Образ адмирала Н.И.Скрыдлова в художественной литературе.
статья по истории по теме

Корнилов Сергей Вячеславович

При работе учеников с историческими источниками  может быть интересен опыт  «исторического расследования» литературного персонажа, «замаскированного» автором, но являющимся реальным историческим деятелем. Зачастую, литературный образ под чужим именем может дать информацию большую, нежели историческое произведение или документальная повесть. Ученики должны понимать, что информацию можно получить не только «прямолинейными» описаниями, но и чтением между строк, или даже опровержением данных автора. В конце концов, он тоже не истина в последней инстанции, может ошибаться, или выражать чьи-либо интересы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_admiral.docx372.94 КБ

Предварительный просмотр:

Образ адмирала Н.И.Скрыдлова в художественной литературе.

При работе учеников с историческими источниками  может быть интересен опыт  «исторического расследования» литературного персонажа, «замаскированного» автором, но являющимся реальным историческим деятелем. Зачастую, литературный образ под чужим именем может дать информацию большую, нежели историческое произведение или документальная повесть. Ученики должны понимать, что информацию можно получить не только «прямолинейными» описаниями, но и чтением между строк, или даже опровержением, написанного автором. В конце концов, он тоже не истина в последней инстанции, может ошибаться, или выражать чьи-либо интересы.

«— «Илиодор Илиодорович Обрыдленко, адмирал», — прочла вслух Искрицкая и швырнув карточку на стол, спросила горничную. — Что ему нужно?

— По делу, говорит, приехал.

— По делу? Какие у нас могут быть дела? Во всяком случае, нельзя не принять старикашки, хотя и с «молнией» на погонах, но все же с тремя орлами… Просите в гостиную.

— Я уже попросила.

Искрицкая знала Обрыдленку. Знала в лицо. Этот адмирал «на покое», несмотря на свои преклонные годы, являл энергию необыкновенную. Везде и всюду можно было увидеть этот несвежий морской сюртук в орденах — в кинематографе, в театре, фарсе, балете и у тех скороспелых выскочек, что, не имея возможности украшать свои обеды и ужины настоящими сановниками, которые к ним не пойдут, пробавляются «маргариновыми» высокопревосходительствами.

Свадебный адмирал любил хорошо поесть, выпить на чужой счет и весьма охотно шел туда, где его ждали тонкий обед и старый дорогой коньяк.

В последнее время он состоял при особе Мисаила Григорьевича Айзенштадта, исполняя обязанность личного секретаря по самым разнообразным поручениям этого шедшего в гору банкира. Что же касается Айзенштадта, ему было лестно держать на побегушках адмирала. Как-никак эти черные орлы производили впечатление…»

Итак, познакомимся и мы с очередным литературным военным, и постараемся определить на кого же была написана такая желчная карикатура на страницах «современного злободневного романа» Н.Брешко-Брешковского «Ремесло сатаны», вышедшего в годы Первой мировой войны в 1916г.

Адмирал является второстепенным персонажем и не так уж часто появляется на страницах этого, одного из первых шпионских, детективов в России. Тем не менее, из описаний проступает вполне конкретная и узнаваемая фигура. Это настоящий Адмирал (полный адмирал), а не просто обобщенная фигура речи: в тексте подчеркиваются 3 черных орла на погонах, «второй класс» (по Табелю о рангах) и «молния» как знак офицера в отставке. Дается и описание внешности:

«Адмирал опустился в кресло, снял пенсне и, протирая стекла платком, смотрел на Искрицкую маленькими косоватыми, близорукими, напоминающими медвежьи, глазками»

Эти эпитеты так понравились автору, что он потом неоднократно их смакует. «Нет, ему решительно незнаком этот старый с медвежьими глазками и свинцово-седой бородкой адмирал», «Обрыдленко снял пенсне и, протирая стекла, смотрел на банкира косоватыми, медвежьими глазками», «адмирал, щуря сквозь пенсне медвежьи глазки свои, входил в кабинет.»

