Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Сайгашкина Татьяна Дмитриевна

Рабочая программа по истории 7 класс к предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_kl_istoriya_po_novym_uchebnikam_na_sayt.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа предназначена для изучения курса История в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Авторская программа по Истории России к предметной линии учебников  Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) «Просвещение», 2016

Программа к предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы (5-9 классы)  «Просвещение», 2014

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: "История России" и "Всеобщая история". Данная рабочая программа направлена на изучение курса "История России" (7 класс) ,"Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800",  7 класс.

Целями  и задачами  изучения истории в 7 классе являются: 

- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания  между  народами,  людьми  разных  культур;

- овладение базовыми историческими знаниями, а так же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничесом и многоконфессиональном Российском государстве.

Учебный план отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в VII классе  - 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю

Содержание учебного предмета «История в 7 классе»

7  КЛАСС

РОССИЯ В XVI—XVII вв. (40 ч)

Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное  управление.  Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав».  Земская  реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского  и  Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы  управления  многонациональным  государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.


Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных  государств.  Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия  при  первых  Романовых.  Михаил  Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне,  холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное  пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.


 СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное количество

часов

Сроки изучения

7 класс

1

Россия  в XVI  веке.

20

2

Смутное время. Россия при первых Романовых

20

Итого

40

3

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация.

13

4

Первые революции Нового времени. Международные отношения.

4

5

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

8

6

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

5

Итого

30

Всего 7 класс

70

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема

Дата проведения

7 класс

1

Тестирование по теме: «Россия в XVI веке».

2

Тестирование по теме: «Россия в XVII веке».

3

Тестирование по теме: «Возрождение. Реформация».

4

Контрольная работа: «Мир в раннее Новое время».

Формы организации учебных занятий - урок, основные виды учебной деятельности - работа в группах,  проектные формы работы, работа с экранно-звуковыми пособиями, работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации, в том числе ресурсы Интернета , участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, защита проектов, тестирование и иные.


4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

урока

Тема урока

Количество

 часов

по плану

фактически

Тема I

Россия в XVI в. (20 ч)

1

 Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий

1

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

3

Формирование единых государств в Европе и России

1

4

Российское государство в первой трети XVI в.

1

5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

6-7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

8-9

 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2

10-11

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

12-13

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2

14-15

Опричнина

2

16

Россия в конце XVI в

1

17

Церковь и государство в XVI в.

1

18-19

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

20

Контрольно-оценочный урок по теме :  "Россия в XVI в"

1

Тема II

Смутное время.

Россия при первых Романовых (20 ч)

21

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в

1

22-23

Смута в Российском государстве

2

24

Окончание Смутного времени

1

25

Экономическое развитие

России в XVII в

1

26

 Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

27

Изменения в социальной структуре российского общества

1

28

Народные движения в XVII в

1

29-30

Россия в системе международных отношений  

2

31

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1

32

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

33

Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

1

34

Культура народов России в XVII в

1

35-36

Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в

2

37-38

 Донской край в XVII в

2

39-40

Контрольно-оценочный урок по теме : "Смутное время. Россия при первых Романовых"

2

Тема III

Мир в начале нового времени (13 ч)

41

Технические открытия и выход к Мировому океану

1

42

Встреча миров. Великие географические  открытия и их последствия

1

43

Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе.

1

44

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

45

Европейское общество в раннее Новое время.

1

46

Повседневная жизнь.

1

47

Великие гуманисты Европы.

1

48

Мир художественной культуры

1

49

Рождение новой европейской науки

1

50

Начало Реформации в Европе

1

51

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

52

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1

53

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

Тема IV

Первые революции Нового времени. Международные отношения  

(борьба за первенство в Европе и  в колониях) (4 ч)

54

Освободительная война в Нидерландах.

1

55

Парламент против короля. Революция в Англии.

1

56

Путь к парламентской монархии.

1

57

Международные отношения в XVI-XVIII веках.  

1

Тема V

Эпоха просвещения. Время преобразований(8 ч)

58

Великие просветители Европы.

1

59

Мир художественной культуры Просвещения.  

1

60

На пути к индустриальной эре.

1

61

Английские колонии в Северной Америке.

1

62

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

1

63

Франция в XVIII веке. Причины и начало  Великой французской революции.

1

64

Французская революция. От монархии к республике.

1

65

Французская революция: От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

Тема VI

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (5 ч)

66

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1

67-68

Государства Востока. Начало Европейской колонизации.

2

69-70

Итоговое повторение

2

5. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета

"История"

Предметные  результаты  изучения истории   в 7 классе включают:

  • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации;
  • овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
  • описание условий существования, основных занятий, образа  жизни   народов   России,   исторических   событий и процессов;
  • использование знаний о месте и роли России во все- мирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • сопоставление развития Руси и других стран в пери- од Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в  связи  с  понятиями  «централизованное  государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
  • высказывание суждений о значении и месте исторического  и  культурного  наследия  предков;
  • поиск информации  в  источниках  различного  типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
  • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария  социальных  наук;
  • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий  и  др.);

раскрытие  характерных,  существенных  черт:  а)  экономических  и  социальных  отношений  и  политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших  в  средневековых  обществах,  религиозных

воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
  • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
  • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,  цивилизационного  подходов к оценке социальных явлений;
  • составление с привлечением дополнительной литера- туры описания  памятников  средневековой  культуры  Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
  • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России

6.  Критерии оценки учебной деятельности обучающихся по истории

Отметка  «удовлетворительно»  (или  отметка  «3») - достижение обучающимся базового уровня. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования.

Отметка   «хорошо» (отметка  «4») -  достижение обучающимся повышенного уровня - усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также  кругозор, широта (или  избирательность) интересов.

Отметка   «отлично»  (отметка  «5») -  достижение обучающимся высокого уровня    достижения   планируемых   результатов .  

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Данилов А. А.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина

2016  

«Просвещение»

2

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная

линия учебников А. А. Вигасина —  О.  С.  Сороко-Цю- пы. 5—9 классы

2014

«Просвещение»

3

Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин; под ред. А.В.Торкунова

История России.  7 класс

2016

Просвещение

6

А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс

2014

Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...