Мини-музей Русские народные инструменты
методическая разработка на тему

Елена Викторовна Козлова

Методическая разработка для детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_russkie_narodnye_instrumenty.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей

«Русские народные инструменты»

Музыкальный руководитель:  Козлова Елена Викторовна

Актуальность

    Мы  живем  в  России  и  хотим  много знать  об  истории  своей  страны.  Нам  нравится  русская  народная  музыка, потому что она  очень  разная:  и  веселая  и  грустная,  и  шутливая,  и  задумчивая.  Наш  русский народ  всегда  окружал  свою  жизнь  песнями и плясками,  которые  любил  сопровождать  игрой  на  русских музыкальных  инструментах.

    Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью русской инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.

     В настоящее время мир музыкальных инструментов стал  разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Все чаще дети с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы не всем доступны. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать русские музыкальные инструменты во всем своем многообразии!

    Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея данного мини-музея, который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных  инструментов!

Цель:   Воспитание у старших дошкольников любви к русской народной музыке через знакомство с русскими народными инструментами

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять знания детей о русской народной музыке, познакомить с её жанрами: хороводная, плясовая.

2. Знакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

3.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения)

4. Вовлечь родителей в создание мини-музея.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории происхождения русских народных инструментов

2. Развивать чувство эмоционального удовлетворения от знакомства с русскими народными инструментами

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий (игры, кроссворды, загадки и др.)

5.  Обогащать и активизировать словарь: баян, балалайка, гусли, рожок, свирель, русский народный оркестр и т. д.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, к своей Родине.
  2. Воспитывать интерес к музицированию, бережное отношение к русским народным музыкальным инструментам.
  3. Прививать любовь к русской  культуре, истории, к русской народной музыке.

Оборудование и оснащение мини-музея:

  1. Фонотека с образцами звучания русских народных инструментов.
  2. Иллюстрированный материал.
  3. Методическая, художественная и энциклопедическая литература по теме мини-музея
  4. Музыкально – дидактические игры:

«Музыкальные инструменты», «Музыкальные кроссворды»,

«Фантастическое сложение»,  «Четвертый лишний»,

«Из чего сделан инструмент»,  «Угадай, на чем играю»,

«Оркестр»,  «Гномики и феи»,  «Музыкальный теремок»,

«Подбери инструмент»,  «Музыкальный кубик»,

«Кубик-оркестр»,  «Раз, два, три… ко мне беги!».

5.        Наглядные материалы:

- картины, фото, карточки с изображениями русских народных инструментов и музыкантов, играющих на них соло или в оркестре;

- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»);

  1. В мини-музеи широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, DVD, видеокамера, интернет-ресурсы по теме мини-музея «Русские народные инструменты», онлайн игр и онлайн презентаций, видеоролики с музыкальными фрагментами; 

Создание мини-музея предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея  значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы, и театральные миниатюры об истории их происхождения. Игра на русских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры). Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте,  можно сделать фото на память в музее, взять музыкальную компьютерную игру или мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками.

В результате создания мини - музея:

У старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества. Дети овладевают элементарными навыками и способами игры на русских народных инструментах, умением играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них. Способствует самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Русские народные инструменты», является возможность увидеть и потрогать старинные редкие экспонаты. А так же использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты

В помощь учителям музыки....

Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"

Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его.  Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и позн...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...