Методическая разработка урока истории в 5 классе "В театре Диониса"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Зырзов Вадим Валерьевич

Создание представлений о греческом театре,его устройстве,времени возникновения,знакомство с именами автором трагедий и комедий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_teatre_dionisa.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

1.Создание представлений о греческом театре, его устройстве, времени возникновения, знакомство с именами авторов трагедий и комедий и их содержанием.

2.Продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами.

3.Воспитание чувства прекрасного, чувства уважения к культурному наследию других народов, формирование системы нравственных ценностей.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - История

Класс  - 5

Тема урока – В театре Диониса

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-смогут охарактеризовать устройство древнегреческого театра;

-описать историю возникновения театра в Греции;

-смогут правильно использовать исторические термины (театр, скене, орхестра, театрон, катурны, трагедия, комедия);

-сформулируют и выскажут мнение о роли театра в жизни современного человека.

Регулятивные УУД:

-примут участие в планировании деятельности на уроке;

-самостоятельно оценят результаты.

Познавательные УУД:

-научаться находить информацию в тексте;

-научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

-сформулируют и проаргументируют мнение о проблеме.

Коммуникативные УУД:

- формирование умений осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

-смогут задуматься о важности ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе;

-сформулируют и выскажут собственное мнение о необходимости уважительного  отношения к друг другу;

-сумеют применить исторические знания для оценивания собственного поведения и поведения окружающих (на основе текстов древнегреческих произведений.

Словарь урока: театр, скене, орхестра, театрон, катурны, трагедия, комедия

Ресурсы урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • рабочие листы с заданиями; раздаточный материал.
  • учебник,  атлас, рабочая тетрадь на печатной основе, учебная картина «В древнегреческом театре».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап.

Орг. Момент.

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке.

2 этап. Актуализация знаний.

 (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

  • Историю какой страны мы изучаем?
  • Назовите наиболее известные города Древней Греции?
  • Что такое демократия? Где она зародилась?
  • В Древней Греции зародилось не только устройство государства, но и многое другое. Что из Греции пришло к нам?

Деятельность учащихся

  • Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту. Объясняют значение понятия «демократия», называют родину демократии.
  • Перечисляют изобретения и открытия древних греков.
  • Отвечают на вопросы учителя.

3 этап.

Мотивация.

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

  • Ребята, а вы когда-нибудь бывали в театре?
  • Что  вам запомнилось?
  • Какие театры вы знаете?
  • Как вы думаете, почему я вас спрашиваю про театр?

Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет.

Давно уде нет древних греков, сменились эпохи, пали империи, а театр существует до сих пор. Значит, это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе.

Деятельность учащихся

  • Отвечают на вопросы учителя (называют известные театры, рассказывают, какие театры посещали.
  • Слушают сообщение учителя.
  • Анализируют информацию.
  • Высказывают предположения.

Тема урока – запись на доске:

«В театре Диониса».

Проблема (запись на доске): «Почему открытия древних греков актуальны для современного человека?»

Делают записи в тетради.

Участвуют в формулировании проблемы урока.

4 этап.

Целеполагание

и планирование.

Вопрос классу: Достаточно ли имеющихся знаний? Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос).

План урока (на доске):

  • История возникновения театра в Древней Греции.
  • Устройство театра.
  • Как проходили представления.
  • Какие жанры исполнялись в театре.

В результате урока вы сможете:

  • Охарактеризовать устройство греческого театра;
  • Называть отличия древнегреческого театра от современного;
  • Ответить на вопрос почему открытия древних греков актуальны для современного человека.

Вопрос классу: как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают свои мысли, предположения).

Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, документы, сообщения одноклассников, учителя).

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя

1.История возникновения театра. Устройство театра.

1.1.Рассказывает о зарождении театра, первых представлениях, связанных с празднованием в честь бога Диониса – покровителя виноделов.

1.2.Организация работы с информацией (передает слово ученику для сообщения).

Задание:

1.Внимательно выслушать сообщение.

2.Записать в тетрадь составные части древнегреческого театра.

