Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"
материал на тему
Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его. Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и познакомить обучающихся со звучанием каждого инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_russkih_narodnyh_instrumentov.doc | 292.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершенствовать его.
Задачи:
- Рассказать об истории русских народных инструментов.
- Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
(зал украшен шарами, картинками с элементами русского быта, инструментами, цветами)
Ведущие: Боева Н. А. – преподаватель нар. отд., Нефедова В., Уколова А. – учащиеся 5 класса.
Вед.: Здравствуйте уважаемые зрители. Сегодня мы отправляемся в гости к русским народным инструментам, проследим их историю от древности до современности, то есть до наших дней.
Вед.: Русский народ очень любил исполнять песни а , капелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.
Вед.: Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга. Он издавал звук, ритм. Этот инструмент нельзя назвать музыкальным, так как на нём невозможно сыграть мелодию. Но к группе шумовых, ударных инструментов отнести можно.
Вед.: Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.
Вед.: Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.
Вед.: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
(Разыгрывается сценка)
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель – помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах - тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен - не мечь, а сурна - не копьё,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы даёт,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя весёлых бродяг,
Рождённое духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
Инструментов тут не счесть:
Ложки, ксилофоны, бубны есть.
Льется музыка смешная,
Озорная, заводная.
Каждый знает свое место
Выступает шумовой оркестр.
Р. н. п. «Калинка» - исполняет шумовой оркестр.
Уважаемая публика,
Дорогие зрители,
Поиграть не хотите ли?!
(всем слушателям раздаются деревянные ложки, бубны, трещотки).
Звучит 1 часть р. н. п. «Калинка» под сопровождение зрителей.
Вед.: Часто во время своих выступлений скоморохи высмеивали бояр, а иногда и самого царя. Однажды у скоморохов появились необычные инструменты. Были они сделаны из высушенной тыквы, к которой привязывалась палка, а вместо двух струн был натянут конский волос. На палке, выполнявшей роль грифа были сделаны порожки из жил животных. Инструмент настраивался с помощью передвижения этих порожков - так выглядели древние домра и балалайка.
Вед.: Не нравились Ивану Грозному выступления скоморохов, их насмешки, под аккомпанемент этих инструментов. Тогда царь объявляет гонения на скоморохов, а их инструменты сжигались. Так с лица земли исчезли древние домра и балалайка.
— Здравствуй, соседушка! Зашла к тебе о том, о сем поболтать.
— Ваше имя, уважаемая? — спросил я.
— Загадку отгадаете — имя узнаете.
В лесу выросла,
Из лесу вынесена.
На руках плачет.
На полу скачет.
— Балаболка ты, соседка, — проворчал басами Баян. — Все бы тебе балагурить.
Недаром тебя зовут... БАЛАЛАЙКА.
А она в ответ по своим трем струнам ударила—лихо, с приплясом.
Улыбнулся я, но о деле помню: — Где и когда вы родились?
— Хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая ГИТАРА...
...Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.
- Замечательный рассказ, уважаемая БАЛАЛАЙКА. Вы достойная представительница семьи струнных щипковых инструментов. Где вас можно увидеть и услышать.
- Служба моя главная в оркестре или ансамбле русских народных инструментов вместе с другом любезным - БАЯНОМ.
Немного истории
Вед.: Форму тыквы современная балалайка сохранила, но сделан корпус из дерева. Он треугольной формы. На грифе появляются металлические порожки и три металлические струны, которые настраиваются при помощи колковой механики. Деревянный корпус имеет небольшое отверстие - голосник. Звук, сформировавшийся внутри корпуса, выходит через него наружу. Играют на балалайке сидя. Извлекая звук при помощи большого и указательного пальца левой руки. Правая рука, в это время, зажимает нужные струны.
Вед.: Среди друзей и знакомых В.В. Андреева были люди, которым тоже понравилась балалайка. Они стали играть на этом инструменте и даже организовали ансамбль балалаечников. Но для ансамбля звучания одного вида инструментов показалось недостаточным и он создаёт несколько разновидностей балалайки. Все они отличаются по размеру и тембру. Всего их пять: балалайка прима; альт; секунда, бас и контрабас.
Р. н. п. «Ах вы сени, мои сени» - исп. Боева Н. А.
Вед.: После очередных гастролей ансамбля балалаечников один из учеников Андреева поехал в гости к родственникам в сибирскую деревушку и там на чердаке отыскал древнюю домру. Когда молодой человек привёз инструмент своему учителю, Андреев вместе с мастером реконструирует и домру. Сейчас перед вами инструмент в том виде, в каком его создали мастера.
