Игра "Что? Где? Когда?" по теме "Ледовое побоище"
методическая разработка по истории по теме

Шлеменко Ольга Андреевна

Доумент содержит сценарий и презентацию игры "Что? Где? Когда?" по теме Ледовое побоище

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx23.85 КБ
Office presentation icon bitva_na_chudskom_ozere.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Александр Невский - защитник земли русской"

Цель: формирование у учащихся духовно-ценностных ориентаций на примере жизненного пути Александра Невского.

Задачи: 

систематизировать у учащихся ясные, целостные представления об исторической личности Александра Невского и его эпохе; способствовать формированию личностного отношения к событиям Отечественной истории и православной церкви;

стимулировать самостоятельный поиск необходимой информации по истории России, совершенствовать навыки работы учащихся с современными информационно-коммуникативными средствами, развивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопоставления различных толкований исторических фактов, умения  строить логические умозаключения при обсуждении вопроса в процессе коллективной работы.

развивать нравственные начала личности, воспитание жизненной стойкости и любви к ближнему,   введение учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Александра Невского, определение его статуса в системе ценностей.

 Форма мероприятия:  урок-игра «Что? Где? Когда?»

Для проведения игры созданы  команды классов : команда «знатоков».

Средствами урока являются новые информационные технологии: мультимедийный проектор, презентация учителя, информация сайтов Интернета, которую используют учащиеся в процессе подготовки к игре.

 

Ход мероприятия

 

Учитель. Приветствую всех присутствующих на  заседании исторического клуба «Что? Где? Когда?» Прошу команду игроков занять свое  место. Сегодня за столом знатоков играют: (Звучит мелодия телевизионного клуба знатоков, учитель представляет команду, ребята занимают места за игровым столом).

Слайд . Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

(Учитель обращает внимание на правила игры. Ему отведена роль ведущего игры.)

 Сегодня я приглашаю вас принять участие в игре, посвященной великому полководцу и дипломату, сыгравшему выдающуюся роль в русской истории благоверному Александру Невскому.

Слайд. «Александр Невский – полководец и защитник земли русской»

Звучат стихи А.Н. Майкова

…Его власы до стройных плеч,

Как прядь златая упадали. Уста любовию дышали…

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой.

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознание долга строгом,

Он правду всей душою чтил-

И чувства сердца разделил

Между отчизною и Богом…

 

Итак, мы начинаем.

 

Вопросы для игры.

1. Слайд Он был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата восточной Прибалтики. На своих плащах члены этой организации носили изображение красного меча, отсюда и произошло их название. В 1237 году он слился с подобной себе организацией, удвоив свои силы и мощь. О чем идет речь?  

Слайд  Ответ: Орден меченосцев

 

2. Слайд  Житие благоверного Александра Невского сообщает следующий факт. Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Одним из дозорных был местный уроженец Пелгусий. Он принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 г. Пелгусий заметил плывущую по реке ладью, а в ней в червленых плащах стояли…Пелгусий сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Пелгусий рассказал Александру о своем видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

-Кто находился в лодке?

Слайд Ответ: в лодке находились святые братья Борис и Глеб.

 

3. Слайд Александру Невскому принадлежат слова, ставшие девизом для многих поколений защитников русской земли. «Нас немного, а враг силен. Не в силе Бог, а в …

 Продолжите фразу, сказанную князем Александром перед сражением.

Слайд Ответ: «Не в силе Бог, а в правде».

4. Слайд В 1240 г. шведы понуждаемые папскими послами предприняли крестовый поход против Руси. Предводитель шведского войска Ярл Биргер отправил новгородскому князю Александру следующее послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Князь не заставил себя долго ждать. 12 июля 1240 года произошло сражение, вошедшее в историю как Невская битва.  В шведских хрониках о походе Биргера, будущего короля Швеции, этот факт не упоминается. Но ответ Александра, получившего прозвище Невского, он носил с собой до конца жизни.

Что всю жизнь напоминало Биргеру о его неудачном походе на русские земли?

Слайд Ответ: Александр лично участвовал в битве «самому королю възложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ» т.е шрам на лице.

 

5. Слайд Внимание: черный ящик! (звучит мелодия, выносится черный ящик)

Здесь лежит изображение того, что защищало русских воинов от врага в IX-XVII вв.

кого поднялась, взяла (это) и снова легла на грудь.

Изображение какого предмета лежит в черном ящике?

Ответ: в ящике находится изображение кольчуги.

 

6. Слайд Она давала право князьям властвовать в своих землях. Но чтобы ее получить князья должны были отправиться в опасное путешествие в далекий город Каракорум и принять ее из рук самого великого хана золотой Орды.

О чем идет речь?

Слайд Ответ: ярлык на княжение.

 

7. Слайд Послушайте стихотворение  известного поэта К.Симонова «Ледовое побоище»

…Князь поскакал к прибрежным скалам

На них вскарабкавшись с трудом,

Высокий выступ отыскал он

Откуда видно все кругом.

 

И оглянулся. Где-то сзади,

Среди деревьев и камней,

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.

 

А впереди, по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином-

Свиной железной головой.

 

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

 

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

 

В рубахах стираных нательных,

Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный,

Широко ворот распахнув.

 

Так легче бить врага с размаху,

А коли надо умирать,

Так лучше чистую рубаху

Своею кровью замарать.

 

Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли.

До кости пальцы разрезая,

Склоняли копья до земли.

 

И там, где копья пригибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу, спиной к спине.

 

 

…Уже смешались люди, кони.

Мечи, секиры, топоры.

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

 

 О какой горе пишет К.Симонов? Как известно, место, где расположено Чудское озеро равнинное. Что имеет в виду автор стихов, и нет ли здесь исторического вымысла?

Слайд Ответ: Вороний камень.

 

8 Слайд.Эту награду за заслуги на поле боя утвердил Великий Петр I. Девизом ее стали слова «За труды и Отечество».

Назовите эту награду.

Слайд Ответ: речь идет об ордене Александра Невского.

  

9. Слайд Что Александр приказал снять свои дружинникам перед битвой на Чудском озере?

Слайд Ответ: железные доспехи

10. Слайд В 2008 г. телеканалом Россия был организован проект, направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией. Большинство голосов россиян было отдано за Александра Невского. Каково название проекта?

Слайд Ответ: Имя России

Слайд.

 Заключительный этап игры.

Ведущий объявляет окончательный итог игры Наиболее активные участники игры поощряются грамотами

Слайд Благодарим за игру.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?»

Слайд 2

Александр Невский – защитник земли русской

Слайд 3

№ 1 Он был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата восточной Прибалтики. На своих плащах члены этой организации носили изображение красного меча, отсюда и произошло их название. В 1237 году он слился с подобной себе организацией, удвоив свои силы и мощь. О чем идет речь?

Слайд 4

Орден меченосцев

Слайд 5

№ 2 Житие благоверного Александра Невского сообщает следующий факт. Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Одним из дозорных был местный уроженец Пелгусий. Он принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 г. Пелгусий заметил плывущую по реке ладью, а в ней в червленых плащах стояли…Пелгусий сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Пелгусий рассказал Александру о своем видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра». Кто находился в лодке?

Слайд 6

Святые Борис и Глеб

Слайд 7

№ 3 Александру Невскому принадлежат слова, ставшие девизом для многих поколений защитников русской земли. «Нас немного, а враг силен. Не в силе Бог, а в … Продолжите фразу, сказанную князем Александром перед сражением.

Слайд 8

«Не в силе Бог, а в правде ».

Слайд 9

№ 4 В 1240 г. шведы понуждаемые папскими послами предприняли крестовый поход против Руси. Предводитель шведского войска Ярл Биргер отправил новгородскому князю Александру следующее послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Князь не заставил себя долго ждать. 12 июля 1240 года произошло сражение, вошедшее в историю как Невская битва. В шведских хрониках о походе Биргера, будущего короля Швеции, этот факт не упоминается. Но ответ Александра, получившего прозвище Невского, он носил с собой до конца жизни. Что всю жизнь напоминало Биргеру о его неудачном походе на русские земли?

Слайд 10

Шрам на лице

Слайд 12

Черный ящик Здесь лежит изображение того, что защищало русских воинов от врага в IX-XVII вв.

Слайд 13

№ 6 Она давала право князьям властвовать в своих землях. Но чтобы ее получить князья должны были отправиться в опасное путешествие в далекий город Каракорум и принять ее из рук самого великого хана золотой Орды. О чем идет речь?

Слайд 14

Ярлык на княжение

Слайд 15

№ 7 Послушайте стихотворение известного поэта К.Симонова «Ледовое побоище». К.Симонов пишет о горе, с которой князь наблюдал за битвой. Как известно, место, где расположено Чудское озеро равнинное. Нет ли здесь исторического вымысла? Вопрос: С какого места князь наблюдал за битвой?

Слайд 17

№ 8 Эту награду за заслуги на поле боя утвердил Великий Петр I. Девизом ее стали слова «За труды и Отечество». Назовите эту награду.

Слайд 18

Орден Александра Невского

Слайд 19

№ 9 Что Александр приказал снять свои дружинникам перед битвой на Чудском озере? Назовите этот предмет

Слайд 20

Железные доспехи

Слайд 21

№ 10 В 2008 г. телеканалом Россия был организован проект, направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией. Большинство голосов россиян было отдано за Александра Невского. Каково название проекта?

Слайд 23

Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?»

Слайд 24

Благодарим за игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледовое побоище

В 2012 году исполняется 770 лет со дня одной из значительнейших битв в истории Руси – Ледового побоища, произошедшего на льду Чудского озера 12 апреля 1242 года...

Презентация "Ледовое побоище", посвященная 770 летию этого исторического события.

Презентация включает слайды о личности Александра Невского, его православной вере, о вере в победу.Также включен отрывок из фильма "Александр Невский". В слайды включено изображение ордена Невского, у...

Презентация "Ледовое побоище"

Презентация к уроку истории...

Ледовое побоище

Презентация "Ледовое побоище" - 770 лет....

" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)

Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного  Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...