3.Сравнить свой вариант ответа с результатом работы соседа по парте.

2.Как проходили представления.

Опираясь на картину, рассказывает об актерах  и представлениях.

Вопросы:

1.Почему представления начинались с восходом солнца и прекращались с его заходом?

2.почему посещение театра было доступно даже беднейшим гражданам?

3.Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени?

3. Какие жанры исполнялись в театре.

Работа с текстом учебника:

Организует комментированное чтение п. 3-4 параграф 39, сравнение трагедии и комедии.

Работа с текстом:

- Предлагает прочитать документ: (Приложение)

  • Трагедия Софокла «Антигона»
  • Комедия Аристофана «Птицы»

Деятельность учащихся

Слушают рассказ учителя.

Сообщение учащегося об устройстве древнегреческого театра.

Индивидуальная и парная работа с информацией.

  • Описывают картину, иллюстрации.
  • Высказывают свое мнение при обсуждении вопросов.

Работают с информацией учебника, анализируют, отвечают на вопросы, раскрывают значение терминов.

Работают с текстом, анализируют, поиск информации в тексте, отвечают на вопросы по тексту документа.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Деятельность учителя

Задание: Сравнить древнегреческий и современный театры, заполнить таблицу (Приложение).

Осуществляет проверку выполнения работы.

Вопрос: Почему именно Греция стала родиной театра?

Деятельность учащихся

Работают в группах, анализируют информацию, заполняют таблицу, аргументируют ответ на поставленный вопрос.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

1.Задает вопросы:

- Какую проблему мы ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную проблему?

- Все ли запланированное удалось выполнить? (Если нет – почему?)

2.Организует рефлексию:

Сегодня на уроке мы познакомились с вами с еще одной частью  древнегреческой культуры - театром, но многое нам еще предстоит узнать.

Предлагает учащимся составить синквейн:

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна.

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту

3.Организует самооценку (заполнить пропуски в предложениях):

- Я не знал (а)…

- Теперь я знаю…

- Мои достижения на уроке…

- Было непросто…

Деятельность учащихся

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают выводы.

Работают в группах;

Составляют синквейн по теме урока:

Театр

Большой Древний

Играть Высмеивать Учить

Театр возник в Древней Греции

Школа для взрослых

  • Оценивают объем выполненной работы;
  • Осуществляют самоконтроль полученных результатов.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание:

- инвариантная часть: п.39, вопросы, рабочая тетрадь №43.

- вариативная часть:  «Путешествие по древнегреческому театру» - сочинение.

Источники и литература:

1.Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е  изд. – М.: Просвещение, 2014

2.Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2014.

3.Атлас по истории древнего мира (с комплектом контурных карт)

4.Древняя Греция. Книга для чтения. Под ред. С.Л. Утченко. – М.,1974.

5.История зарубежного театра. – М.,1990.

6.Д.П. Калистов Античный театр. – М.,1985.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Содержательная часть урока:

1.Возникновение и устройство театра.

В праздники Диониса земледельцы устраивали шествия по улицам деревень и городов. Нараспев они рассказывали мифы о Дионисе, разыгрывали в лицах целые сцены из мифов. Изображая сатиров – спутников Диониса, участники праздничных шествий надевали на себя козлиные шкуры. Часто они отпускали веселые шутки и изображали в смешном виде граждан города или села. Вокруг выступающих толпились зрители. Для их удобства представление перенесли к подножию холма, а зрители рассаживались на его склонах.  

Вспомните и назовите самый знаменитый холм древней Греции?

У подножия холма ставили палатку, по-гречески «скене». В ней актеры переодевались. Затем вместо палатки стали строить небольшое здание, на него во время представления вешали декорации. Одна-две нарисованные на холсте колонны означали храм, два дерева изображали лес. Здание сохранило название «скене». Перед  ним устраивали площадку – «орхестру», на которой выступали актеры и хор. На склонах холма делали скамьи для зрителей, сначала деревянные, а потом каменные.  

Устройство древнегреческого театра:

 1.Театрон – места для зрителей.

 2.Скене – место, где переодевались актеры.  

 3.Орхестра – площадка для представления.

В конце V-IV вв.до.н.э. такие театры для представлений под открытым небом были сооружены почти во всех греческих городах.  

«Театр» - греческое слово и обозначает «место для зрелищ».

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя и вмещал 17 тысяч зрителей. Афинский театр был основан в 500 году до.н.э.

Когда и где был основан первый театр?

500 год до.н.э. – основание театра в Афинах.

Таким образом, мы выяснили, что в V веке до.н.э. в Древней Греции возник театр в честь бога Диониса. Театр располагался на открытом пространстве и состоял из трех главных частей (перечисление), ну а главными героями театра являлись конечно же актеры и хор.

2.Актеры и хор в греческом театре.

Театральные представления устраивались 2-3 раза в год и продолжались с утра до вечера в течение трех дней. Ежедневно ставили по нескольку пьес. Мужчины исполняли и женские роли. Актеры декламировали, пели, танцевали.

На лица они надевали маски, соответствовавшие ролям: мужские и женские, выражавшие гнев и мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски были хорошо видны и с задних рядов огромного театра. По ходу пьесы актеры меняли маски. Чтобы казаться выше, они надевали особую обувь с очень толстой подошвой.  

Какие маски вы видите и почему?

Участники хора также надевали маски. Если содержание пьесы требовало, то они изображали и старейшин города, и молодых девушек, и даже птиц. Хор выражал свое отношение к поступкам действующих лиц пьесы: порицание, одобрение, сочувствие. Этому служили декламация, пение, согласованные движения участников хора.  

Итак, мы выяснили, что с возникновением театра в Древней Греции  появилась новая категория людей – актеры, которые представляли на суд зрителей театральные постановки.

В истории театра Древней Греции были известны два вида представлений: это трагедия и комедия. Давайте познакомимся с ними более подробно.

3.Трагедия.

Древние сказания дали богатейший яркий материал для театра. На основе мифов возникли пьесы, называвшиеся трагедиями. Слово «трагедия» означало «песнь козлов». Действующими лицами трагедий обычно были герои мифов. В трагедиях изображались острая борьба между ними, их подвиги, страдания и часто гибель.

Среди греческих трагедий особенно большое впечатление на зрителей произвела трагедия Софокла «Антигона», поставленная в афинском театре.  

Давайте познакомимся с содержанием этого произведения.

Отрывок из трагедии Софокла «Антигона». На основе материала карточки учащиеся должны познакомиться с содержанием трагедии и ответить на вопросы.

Греческие трагедии прославляли смелых, мужественных людей, преданных родине, верных своему долгу, осуждали жестокость, себялюбие и лживость.

4.Комедии

Из насмешливых сценок произошли комедии – забавные пьесы. Слово «комедия» значит «песни веселых поселян». Комедии не только веселили зрителей. Нередко в них выдвигались вопросы, волновавшие в то время граждан, например, о продолжении войны или заключения мира. Борьба, начавшаяся на народном собрании продолжалась в театре – авторы комедий изображали своих противников мошенниками, лгунами. Зрители легко угадывали в действующих лицах своих современников. Остроумием и злой насмешливостью отличались комедии афинянина Аристофана.

Отрывок из комедии Аристофана «Птица». На основе материала карточки учащиеся должны познакомиться с содержанием комедии и ответить на вопросы.

На примере комедии Аристофана «Птица» мы выяснили, что сатирические произведения древней Греции высмеивали злободневные проблемы древнегреческого общества. Именно комедии прививали зрителям любовь к театру.

5. Греческие зрители в театре.

Греки очень любили театр. В дни представлений они приходили в театр на рассвете, с едой и питьем. На представления в Афины приезжало много людей из других городов. Нелегко было угодить тысячам требовательных зрителей. Они бурно выражали свое одобрение или неодобрение пьесе и актерам. После представлений особая комиссия, учитывая мнение зрителей, присуждала победу авторам лучших пьес и лучшим актерам. Их награждали венками и ценными подарками. Авторы пьес пользовались исключительным почетом. Многим из них в афинском театре были поставлены памятники-статуи.

