Рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Костюхина Алена Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА.

 ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(Агибалова Е.В., Донской Г.М.)

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА

(Данилов А.А., Косулина Л.Г.)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.)

6 КЛАСС ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                     «Утверждаю»

Руководитель МО                         Зам.директора по УВР                       Директор МБОУ «ООШ

Беспалова Л.А._______                Евграшина М.В._____                       с.Максимовка»

Протокол №__от___2016г.        Протокол№___от ____2016г            СимоноваЕ.Н._____

                                                                                                                                       Приказ № __от ___ 2016г  

                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Костюхиной Алены Николаевны

2 кв.кт.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(Агибалова Е.В., Донской Г.М.)

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА

(Данилов А.А., Косулина Л.Г.)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.)

6 КЛАСС ФГОС

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России».

Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Планируемые результаты.

В результате изучения истории ученик должен

 знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного предмета

Всеобщая история.

История Средних веков (31час).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (37 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программы

Кол-во

1

Введение. Что изучает история Средних веков

1

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв)  5ч

2

Древние германцы и Римская империя

1

3

Королевство франков и христианская церковь

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность

1

5

Западная Европа в IX-XI вв.

1

6

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения

1

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)

7

Византия – государственное устройство и культура

1

8

Образование славянских государств

1

Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа)

9

Арабский халифат и его распад

1

10

Культура стран халифата

1

Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

11

В рыцарском замке

1

12

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 ч)

13

Средневековый город

1

14

Горожане и их образ жизни

1

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)

15

Католическая церковь в Средние века 

1

16

Крестовые походы

1

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)

17

Объединение Франции

1

18

Что англичане считают началом своих свобод

1

19

Столетняя война

1

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии

1

21

Усиление королевской власти во Франции и Англии

1

22

Реконкиста

1

Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа)

23

Усиление власти князей Германии

1

24

Расцвет итальянских городов

1

Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 ч)

25

Гуситское движение в Чехии

1

26

Завоевание турками- османами Балканского полуострова

1

Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

27

Образование и философия, литература, искусство

1

28

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

1

29

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

30

Итоговое повторение по курсу «Средние века»

1

31

Контрольная работа (тестирование)

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

32

Введение. Древнейшие народы на территории России

1

Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В  VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. (8 часов)

33

Восточные славяне

1

34

Формирование Древнерусского государства

1

35

Первые киевские князья

1

36

Владимир Святославович. Принятие христианства

1

37

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

38

Культура Древней Руси

1

39

Быт и нравы Древней Руси

1

40

Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

1

Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII - XIII ВВ. (9 часов)

41

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

42

Главные политические центры Руси. Северо- Восточная Русь

1

43

Главные политические центры Руси. Новгородское и Гапицко- Волынское княжества

1

44

Нашествие с Востока

1

45

Борьба Руси с западными завоевателями

1

46

Русь и Золотая Орда

1

47

Русь и Литва

1

48

Культура Руси в XII-XIII вв.

1

49

Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности»

1

Глава III.  МОСКОВСКАЯ РУСЬ В  XIV – XVI  ВВ. (19 часов)

50

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

1

51

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

52

Московское княжество в конце XIV- середине XV в.

1

53

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

54

Московское государство в конце XV- начале XVI в.

1

55

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

1

56

Реформы Избранной рады

1

57

Внешняя политика Ивана Грозного

1

58

Опричнина

1

59

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

60

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв

1

61

Быт в XV-XVI вв.

1

62

ПОУ по теме «Русь Московская»

1

63

64

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»

2

65

Контрольное тестирование

1

66

Защита проектов

1

67-68

Резервные уроки

2

Пояснительная записка

  Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2015.

Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 34 часа)

 «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Планируемые результаты.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-различные подходы к исследованию человека и общества;

-основные социальные институты и процессы;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с

социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки

собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и

гуманистических ценностей;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».

Содержание учебного предмета

Введение.

Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12 ч.)

Введение. Как работать с учебником.

Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?

Сильная личность – какая она?

Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду

помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 2. «Человек среди людей» (10 ч.)

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание - золото».

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт.

Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.

Тема 3. «Нравственные основы жизни» (10 ч.)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Обобщающее  повторение.

Тематическое планирование

Содержание программы

Кол-во ч

1

Введение. 

1

Глава I. Человек  в социальном измерении. (12ч.)

2-3

Человек – личность

2

4-5

Познай самого себя

2

6-7

Человек и его деятельность

2

8-9

Потребности человека

2

10-11

На пути к жизненному успеху 

2

12-13

ПОУ по главе: «Человек в социальном измерении»

2

Глава II. Человек среди людей. (10ч.)

14-15

Межличностные отношения

2

16-17

Человек в группе

2

18-19

Общение

2

20-21

Конфликты в межличностных отношениях

2

22-23

ПОУ по главе: «Человек среди людей»

2

Глава III. Нравственные основы жизни. (10ч.)

24-25

Человек славен добрыми делами

2

26-27

Будь смелым

2

28-29

Человек и человечность

2

30-31

ПОУ по главе: «Нравственные основы жизни»

2

32-33

ПОУ по теме «Человек и общество»

2

34

Обобщающее повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы

Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...

рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов

Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс

В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы

Рабочие программы по истории России, всеобщей истории  обществознанию включают в себя описания  самих предметов,  учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы

Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....