Фактически он выполняет роль «свадебного генерала» на побегушках главного отрицательного героя - богатого дельца и банкира, беспринципного пособника немецких шпионов, и, разумеется, с говорящей фамилией, Айзенштадта. С началом войны он «патриотически» сменит ее на «Железноградов». Жена банкира «Сильфида Аполлоновна навьючивала его своими золотыми мешочками, накидками, веерами. Иногда и Мисаил Григорьевич, словно по рассеянности, совал ему свою шляпу и перчатки. Обрыдленко, перегруженный всей этой белибердой, терпеливо выстаивал целыми часами где-нибудь на балу, на вечере, пока Сильфида Аполлоновна танцевала или кокетничала с теми, кто был достоин этой высокой чести. Подгибались адмиральские коленки, а порою и стыдно бывало, когда Обрыдленко ловил на себе чей-нибудь косой, презрительный взгляд. Но слабость Обрыдленка, давнишняя и общеизвестная — вкусно есть и пить на чужой счет, а уж не у Мисаила ли Григорьевича были тонкие вина и вкусные обеды и завтраки! Да и перехватить можно тысчонку-другую… Ну, и приходилось терпеть». Также Обрыдленко выступает в роли сводника, переговорщика от лица своего покровителя и тд. В конце романа, правда, чувствуя, что деятельности Железноградова приходит конец, он одним из первых его бросает, что, впрочем, опять-таки характеризует его не самым лучшим образом.

Итак, кто же этот адмирал - роман то «злободневный»? С высокой степенью вероятности современники должны были узнавать в «Илиодоре Илиодоровиче Обрыдленке» ( тогда фамилии склонялись) адмирала Николая Илларионовича Скрыдлова (1844-1918). Созвучие имен, мелкие детали биографии, даже описание внешности при сравнении с фотографиями. C:\Users\User\Desktop\1 (1).jpg

Эта фотография идеально подошла бы как иллюстрация к роману...

Пожалуй, только малороссийская фамилия не подходит. Скрыдловы были из дворян Смоленской губернии (ныне Тверская). Но это видимо для «маскировки» и добавления дополнительного комического эффекта. Нет смысла приводить его подробную биографию, она известна всем, кто хоть немного интересовался историей России и флота конца 19- начала 20 века. Один из знаменитых героев-моряков Русско-турецкой войны 1877-78гг, участник миротворческой операции на Крите, подавления боксерского восстания в Китае, командующий Тихоокеанским флотом после гибели Макарова и Черноморским в годы первой русской революции.

После выхода в отставку в 1907г. был членом Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, директором правления судоходного и пароходного общества "И.И. Конецкий", членом Совета съездов судовладельцев, членом правления "Русского дальневосточного промышленного акционерного общества". Возможно, здесь коренятся намеки на денежные вопросы и махинации в романе. Хотя в целом, участие отставных высших военных в разного рода комиссиях, АО, правлениях и тогда и сейчас, в принципе, норма. И благожелательно относящийся к персонажу автор найдет без труда соответствующие положительные эпитеты «не мог сидеть сложа руки», «патриотическое воспитание», «активно развивал…», «передавал опыт». А можно, конечно, объяснить это и «свадебным генеральством», жадностью и бесприницпностью.

C:\Users\User\Desktop\1 (2).jpg

Н.И.Скрыдлов открывает Териокский яхтклуб, 1909г.

C:\Users\User\Desktop\1 (3).jpg

Н.И.Скрыдлов- командор яхтклуба, 1910г.

Так за что же Брешко-Брешковский так «протянул» прославленного адмирала? Трудный вопрос, но учитывая общий настрой романа, видимо писания Брешко-Брешковского были частью травли со стороны монархических кругов, которые недолюбливали Скрыдлова. Еще в бытность его на Тихом океане ходили слухи о столкновениях адмирала с Е.И.Алексеевым- незаконнорожденным сыном Александра II. Император демонстративно игнорировал доклады Скрыдлова и называл его «пессимистом». В бытность командующим Черноморским флотом, Скрыдлов получил прозвища со стороны черносотенных кругов «Братец» и «Красный адмирал», за излишнюю мягкость и доброту, по их мнению, к матросам и «бунтовщикам». «Братцем» его прозвали за его обращение к заключенным матросам , хотя как писал писатель Лавренев «Нижние чины, при благодушном настроении всякого начальства, имеют прозвище «братец». К заключенным так обращаться точно было нельзя, с точки зрения офицеров.

Участник севастопольских событий 1905 года Жительский: «Адмирал Скрыдлов был главным командиром Черноморского флота до Чухнина, но за его гуманное отношение к низам черноморского состава он скоро был смещён. Команда Скрыдлова любила. Я помню, во время восстания многие из товарищей, быть может, и слишком ошибочно, но допускали мысль, что если бы был Скрыдлов, то он стал бы во главе восставших войск. После суда, накануне отправки осуждённых на каторгу, Скрыдлов явился проститься с осуждёнными. Войдя в помещение, он поздоровался так: „Здорово, братцы. Я буду стараться облегчить вашу участь“, — и это обещание он выполнил, так как сроки наказания были сокращены в 1–3 раза и только благодаря его хлопотам. Я помню, в 1906 году черносотенная газета „Киевлянин“ по этому поводу писала: „Нужно как можно скорее убрать адмирала Скрыдлова, который каторжан называет "своими братьями". Это не главный командир, а революционер, который своим либеральным обращением разлагает Черноморский флот“».

Из мемуаров сына Скрыдлова: «Первые публичные действия отца давали понять, что в случае дисциплинарных нарушений он не станет считать нижних чинов виновными априори. В спорных делах он не становился заранее на сторону офицеров, допуская, что они могут быть признаны юридически ответственными, даже виновными.

Понятно, что подобное поведение со стороны высокого военного чина могло тогда показаться новым, особенно нижним чинам, привыкшим к совсем другому отношению. Но сегодня трудно себе вообразить, какая волна осуждения, даже ненависти, поднялась в монархических кругах. Один очень известный в то время журналист-монархист Меньшиков вызвал настоящий скандал своей статьей, опубликованной в «Новом времени» и имевшей успех в консервативных салонах; в ней он назвал моего отца «красным адмиралом», ни больше, ни меньше». «Это (царское) окружение видело в моем отце опасного человека, мешающего их планам. И тогда отец навсегда порвал отношения с императорским двором.» По легенде, Скрыдлову написал письмо убийца адмирала Чухнина - «вас бы я не убил». Таким образом, неудивительно, что и Брешко-Брешковский, судя по духу романа,претендующий на роль рупора аристократических кругов решил попинать старого адмирала, желчно выведя его в своем романе и вдоволь посмеявшись над его «медвежьими глазками».

В заключение, о смерти Скрыдлова. Часто встречается информация якобы он пал жертвой красного террора в 1918г., но сам сын опровергает ее. 74-летний адмирал умер то ли от голода, то ли от инфаркта и был даже похоронен с почестями (в форме и под Андреевским флагом) на Смоленском кладбище Петрограда. Так же существует версия, что позже тело Скрыдлова было перевезено и перезахоронено рядом с его отцом, в родовом имении Спас-Берёза, ныне Оленинский район Тверской области. Могила по разным сведениям, то ли сохранилась, то ли была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

Детей также могут заинтересовать  следы в кинематографе. Дочь Скрыдлова воевала в женском батальоне Бочкаревой и стала праобразом одной из героинь фильма «Батальон». В сериале «Гибель империи» водитель Балуева, молодой солдат, восторженно цитирует отрывок из  рассмотренного нами романа «Ремесло сатаны». Видно, что ему этот незатейливый и наивный шпионский роман понравился.

© 2017 С.В.Корнилов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.

Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков в...

Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц

Урок русской литературы по теме "Образ фауны в художественной литературе.Мир птиц" для 7 класса разработан в соответствии с программой по русской литературе. Учитывая индивидуальные возможности учащих...

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Образ Михаила Тверского в древнерусской и художественной литературе

Конференция 21 ноября 2018 в ТОИУУ памяти МИхаила Тверского и его благоверной жены Анны Кашинской...