Таким образом, мы видим, что мнение зрителей в древнегреческом театре играло большую роль в составлении плана театральных постановок.

6.Устройство современного театра.

Театр, зародившийся в V веке до.н.э. в Древней Греции, продолжает существовать и по сей день. В XXI веке театр также популярен во всем мире, как когда-то в Древней Греции. Но устройство современного театра несколько изменилось со времен своего существования.

В настоящее время театр расположен в красивом, уютном здании и включает в себя несколько частей:

1.Сцена.

2.Партер.

3.Амфитеатр.

4.Балкон.  

Сейчас существует огромное количество театров разных направлений: драматический, кукольный театр, оперный, театр юного зрителя и многие другие.

Дополнительный материал (при наличии времени).

В современном театре, в отличие от театра древней Греции,   принято соблюдать правила этикета, о которых я вам сейчас расскажу.

Правила поведения в театре.  

Посещение театра, требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных правил. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр  лучше всего надеть вечернее платье спокойных тонов и классического покроя. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Опаздывать к началу спектакля  считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля и уже в антракте пройти к своим местам.

Мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме.  

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть.
Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров за игру. Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято в театре после завершения последнего акта пьесы.

Таким образом, мы выяснили, что театр древней Греции оказал огромное влияние на развитие жизни древних греков. Его называли «школой для взрослых». Мыслитель V века до.н.э. назвал авторов трагедий «вождями мудрости».  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Работа с текстом.

Трагедия Софокла «Антигона».  

Два брата убили друг друга на поединке. Так как один из них привел на родную землю врагов, царь запретил под страхом смерти хоронить его. Сестра убитого - Антигона не побоялась смерти и погребла брата. Разгневанный царь приказал похоронить девушку заживо в гробнице.

Мудрый слепец предсказывает, что царя ждет отмщение за нарушение обычаев и жестокость. Царь решает освободить Антигону, но она уже умерла.

Вопросы:

1.О каких событиях рассказывает трагедия Софокла «Антигона»?

2.Кто является главным героем трагедии?

3.Почему царь запретил Антигоне хоронить своего брата?

4.Как в этой ситуации поступила героиня трагедии Софокла? Что произошло с ней после погребения брата?

5.Что царю предсказал  в этой ситуации мудрый?

6.Как вы думаете, какие качества человека отражены в этом произведении?

Работа с текстом.

Комедия Аристофана  «Птицы»

По предложению хитрого афинянина птицы строят город между землей и небом. Раньше боги питались дымом от жертв, приносимых людьми. Теперь птицы перехватывают его. Тайком от Зевса к птицам приходит переодетый девушкой Прометей. Прометей рассказывает, что богам, лишенным жертв, грозит голодная смерть. Вслед за ним появляются послы от Зевса — Посейдон и Геракл. Афинянин требует, чтобы Зевс выдал за него замуж свою дочь и передал птицам власть над миром. Он обещает устроить роскошный свадебный пир. Геракл изображен в комедии обжорой, согласным на все, лишь бы его угостили хорошим обедом, а Посейдон — безвольным простаком. Ловкий афинянин получает от них согласие выдать за него замуж дочь Зевса.

Вопросы:

1.Какие события отражены в комедии Аристофана «Птицы»?

2.Назовите главных героев комедии Аристофана?

3.Как вы думаете, с какой целью птицы строили город ?

4.Как развивались события дальше?

5.Как автор изображает в комедии Геракла и Посейдона? Почему?

6.Чем закончилась эта комедия?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Таблица (Древнегреческий и современный театр). Сравнение.

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего в закрытом

Вместимость

До 17 тыс. зрителей

До 1тыс. человек

Как часто происходят представления?

Несколько раз в году

Постоянно

Начало представления?

С утра и до захода солнца

Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером.

Билеты

Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи)

Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

Занавес

Нет

Есть

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины

Любой, купивший билет

Кто играет в представлении?

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины (и не более трех человек)

Мужчины и женщины (число не ограничено)

Какие представления устраиваются?

Трагедии и комедии

Самые разные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....