Отчёт об экскурсии в мини - музей " Русская горница"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

В данном ресурсе представлен отчёт  и конспект об  экскурсии для учащихся с 5-11 классы в школьный мини - музей " Русская горница" по теме "  Быт и обычаи восточных славян", где познакомились с   предметами домашнего обихода, тканями, одеждой, мебелью, орудиями труда,  вышитыми рушниками, самоткаными полотнами, белорусским национальным костюмом - все то, что окружало  человека в повседневной жизни того времени.

Музей крестьянского быта познакомил учащихся, воспитанников с нарушениями слуха  с особенностями жизни восточных  крестьян в конце XIX - начале XX века. Все вещи, представленные в музее, являются подлинными и потому интересны как свидетели минувшей эпохи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей « Быт и обычаи восточных славян»

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

( Слайд №1)

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую избу.

План: (слайд №2)

- Нам предстоит поговорить о:  жилище, одежде, питании, обычаях и обрядах.

( Слайд № 3)

В стародавние времена, да и в наше время, у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

В пословице  говорится : «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- Давайте рассмотрим крестьянскую избу. В состав крестьянского двора обычного типа входили:

крытая изба;

клеть для хранения имущества;

хлев для скота;

сарай.

Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток).

( слайд №4)

- А теперь сравним дом зажиточного (богатого) крестьянина. Чем он отличается?

( слайд №5)

- А вот так выглядят дома богатого сословия (помещиков и дворян).

( слайд №6)

- Давайте заглянем во внутрь, и посмотрим на убранство жилища крестьянина.

Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега.

( слайд №7)

- Опишите, что вы видите на этих иллюстрациях.

( Слайд №8)

Вот так выглядит гостиная помещика. Она отличается от убранства крестьянского жилища?

( слайд №9)

— Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

( слайд №10)

Какие же предметы еще находились в русской избе?

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки.

( Слайд №11)

Если люди за столом не зевают

Этой штукой пищу ловко хватают

Этой штукой борщ умело хлебают (деревянная ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку « Ложкари» ( Павел)

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

( Слайд №12)

Посуды нет такой давно

 Всё металл и стекло

 А в старину у всех была  посуда ……(глиняная)

( Слайд №13)

Деревянное дно.

По кругу дощечки.

И скреплены не гвоздями, а подпоясаны  ободами (кадка, бочка)

( Слайд №14)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

( Слайд №15)

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

( Слайд №16)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

 ( Слайд №17)

Вы в деревне не кричите, Холодильник не ищите, Потому что молоко

 Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике, А здесь, на подоконнике. Не в кружке, не в ковше,

А просто в …( кувшин)

( Слайд № 18)

Трудно нести Воду с колодца,

 Вёдра тяжёлые,

А хозяйка смеётся. Воду несёт – Руки свободны:

Плечи несут Полнёхоньки вёдра. Этот предмет С загадочным смыслом Есть два крючка У…( коромысло)

( Слайд №19)

Книзу узок,

 Верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

( Слайд №20)

Рогат, да не бык,

Хватает — да не сыт,

Людям отдает,

 Сам на отдых идет (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

( Слайд №21)

- А вот так выглядела посуда в доме помещика. Чем она отличалась?

( Слайд №22) Одежда

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

( Слайд №23)

- Посмотрите, что это? ( сарафаны).

Девушки в старину сами шили себе одежду, а долгими вечерами вышивали крестиком.

( Слайд №24)

- Вот так выглядела мужская крестьянская одежда.

( Слайд №25)

- Сравните одежду крестьянина и купца.

( Слайд №26)

-Посмотрите, как выглядели платья дворянок.

( Слайд №27)

- Давайте поговорим о питании крестьян.

Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас.

( Слайд № 28- 32)

Крестьяне    основную часть времени работали.

  В свободное время проходили гуляния и праздничные развлечения.

На рождество колядовали, гадали ходили за святой водой.

На масленицу пекли блины, катались с гор.

На Пасху играли  в бабки и лапту, на Ивана Купалу начинали купаться, плели венки и прыгали через костры.

( Слайд № 33) Свадебный обряд.

Женились сыновья только по совету родителей. Прежде всего невеста должна была понравиться им.

( Слайд №34)

В старину разрешался Брак:  девочки—  с 12 лет,  мужчины —  с 17 лет.

( Слайд №35)

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вам запомнится оно надолго, и вновь придете  в наш музей « Русская горница». Гость на порог — хозяину радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей"Русская горница"

Создание выставки в своем учереждении....

Мини-музей "Русская горница"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"155","width":"160"}}]]Проектная деятельность "Русская горница"Актуальность проблемы: ...

Экскурсия в краеведческий музей «В нашей горнице-светлице!»

Экскурсия в краеведческий музей «В нашей горнице-светлице!» позволит приобщить учащихся к духовной и материальной культуре своего народа....

Занятия в комнате-музее "Русская горница"

Описание занятий в комнате-музее "Русская горница" МБОУ ДОД ДЮЦ "Русинка" г. Волжский...

Мини-музей Русские народные инструменты

Методическая разработка для детских садов....

Классный час. Экскурсия в школьный музей "Русская изба"

Данный классный час - это работа по созданию фонда описаний музейных экспонатов, по подготовке экскурсоводов. Цель классного часа: привлечь внимание пятиклассников к традициям прошлого, возможо, прошл...

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница"

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница" может быть использован  для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы...