В рыцарском замке.
проект по истории (6 класс) на тему

Иванина Алёна Геннадьевна

Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса учащихся к историческому наследию средневековья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_rytsarskom_zamke_-_kopiya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №101 город Краснодар

Учитель истории и обществознания

Иванина Алёна Геннадьевна

В рыцарском замке.

Цель: создать условия для развития познавательного интереса учащихся к историческому наследию средневековья.

Задачи:

1. Расширить представление о жизни класса феодалов (рыцарей), их моральных нормах.

2. Способствовать развитию интеллектуальной инициативы учащихся.

3.Создать условия для эффективной самореализации учащихся, и развитие их потенциала.

Оборудование урока:

  • Владимир Высоцкий «Песня рыцарей», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».   
  • Интерактивная модель замка (диск «История средних веков. 6 класс», авторы:Ю.Ф.Кушнарёва, И.Е.Уколова,А.Э.Безносов, фирма «1С»).
  • Исторический источник (диск «История средних веков. 6 класс», авторы:Ю.Ф.Кушнарёва, И.Е.Уколова,А.Э.Безносов, фирма «1С»).
  • Презентация «В рыцарском замке».

План урока.

1.Замок рыцаря.

2. Образ жизни рыцаря.

А) воспитание рыцаря;

Б) бой-главный смысл жизни рыцаря;

В) герб;

Г) рыцарский турнир.

Рефлексия по теме.

Звучит песня Владимира Высоцкого   «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

  1. Замок рыцаря.

Цель 1 этапа: решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Задачи:

  • уметь искать необходимую информацию в нескольких источниках;
  • применять исторические знания для построения модели замка.

Задание: учащиеся заранее готовят макет средневекового замка. В итоговом мероприятии выставляется от класса лучший замок и доклад. Учащиеся рассказывают об укреплении замка. Из чего состоит замок.

1. Крепостная стена

2. Ворота с подъемным мостом

3. Крепостные башни.

4. Донжон.

5. Замковый двор.

Рефлексия.  Соотнести модели замка, сделанные учениками с интерактивной моделью.

Результат.

Метапредметный результат:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • способность решать творческие задачи, представлять результат своей деятельности в виде макета замка;
  • владения умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать своё мнение.

Предметный результат:

  • уметь изучать информацию из различных современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;
  • создание основы для формирования у части детей интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Личностный результат

  • понимание культурного многообразие мира;
  • уважение к культуре других народов.
  1. Образ жизни рыцарства.

Воспитание рыцаря.

Цель 2 этапа: расширить представление о воспитании рыцарей.

Задачи:

  • уметь искать необходимую информацию в нескольких источниках;
  • на основе текста  и иллюстраций составлять описание исторических объектов.

Задание: учащиеся заранее изготовляют снаряжение рыцаря. Показывают сценку.

Сцена первая:

Отец. Мой сын, ты стал совсем взрослым, тебе исполнилось семь лет. Сегодня - лучший день в твоей жизни. Ты покидаешь отчий замок и идешь служить пажом при дворе знатного феодала. Это твоя первая ступень, чтоб стать рыцарем.

Сын. Да, отец. Ты с детства меня готовили к военной службе. Рассказывал мне о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. А сейчас став пажом я научусь хорошим манерам, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам.

Отец. Да, ты там научишься многому. Но, главное, не забывай, что в любой ситуации тебе должно быть присуще: храбрость, великодушие, бескорыстное поклонение даме.

Сын. Отец, но я хочу, также чтоб слава обо мне ходила по всем землям, обо мне складывались бы легенды…

Отец. Не торопи время, сын мой. Все твои мечты исполнятся.

Сцена вторая:

Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им - непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.

Юноша. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. В замке я ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя я был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие. Читать и писать меня почти не учили. Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.

Знатный рыцарь. Встань на колени (он трижды наносит удар мечом плашмя по плечу юноши). Я наношу тебе удар - единственный в твоей жизни, который ты можешь получить не возвращая. Теперь тебе предстоит опоясаться мечом и надеть шпоры - знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость - вскочить на коня, пронзить копьем мишень.

Рефлексия. Воспитание рыцаря можно назвать спартанским? Докажи или опровергни свою точку зрения.

Бой-главный смысл жизни рыцаря. Презентация (слайды с 1по).

Ведущий 1: Хотя рыцари и стали знаковым символом эпохи, численность их была весьма незначительна. К примеру, во всей Англии в семидесятые годы XIII столетия их насчитывалось всего лишь 2750 воинов. Однако именно они вершили исход каждого сражения.

Ведущий 2: (слайд 2)

Свежим утром пели птицы.
С чистым сердцем, налегке,
Шел на битву славный рыцарь,
Светлый меч пылал в руке.

На плечах белел, сверкая,
Плащ безбрежной правоты,
Гимн играли птичьи стаи,
С громом рушились мосты.

Ведущий 1: Закованный в доспехи рыцарь жаждет настоящего боя, горит нетерпением сразиться с себе подобным. И вот он видит врага. Всадник опускает забрало. Лишь глаза горят яростным блеском. Длинные копья выставлены вперед. Громкое гиканье, удар хлыстом. Кони с всадниками несутся навстречу друг другу. Схлестнулись! Страшный удар, усиленный тяжестью доспехов. Но оба устояли. Лишь слегка ранены.

Ведущий 3: (слайд 3,4,5)

Плотный строй, вздымаем пики -
Нет пути назад.
А в толпе лишь пыль и крики -
Терпкий, зыбкий ад.
Сталь грозит холодной смертью -
Нам не привыкать.
Рай манит прекрасной трелью -
уж недолго ждать.
Крестоносец, рыцарь смелый
Нас зовет вперед.
Ведь по долгу, не по делу
Мы ушли в поход.
А навстречу правоверных
около полста.
Берегитесь! Бьют за веру
Рыцари Христа.

Ведущий 1: Такой бой - главный смысл жизни для рыцарей.
Рыцарь:( слайд 6,7,8,9)

Мы с детства меч приучены держать,
Коней ретивых нас пленяет стать,
И битвы звон и барабанов звуки
И ран тяжелых опьяняют муки.
Мы в сталь брони запрятали сердца
Для милых дам, для крепкого винца,
Так пусть же нас пронзительные взоры,
Уносят вновь, в далекие просторы,
Где станет жарко и врагов не счесть,
И выше жизни рыцарская честь…
                    Яковлев Дмитрий http://s-romantika.narod.ru/ricari.htm
 Рыцари - крестоносцы

Учитель: В понятие рыцарской чести в средние века входили: верность сеньору, подвиги во имя Прекрасной Дамы, борьба с неверными. В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:

Ведущий 4:

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

http://bookz.ru/authors/srednevekovaa-literatura/kudruna_886/page-4-kudruna_886.html выходила на сайт 29 сентября 2015 года

Учитель: Рыцарь готов был отдать жизнь за даму своего сердца. Давайте посмотрим, какие красивые платья носили женщины в средние века (девочки демонстрируют платья средневековья и переставляют их защиту на уроке).

Герб.

Учитель: Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз- краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Ученики зачитывают свои девизы и демонстрируют свои гербы. При этом учащиеся объясняют, почему они выбрали тот или иной символ. (приложение 1 «Правило составление герба»)

Рыцарский турнир.

Учитель: Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры. Турнир - это военное состязание рыцарей в силе и ловкости.

Задание: ученики рассказывают о рыцарских турнирах, используя мультимедийные презентации. Можно выбрать другие формы представления, например, изготовить макет. Используя сайт http://history-tema.com/kratkaya-istoriya-ryitsarskih-turnirov-na-primere-frantsii/ , http://www.fresher.ru/2015/03/02/srednevekovye-prazdniki-i-rycarskie-turniry-v-sovremennoj-evrope/ выходила на сайт 29 сентября 2015 года

Учитель: Вот как описывается поединок двух кавалеристов - датчанина и сакса - в поэме XIII ст. "Песнь о Нибелунгах":

Ведущий 5: ( слайд 11-18)

Датчанин гневным взглядом окинул чужака.

Коням всадили шпоры наездники в бока.

Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,

И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.

С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,

Потом друг мимо друга, как ветер, пронеслись.

Бойцы их повернули и съехались опять,

Чтоб счастье в схватке яростной мечами попытать.

Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.

Столбом взметнулись искры над шлемом короля,

Как будто кто-то рядом большой костер зажег.

Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не смог.

                                           Авентюра IV. О том как он бился с саксами. 184-186 http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st043.shtml выход на сайт 10 октября 2015года

Ведущий 6: ( слайд 19-23)

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

                                        эпическая поэма “Песнь о Нибелунгах”Авентюра X. О том, как Брюнхильду приняли в Вормсе. 686,687

 Рефлексия: Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?

