Открытый урок по истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Саушкина Елена Валерьевна

Цели и задачи урока

  • Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке  1223 года, причинами поражения русских войск.
  • Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;

формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.

Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;

- содействие рациональной организации труда;

- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;

- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_konspekt_otkrytogo_uroka_nashestvie_s_vostoka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 города Аркадака Саратовской области

Открытый урок по теме:

«Нашествие с Востока»

Подготовил учитель истории

Саушкина Е.В.

2017 г.


Конспект открытого урока по истории России в 6 классе

Тема урока

"Нашествие с Востока".

Тип урока

Изучения нового материала.

Образовательные ресурсы

  • Презентация урока "Нашествие монголо-татар на Русь".
  • Кейсы№1, 2.
  • Видео «Битва на Калке»
  • Сообщения обучающихся
  • Тест
  • Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений-М., 2013

План урока

1.Монгольская империя Чингисхана.

2.Сражение на Калке.

3.Походы Батыя на Русь

4. Подведение итогов

5. Рефлексия

Цели и задачи урока

  • Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке  1223 года, причинами поражения русских войск.
  • Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;

формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.

Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;

- содействие рациональной организации труда;

- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;

- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: проблемная беседа, проблемный вопрос, кейс - стадии, составление опорного конспекта, тесты, индивидуальные задания, наглядный метод.

Формы: общеклассная, групповая, индивидуальная

Технология: проблемно-развивающая технология обучения.

Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.

Основные даты, понятия и термины

1223 г. - битва на реке Калке

1237 г. – разорение Рязанского княжества монголами

1238 г. – разорение Владимирского княжества монголами и взятие города Торжка Новгородской губернии

1238 г. - сражение у небольшой крепости Козельск

1240 г. – захват Киева

Планируемые образовательные результаты

Научатся находить достоверную информацию в исторических источниках, необходимую для решения учебных задач.

Научатся представлять информацию в опорном конспекте.

Умение работать в группе.

I. Организационный (2 -3минуты)

Знакомство с темой, задачами деятельности, мотивационная настройка;

-Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня у нас вами непростой урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

 (стук в дверь и входит глашатай, и зачитывает отрывок из летописи 13 века) (3 минуты)

  • Погружение в проблемную ситуацию.

-Здравствуйте, ребята, спешу сообщить вам весть. Послушайте!

 «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!»

 «Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." Подумайте же, о чем говорится здесь? 

Учитель: - Ребята, как вы думаете, о каком важном событии в истории Русского государства мы будем с вами сегодня говорить?

  • Знакомит с темой занятия.

«Нашествие монголо-татар на Русь».  (Слайд)

Сформулируйте цели нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова: (Слайд)

  • Узнать…о монголо-татарах и их нашествии на Русь
  • Определить…причины поражения киевской Руси
  • Создать…опорный конспект

II. Основной (25минут)

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке и походы Батыя на Русь.

- Сегодня мы с вами будем работать в творческих группах. И Вы все сегодня являетесь исследователями  истории. Каждой группе даны документы - кейсы. Вам нужно изучить документ № 1 и найти ответы на поставленные вопросы. На работу у вас 3 минуты. 

Кейс№1.1 В начале XIII в. в Центральной Азии возникло новое государство - Монгольская империя. Объединение монгольских племен в немалой степени было вызвано изменением климатических условий местности, где проживали монголы. XI и XII вв. были благоприятными для монголов. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а, следовательно, одна и та же территория могла прокормить больше людей. Произошло увеличение населения в Монголии. Однако в конце XII в. климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало малопродуктивным, в степи стало много избыточного населения. Началась обычная в таких условиях борьба с соседями за пастбища, а также вторжения на земли соседей-земледельцев.

Вопрос: что заставило монголов покинуть места проживания? Укажите две причины. ( изменения климата, перенаселенность)

Кейс № 1.2. Огромную роль в создании Монгольской империи сыграл Темуджин. Железная воля, властолюбие и целеустремленность позволили Темуджину собрать монголов в единое политическое целое и спаять общество на основе т. н. закона Чингисхана - Яссы. На съезде монгольской знати (курултае) в 1206 г. создатель империи Темуджин (Темучин) был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. Монгольская империя оказалось исключительно боеспособной и жизнеспособной. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII - XIII вв., в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. В последующие годы монгольские отряды подчинили себе окрестные народы, беспощадно уничтожая всех непокорных. В середине 20-х гг. XIII в. в состав монгольского государства вошли Северный Китай, Средняя Азия, Северная Индия.