Вед.: Музыкант играет на домре положив ногу на ногу, а звук извлекает с помощью специальной пластинки из панциря черепахи или кусочки пластмассы. Эта пластинка служит "продолжением" указательного пальца и называется медиатором. Василий Васильевич вместе с мастерами создаёт несколько видов домр: Домра пикколо, малая, альт, бас и контрабас, но из - за неудобства, контрабас, не используются в оркестрах.
Вед.: Кстати. 15 января 2011 года исполнилось150 лет со дня рождения русского музыканта, виртуоза – балалаечника Василия Васильевича Андреева (1861 – 1918 г.)
Вед.: Думаю, что сегодня вы ещё раз убедились в том, насколько изобретателен и талантлив русский народ, который создал такие прекрасные инструменты.
Р. н. п. «В темном лесе» - исп. Нефедова В. и Дубинина Р. П.
Вед.: Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
(Включить музыку.)
Вед.: Слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.
1.
Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!
2.
Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.
3.
Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.
4.
И упрямые бараны
Всё стучали в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.
5.
Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.
6.
Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.
7.
Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!
Р. н. п. «Не летай, соловей» инструментовка Л. Каленкина - исп. оркестр р. н. и. (руководитель Боева Н. А.)
Вед.: Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента – наблы, - внешним видом напоминающего гитару. Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла – символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В 13 веке арабы завезли её в Испанию, где она вскоре получила полное признание. Слово «гитара» арабского происхождения.
Вед.: В конце 15 века состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становятся излюбленным инструментом при дворах. Собираются регулярно многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания – «салоны», создается огромная музыкальная литература.
Вед.: Пройдя большой путь развития, гитара приобрела современный внешний вид. До 18 века она была меньше размером, и корпус её был довольно узким и вытянутым. К середине 19 века гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появились шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность. Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, её можно встретить в оркестре и ансамбле.
Вед.: В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась. В 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почётные звания лауреатов международного конкурса. Сейчас этот инструмент широко распространен и является очень популярным.
Ч. н. п. «Аннушка» - исп. Бряков А.
Вед.: Гармошка считается клавишно-духовым инструментом. И первые гармошки появились не в России, а в Германии в начале IХ века. Русские мастера вложили в изготовление гармошки свою смекалку и талант.
В 70-х годах в Орловской губернии появилась однорядная гармоника с диатоническим рояльным строем. Позднее в 80-х годах в городе Ельце и его окрестностях местными мастерами была сконструирована и получила большое распространение двухрядная хроматическая гармоника, названая «елецкой рояльной».
Стали появляться тульские, саратовские, сибирские, череповецкие гармошки. И теперь ни в одной деревне не могли обойтись без гармониста. На гуляньях, вечерках, свадьбах гармошка заменяла целый оркестр.
А сейчас в исполнении заслуженного работника культуры, почетного гражданина Мордовского района Валентины Дмитриевны Дятловой послушайте гармошку.
Вед.: Аккордеон является одной из наиболее распространенных разновидностей гармоники. Инструменты этого семейства сконструированы на основе единого принципа, известного с самых древнейших времен. Таков, например, китайский шэн (cheng), упоминаемый в восточных хрониках еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Источником звука у него является вибрирующий, свободно проскакивающий под воздействием воздушной струи металлический язычок. Последующая историческая эволюция протекала по пути усовершенствования указанного принципа, рождая интересные находки и открытия, оригинальные типы звучания, новые орудия звукового творчества.
Вед.: После Великой Отечественной войны аккордеон получил еще большее признание и распространение. С 1946 года происходит серийное производство аккордеонов. Много инструментов поступает из других стран.
Вед.: Благодаря своей портативности, простому и удобному расположению клавиш на клавиатуре, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон является в настоящее время одним из наиболее любимых и распространенных в народном быту инструментов.
Укр. нар. п. «Ты ж мене пидманула» - исп. Нефедова В.
Этот инструмент много может рассказать о себе. Посмотрите на него - какой красавец!
Удивительно, до чего на Аккордеон похож.
Еще бы, — прогудел инструмент сочным, густым басом. — Аккордеон — брат мой кровный. Путает нас кто не присмотрится. В самом деле, у Аккордеона на
боку клавиши, как у Рояля, на другом— кнопки. А у Баяна —кнопки и справа, и слева. Вот вроде и вся разница.
-А когда вы родились?
-Редко кто из музыкальных инструментов на такой вопрос
точно ответить готов. А я точно знаю что появился в 1907 году.
Да вы еще совсем дитя! другим музыкальным инструментам, например Арфе, тысячи лет от роду. — И такие успехи! Мировая известность! Должно быть, способности
необыкновенные! Инструмент растрогался, басами всхлипнул:
Вы меня уважаете, и я перед вами душу раскрою. — И раскрыл. . . Душа этого инструмента — особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки.
Произносит инструмент басом что-то мрачное — в движении одни язычки.
Зальется нежной соловьиной трелью — шевелятся другие. Веселится инструмент — весело танцуют язычки, грустит — язычки подрагивают в задумчивости.
