнокультурная компетентность формируется обществом, семьёй и всей социальной действительностью, окружающей личность. Важное место в этом процессе занимает школа, так как школа является один из  основных  социальных институтов. Воспитывая настоящее - мы воспитываем будущее.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам  (1)

      Россия многонациональное государство-это обстоятельство имеет глубокие исторические корни, на протяжении столетий происходил процесс формирования российского многонационального государства. Сегодня в России проживают более 150 национальностей, каждая из которых имеет свою уникальную историю этногенеза и культуры. Мы живём в удивительном регионе - на территории Ставрополья компактно проживают более 100 больших и малых народов, находящихся в постоянном взаимодействии.

Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности. Меня заинтересовали работы Т.В.Поштаревой, посвященные проблемам формирования у детей "этнокультурной компетентности". Т.В.Поштарева обращает внимание читателей на то, что выработка стратегии, направленной на формирование у детей "этнокультурной компетентности" не исключает антитез "мой-другой", "свой-чужой", « но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности »(2)

         Огромные возможности для формирования этнокультурной компетентности открываются на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности. Практически каждый урок имеет задачу формирования этнокультурной компетенции, ибо знание культуры, а история и есть синтез материальной и духовной культуры  народа, помогает воспитать национальную гордость в каждом человеке, в каждой отдельной личности. В историческом прошлом народов, проживающих на территории нашей страны много славных страниц. Многие достижения в той или иной области вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к той или иной нации, но и у людей других национальностей, например, деятельность Дмитрия Донского, М.Лютера, Г.Галилея, М.В.Ломоносова и т.д.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает знакомство ребенка изначально с родной для него культурой, а затем постепенно происходит осмысление  и иной  культуры. При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.(2) В целом мы педагоги должны донести до сознания ребёнка тот факт, что этнокультурное многообразие было, есть и будет, и это норма. Наше государство возникло как многонациональное и будущее наше только многонациональное.  Каждый ребёнок должен осознать «Нет плохих народов, есть плохие люди!» ( Анатолий Приставкин. "Ночевала тучка золотая".)

Н.Н.Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы (2).

      На уроках истории  в 5 классе школьники впервые знакомятся  с древними цивилизациями Востока и Запада - определяют географическое положение, основные занятия народов, знакомятся с культурой, религиозными  верованиями. Одним из методов формирования этнокультурной компетентности является кросскультурный метод обучения (сравнительно-исторический), который  предполагает параллельное изучение этнокультур, выявление путём сравнения общих черт и особенностей в развитии стран мира и культур народов мира, причин их сходств и различий.(2) Так при анализе основных занятий, верований, обычаев разных народов подчёркивается сходство происхождения традиций многих народов (земледелие, скотоводство, почитание старших, гостеприимство, религиозные верования). Учащиеся приходят к выводу о том, что все народы говорят на разных языках, проживают в различных частях света, имеют свою историю, культуру, и при этом  у них есть очень много общего, а следовательно  это то ,что нас объединяло и может объединять дальше.

На уроках обществознания при изучении тем  «История религий мира»", «Национальные отношения», «Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты», « Культура межнациональных отношений», «Глобальные проблемы современности»   очень популярны дискуссионные методы обучения. Дискуссионные методы обучения побуждают поисковую или познавательную активность за счёт эмоционального толчка, получаемого в ходе дискуссии(2). Как правило, дискуссия начинается с постановки проблемы, например «Каковы причины межнациональных конфликтов?» или  «Как избежать межнационального конфликта?». Как правило, учащиеся активно высказывают своё мнение и предлагают конкретные решения. Важно помнить, о том, что «дискуссия в этнокультурной среде должна вести не к отчуждению друг от друга, а к поиску эффективных способов взаимодействия»(2).

    Умение анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать других, отделять эмоциональное от рационального очень важно для развития взаимопонимания, духа сотрудничества, критического мышления. Лучше всего это достигается обсуждением.(2) Так или иначе, но на уроках и во внеклассной работе нам постоянно приходится затрагивать проблемы взаимоотношений людей, анализировать работу СМИ, происходящих событий в стране. Например, на уроке обществознания в 11 классе при изучении темы  «Занятость и безработица» поднимается проблема миграции. Старшеклассники нашей школы  в основном положительно реагируют на данное явление, понимают, что многие люди покидают традиционные места проживания, часто не по своей воле, а по ряду объективных причин. Как правило, даю задание: Узнайте, есть ли в нашей школе учителя-мигранты? Осуществляемый поиск, заставляет детей проникнуться состраданием к тем людям, кто не по своей воле, был вынужден покинуть родные места.

Эффективными методами формирования этнокультурной компетенции учащихся являются методы направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к переживанию, формированию жизненных ценностей. Например, метод эмпатии- создание ситуаций переживания учащимися состояний представителей иной этнической группы, т.е. вызвать у ребёнка желание поддержать человека, целый народ, который стал «объектом» негативных этнических стереотипов и предрассудков.(2) При изучении темы «Воссоединение Украины с Россией» на уроке создаётся ситуация «Поставь себя на место … » в данном случае на место украинского народа, находящегося под властью поляков. У ребят возникает понимание ситуации и желание сопереживать.

При изучении курса «Ставропольский край в истории России» школьники знакомятся с историей народов, проживающих на территории нашего края, их традициями, культурой подчёркивается уникальность каждого народа, что и способствует формированию этнокультурной компетенции.

С недавнего времени в школе ведётся спецкурс «История казачества России», что даёт возможность дать оценку роли казачества в истории России,  изучить социально-экономический уклад и культурные традиции  казаков. Актуальность курса обусловлена интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оптимальным инструментом формирования интеллектуальных компетенций при изучении спецкурсов  является проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся.

На мой взгляд , особый интерес представляет метод проектов - самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, образа жизни народов, проживающих в России, крае, с.Левокумка. Группа учащихся 10-х классов работает над проектом «Этнический состав с.Левокумка». Проект представляют собой самостоятельный творческий поиск учащихся. Поиск начат с анализа этнической ситуации в школе - задача узнать представители каких национальностей обучаются в школе на данный момент (включая потомков терских казаков). Затем, предполагается подобная работа по с. Левокумка. Учащиеся 11-х классов работают над проектами «Казачьи полководцы XX века», «Роль терского казачества в истории присоединения Северного Кавказа к России». Результаты работы будут представлены на общешкольном мероприятии «Казачьему роду-нет переводу».

Встречи учащихся  с иными культурами  моделируются  в специальных игровых и деловых ситуациях, где уже сами дети берут на себя роли представителей различных народов и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием  диалог(2). Например, фестивали дружбы народов, проводимые в нашей школе, свидетельствуют о высоком интересе учащихся к культуре других народов, живущих бок о бок с нами.

    В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений(2).

Работая  в условиях многонационального коллектива, являясь классным руководителем, большое внимание в работе с классным коллективом уделяю воспитанию российской национальной идентичности. Результаты тестирования свидетельствуют о высоком интересе учащихся  к культуре своего народа, об уважительном отношении  к людям разных национальностей, национальные различия не мешают общаться и взаимодействовать .

 Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Источники:

1.Бессарабова И.С.  Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5 – С. 59-62

 2.Поштарева Т.В.Формирование этнокультурной компетентности// Справочник заместителя директора школы.-2009-№7-С.43-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Формирование коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то ест...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

«Формирование ключевых компетентностей на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Обучение, воспитание и развитие – неразрывно связанные процессы. Школьный учитель, ежедневно общаясь со своими учениками на уроке и во внеурочной деятельности, естественным образом оказывается г...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...