Вопрос: какова роль Темучина-Чингисхана в создании империи Монголов? (объединил, создал войско, расширил территорию)

Кейс № 1.3.Рядовой единицей монгольского войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовала Ясса: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, веревочный аркан, топор, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами для защиты. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными, огнеметными орудиями - до 10 км.

Вопрос: назовите условия высокой боеспособности монгольской армии (четкое разделение и подчинение, дисциплина, хорошее вооружение)

Кейс № 1.4 К 1211 г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 г. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. Китайцы передали монголам и важную науку дипломатии. Монголы одними из первых стали придерживаться принципа неприкосновенности послов, беспощадно карая народы за нарушение этого принципа.

Вопрос: какие преимущества дало монголам завоевание Китая? ( военную технику, дипломатию) Дипломатия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей

Кейс № 1.5. В 1218 г. татаро-монголы покорили всю Корею. После этого Чингисхан устремил свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - покорение городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Всё завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221 гг. Хорезмшах Мухаммед недооценил силу Чингисхана, вследствие чего вынужден был спастись бегством. В погоню было отправлено несколько туменов под руководством военноначальников Джебе и Субэдея. Монголы огнем и мечом прошли по Северному Ирану, вышли на Кавказ, разрушили несколько древних и богатых городов, разбили грузинские войска, проникли через Ширванское ущелье на Северный Кавказ и столкнулись с половцами. В это время состоялась первая встреча русских воинов с новым врагом и произошла (1223 г.). К концу жизни Чингисхана (1227г.) монголы подчинили огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе.

Вопрос: Какие территории подчинили монголы до вторжения на русские земли? (Среднюю Азию, Кавказ, Северный Иран)

Учитель:- Группы вы  готовы? Теперь отвечаем на вопросы.

Учитель: - Итак, мы определились с особенностями армии и империи Чингисхана, посмотрите какое это огромное и сильное государство.

Учитель: - Теперь приступаем к заданию 2. У каждой группы есть Кейс № 2, вам его нужно прочитать и определить 4 качества монголо-татар которые давали им преимущества перед другими народами и странами.

  • Кейс № 2 Причины успехов монголов состояли в следующем: Первая причина - Китай, Средняя Азия и Иран переживали в то время период феодальной раздробленности и не смогли организовать коллективного отпора монголам. Вторая причина - это великолепная военная и политическая подготовка вторжения. Проведя разведку, монголы стравливали народы и раздували междоусобицы. Если удавалось, то монголы занимали ключевые военные посты в армии намеченной жертвы (Хорезм). Тактика завоеваний была отточена до совершенства. По возможности, избегая фронтальных сражений, кочевники разбивали противника по частям, предварительно измотав его непрерывными стычками и налетами.

На доске выстраиваем опорный конспект из преимуществ монголов.

  • Дисциплина
  • Новая техника
  • Единство
  • Военная подготовка

Учитель: -Запишите себе эти причины в листы маршрута.

Учитель: - Теперь мы видим, в чем была сила монголо-татар. А теперь давайте с вами немного отдохнем.

4. Физ. минутка   для глаз                    

5. Битва на Калке

Учитель: - Покорив много стран и территорий, в 1223 году моголы оказались рядом с Древнерусским государством, напали на половцев и те попросили помощи у русских князей. Итогом стала битва на Калке. ( На доске запись 1223 год-запомните эту дату! Битва на Калке) (Слайд)

Учитель: - Просмотрите фрагмент видеофильма «Битва на реке Калке» и определите качества русских воинов. (видео) (3 минуты)

На доске выстраиваем опорный конспект из сильных сторон русских ратей.

Учитель: - Какими же качествами обладали русские воины?

На доске дополняется опорный конспект. Раздел «Сила русских ратей»

- мужество

- героизм

- бесстрашие

- храбрость;

Учитель: -Ребята, почему наши храбрые и бесстрашные русские войска проиграли монголам?

Причины поражения:

- предательство половцев

- славолюбие князя

- разобщенность (записывается на доске под Битвой на Калке) (Слайд)

Учитель: - А как вы думаете, почему же князья были разобщены? 

Обучающиеся: у них не было единства из -за раздробленности страны.

Учитель: -Правильно, так получается, что главная сила государства в единстве!

Вот что сказал о единстве Генрик Сенкевич «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы», а Серхио Ортега подкрепил эту мысль высказыванием: «единый народ никогда не будет побежден».  Наша сила в единстве!

6. Представление заданий по группам и инсталляция.

Учитель: -А теперь мы с вами переходим ко второй части урока. Каждой группе было дано индивидуальное задание, подготовить сообщение. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

1 группа. Сообщение (Рязанское княжество)

В декабре 1237г.  послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.  Согласно преданию Рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину и смело вступил в сражение с войском Батыя. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др. В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.

2 группа. Владимир. В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру. Князь Юрий оставил столицу и отправился собирать рать. Город закрыл ворота и готовился к отпору. Но слишком, не равны были силы. Татары плотно окружили Владимир, осыпая его стрелами, камнями из катапульт, пустили в ход стенобитные орудия. Чтобы подорвать боевой дух защитников, захватчики согнали под стены города множество окрестных жителей: женщин, стариков, детей. Их, нагих и босых, в январские морозы стали показывать владимирцам. Но город не сдавался. Враг пошел на штурм со всех сторон, и столица Северо-Восточной Руси оказалась в его руках. Княжеское семейство, бояре, духовенство и жители пытались укрыться в храме, который осаждавшие подожгли. Все находившиеся там погибли.

Учитель: - Ребята встаньте около своих мест.

7. Физ.минутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

3 группа. Торжок. После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду. Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку.

Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его стенах и воротах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома тоже горели.

4 группа. Сообщение (Сражение под Козельском).

25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.

Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.

Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты.

5  группа. Киев

В лето 1240г. Пришел Батый к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был горд в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб …от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей. Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились на встречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли, татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.

Учитель: -Выслушав все выступления групп, можно сделать вывод, что на Руси  установилось татаро-монгольское иго.

8. Работа с текстом учебника.

Учитель: -А теперь откройте учебники на стр. 37 и прочитайте пункт «Причины поражения Руси от монголов». Через 2 минуты проверяем задание.

«Причины поражения Руси от монголов» (Слайд)

-Отсутствие единства

-Отсутствие союзников

-Техническая отсталость

Учитель: - Завершая урок, мы можем сказать что, когда Русь боролась с монголо-татарскими завоевателями, она все равно сохранило свое значение – это подвиги, преданность и любовь к Родине.

Учитель: -А сейчас каждый получает индивидуальное задание в виде теста.

7. Закрепление полученных знаний.

1 вариант

  1. Сражение на берегу р.Калка произошло в:

А. 1237г.

Б. 1223г.

В. 1240г.

  1. Первый удар в 1237г. был нанесен по:

 А. Новгородской земле

             Б. Владимирскому княжеству

 В. Рязанскому княжеству  

  1. О ком сказал Батый: «Сильно ты повредил мне своей малой дружиной»:

           А. о воеводе киевском Дмитрии

        Б. об Евпатии Коловрате

        В. О половецком хане Котяне

2 вариант

  1. В 1223г. произошло сражение на берегу реки:

  А. Калки

  Б. Днепра

  В. Клязьмы

  1. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло:

  А. 1237г.

  Б. 1236г.

  В. 1238г.

  1. Евпатий Коловрат выступил на защиту:

  А. Владимирского княжества

  Б. Киевского княжества

  В. Рязанского княжества

8.Рефлексия

Сегодня на учебном занятии мы:

Узнали … о монголах, начале нашествия на Русь.

Определили… причины поражения Руси, преимущества монгольской армии.

Создали …опорный конспект урока, который поможет нам при подготовке домашнего задания.

9.Выставление оценок.

10. Параграф 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...