— Так вот в чем ваш секрет!
— Уточним: не мой, а всех пневматических язычковых инструментов, и Аккордеона тоже.
— А вы-то лично чем такой особый?
— Без ложной скромности скажу — усовершенствованный я. Такой усовершенствованный, что, может, самый совершенный из всех пневматических язычковых.
Тут инструмент поведал свою историю.
Баян
Родом он, оказывается, из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского-Титаренко. Этот артист необыкновенно хорошо играл на Гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть еще искуснее Так появился на свет наш герой. И дали имя ему, новорожденному, не какое-нибудь, а гордое, былинное (Между прочим, имя этого былинного певца в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» встречается.) Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России. А потом и за границей его узнали, и везде он русской мелодией сердца покорял. Шло время — мужал инструмент, и захотелось ему перепробовать все на свете.
— Силу в себе чувствую богатырскую, — сказал инструмент, кончая рассказ. — Могу играть любую музыку, самую сложную. Со знаменитым Роялем и с могучим Органом состязаюсь.
Чуть не забыл. . .
Имя этого инструмента —БАЯН.
(Обращаю внимание: имя былинного певца иногда пишется через «о» — Боян, название инструмента всегда пишется через «а» — Баян.)
Показ инструмента.
р. н. п. «Когда б имел златые горы» - исп. Бряков А.
Вед.: А сейчас проверим как вы внимательно слушали нашу лекцию. Музыкальные загадки.
1. -Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыке нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша (балалайка!)
2. У нее меха и планки
Веселит всех на гулянке
Ты подумай, друг, немножко
И придет ответ… ( ГАРМОШКА)
- Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий
Называется… ( СВИРЕЛЬ)
- Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (это оркестр).
- Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш веселый (барабан).
- Все мы очень любим слушать
Как поет у нас Тамара,
И. в руках ее послушна
Шестиструнная (гитара).
- Он и пляшет и поет,
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем,
С перламутровым огнем,
Весельчак он, не буян,
Голосистый наш (баян)
- Три доски, три струны
Ну – ка отгадай-ка
Что за инструмент такой
Это (балалайка).
- Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком (аккордеон).
-Каким ударным инструментом можно щи хлебать? (деревянные ложки)
За правильные ответы слушателям раздаются небольшие призы.
В заключение нашей лекции послушайте современную песню в
обр. Б. Самойленко «Эх, Семеновна» - исп. дуэт преподавателей
Спасибо за внимание.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Мордовская детская музыкальная школа»
Лекция - концерт
«В гостях у русских народных инструментов»
подготовила и провела
преподаватель народного отделения Боева Н. А.
2011-2012 уч. г.
Программа концерта
на лекции – концерте
«В гостях у русских народных инструментов»
- р. н. п. «Калинка» - шумовой оркестр.
- р. н. п. «Ах вы сени, мои сени» - исп. Боева Н. А. (балалайка)
- р. н. п. «В темном лесе» - исп. Нефедова В. и Дубинина Р. П. (домра малая, альт)
- р. н. п. «Не летай, соловей» инструм. Л. Каленкина. - исп. оркестр рус. нар. инструментов (руков. Боева Н. А.)
- ч. н. п. «Аннушка» - исп. Бряков А., 1 кл. (гитара)
- В. Д. Дятлова – (гармошка).
- укр. н. п. «Ты ж мене пидманула» - исп. Нефедова В., 5 кл. (аккордеон)
- р. н. п. «Когда б имел златые горы» - исп. Бряков А., 3 кл. (баян)
- «Эх, Семеновна» обр. Б. Самойленко - исп. дуэт преподавателей Боева Н. А. и Дубинина Р. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция- концерт хореографического отделения «Путешествие в страну Танцев»
Танцы - вещь полезная и приятная. Танцуя ты, развиваешь свое тело. Учиться танцевать – очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ общения, развития. Танцевать можно под любую ритмичную музыку,...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.
Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....
В гостях у русских народных инструментов
Урок для 2 класса "В гостях у русских народных инструментов" может быть использован при изучении темы "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" по программе "Музыка. Начальные класс...
Лекция-концерт "Краски звучания русских народных инструментов"
Проведение лекции-концерта на народном отделе с целью воспитания любви и уважения к искусству и культуре русского народа, к народным традициям, пропаганды русских народных инструментов....
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...
Игровая программа "В гостях у русских народных сказок"
Игровая программа "В гостях у русских народных сказок"...
"ПЕРВЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ" сценарий концерта первоклассников отделения народных инструментов ДШИ г. Нефтеюганск
laquo;ПЕРВЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ» - так называется праздник, ежегодно устраиваемый для первоклассников на отделении народных инструментов Детской школы искусств. Не отступили от этой традиции и ...