(Например, сейчас мужчина сопровождает даму справа от себя — так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.
При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, — так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.
Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику — чтобы знал, с кем имеет дело).

Так давайте возьмем лучшие рыцарские традиции в наше время

Результат.

Метапредметный результат:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • способность решать творческие задачи, представлять результат своей деятельности в виде инсценировки, иллюстраций, презентаций.
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметный результат:

  • уметь на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, характеризовать условия и образ жизни рыцарей;
  • создание основы для формирования у части детей интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,культурной личности на примере рыцарства, его кодексе чести.

Личностный результат

  • понимание культурного многообразие мира;
  • уважение к культуре других народов.

Рефлексия по теме.

Работа в группах с текстом. Выполняется одно любое задание на выбор учеников. Задания с одной звёздочкой оценивается на «4», а с двумя – на «5».

 Часть 1.

О предназначении рыцарства. Быть избранным, иметь коня, доспехи и быть господином еще недостаточно для того, чтобы претендовать на высокую честь принадлежности к рыцарству, ибо рыцарь нуждается также в оруженосце, также чтобы кто-то пахал, перекапывал землю и выпалывал сорняки, дабы давала она плоды, которыми питаются рыцарь и его кони... Наука и школа рыцарства предписывают рыцарю позаботиться о том, чтобы сын его в юном возрасте был обучен верховой езде, ибо, не овладей он этим искусством в юности, в старости он им уже не овладеет, а также приучился ухаживать за конем. Следует рыцарю отдать своего сына в услужение к другому рыцарю, дабы научился он прислуживать за столом и в походе, равно как приобрел иные рыцарские навыки.

Часть 2.

Об обязанностях рыцаря. ... Рыцари призваны справедливость отстаивать... Рыцарь должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, ибо все это способствует тому, что рыцари привыкают к ратным делам и приучаются отстаивать рыцарские установления. Рыцарь обязан иметь замок и коня, дабы мог он охранять дороги и защищать крестьян. Рыцарь обязан иметь села и города, дабы отстаивать справедливость среди вверенных ему жителей... Рыцари должны преследовать изменников, воров и грабителей; ибо подобно топору, который был создан для того, чтобы им рубили деревья, рыцарь призван истреблять дурных людей... Оруженосец, алчущий рыцарства, должен знать о грузе ответственности, с рыцарством сопряженным, и о тех опасностях, которым подвергаются вознамерившиеся стать рыцарями. Ибо не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора... ... Не может быть рыцарем не располагающий определенными средствами, ибо из-за нехватки денег он не сможет приобрести доспехов, а из-за недостатка доспехов и средств он станет грабителем, изменником, вором, лжецом, лицемером, и ничего в нем не будет от рыцарства.  

Ответьте на вопросы:

  1. *Что можно нового узнать из текста о средневековых рыцарях: воспитании, образе жизни, этике?
  2. *В чем автор текста видит место рыцаря в средневековом обществе?
  3. **Было ли рыцарство замкнутым сословием или в него было легко попасть представителям других сословий средневекового общества?
  4. **Соответствовал ли созданный в этом тексте портрет рыцаря реальности? Постарайтесь дать подробный ответ.

Домашнее задание: параграф 11. Рабочая тетрадь задание к параграфу 11(1,2,3,4)

Список литературы:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. история средних веков 6 класс, М., Просвещение, 2002

2. Арасланова О.В. , Соловьева К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков 6 класс, М., ВАКО, 2007

3. Кушнерёва Ю.В., Уколова И.Е., Безносов А.Э. История средних веков 6 класс, 1С: Образование 4. Дом, 2009

http://www.liveinternet.ru/users/3358488/post108558927/

http://dick-k.narod.ru/Tournaments.html. Входила на сайт 29 сентября 2015 года.

http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st043.shtml Входила на сайт 29 сентября 2015 года.

Песнь о нибелунгах" http://www.labirint.ru/books/173512/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Презентация к уроку содержит видео из фильма "Айвенго"...

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....

В рыцарском замке

Как выглядел замок феодала, для чего его строили; снаряжение рыцаря, рыцарский турнир, кодекс чести рыцаря; вопросы для закрепления...

"В рыцарском замке"

Конспект урока из курса "История средних веков" 6 класс с использованием мультимедийной презентации. На уроке рассматривается понятие рыцарь, отличительные особенности рыцарства. Иллюстрации, исползов...

Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"

Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....

урок по истории средних веков "В рыцарском замке" 6 класс

урок построен на основе системно-деятельностного подхода...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...