В гостях у русских народных инструментов
методическая разработка по музыке ( класс) на тему

Тарина Марина Алексеевна

Урок для 2 класса  "В гостях у русских народных инструментов" может быть использован при изучении темы "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" по программе "Музыка. Начальные классы" - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Цель урока: Знакомство детей с русскими народными инструментами,  с историей создания  русский народных инструментов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор

Учитель музыки Тарина Марина Алексеевна (МОУСОШ №1 г. Юрюзань Катав-Ивановский район Челябинской области)

Класс

2

Предмет

Музыка

Тема урока

В гостях у русских народных инструментов

Цель урока

Знакомство детей с русскими народными инструментами,  с историей создания  русский народных инструментов

Задачи урока

Развивать культуру слушания, через осознанное восприятие;  развивать вокально-хоровые навыки (чистое интонирование, мягкая атака звука, пение в унисон, развитие чувства ритма); воспитывать культуру слушания на примере народной музыки, приобщение к фольклору

                                                                    Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за появлением   музыки и музыкальных инструментов в жизни человека;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

умение выявлять характерные свойства народной музыки;

 использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные УУД:

Познавательные: размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Регулятивные: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

Личностные: применение знаково-символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

Тип урока

урок сообщения нового материала

Дидактическое обеспечение урока

мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока

фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор, музыкальные инструменты

Форма работы на уроке

коллективная, групповая, индивидуальная работа

Технология

ИКТ

                                           

                                           Организационная структура урока

                                                        Организационный этап

Учитель

Ученики

Организационный момент (1 мин.) Вход под музыку «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать 

Музыкальное приветствие

Эмоционально настраиваются на урок

Актуализация знаний, постановка проблемы (5 мин.)

Какая музыка по настроению встретила вас?

Кто сочинил  эту музыку - народ или композитор? Какие звучали инструменты? А как появились народные инструменты? Кто их сделал?  Тема нашего урока – В гостях у русских народных инструментов.  Отправляемся в путешествие.

Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре

Выявляют характерные  черты народной песни. Узнают народные инструменты

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового  

              материала

 (Гимнастика по В.В.Емельянову) Сначала едем на машине, заводим мотор (р-р-р). Не заводится. Нужно хорошо разогреть:

- покусываем язычок

 - забиваем гол в ворота

 - чистим зубы

 - едем на лошадке, а потом снова на машине

Предлагаю послушать и спеть песню «Дудка» р.н.п.    (слушание, пение)      

 - Пропевание мелодии

 - на слог «да»

 - прохлопать ритм («Их-вох» - ноги)

 - девочки, мальчики.

Мотивация учебной деятельности, распевание; пение – учитель исполняет – дети слушают и разучивают

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении р.н. п.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

                                                       Организация обратной связи

Первичное усвоение новых знаний  

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам дерева, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты - гусли и трещотки, коробочки и балалайки, гусли и гармони. Одних только дудок, про которую мы пели песню, у русского народа множество. И называются они все по-разному. Посмотрите на иллюстрацию. Вот это кувиклы  

Делали их из придорожного тростника. Стволы разной длины и поэтому издают звуки разной высоты. Исполнитель держит в руках несколько трубок. Исполнители, обычно - женщины. Послушаем как необычно звучат кувиклы. (Слушание) А это рожок. В древности для изготовления рожков использовали рога и бивни животных. Существовали охотничьи, пастушьи, почтовые рожки. А потом рожки стали музыкальными инструментами. В России с 18 века существуют ансамбли рожечников.  (Слушаем рожок) 

А вот это жалейка.   Древний русский народный инструмент. Сделан из коровьего рога, в который вставлена трость. (Слушаем жалейку)

А это свирель - русский народный духовой инструмент. Две трубочки разной длины вставлены друг в друга. Появилась свирель

В России в 12 веке.  (Слушаем свирель)

И это только одни дудки! А есть ведь и другие музыкальные инструменты у русского народа. А ну-ка про самые известные

отгадайте музыкальные загадки.

(Звучит песня-загадка «Гармонь» муз. Агафонникова, сл. Петровой)

- Найдите изображение гармони

- Что вы знаете про гармонь? Многие люди на вопрос о русских народных инструментах вполне серьёзно отвечают - «Гармонь». А на самом деле гармонь изготовил немецкий мастер -Бушман в начале 19 века. Она мгновенно распространилась по Европе, проникнув и Россию. Попав в Россию начала совершенствоваться. Появилась «тульская», «саратовская» (с колокольчиками). Успех, который гармонь завоевала сравним только с картофелем и чаем, тоже не являющимися исконно русскими. (слушание)  И ещё одна музыкальная загадка у меня есть для вас. («Балалайка» муз. Агафонникова, сл. Петровой) 

Балалайка - русский народный струнно-щипковый инструмент. Появился в начале 18 века Инструмент имеет всего три струны, но как играет!        (Слушание)

А этот музыкальный инструмент по звучанию узнаете?     (Слушание   гусли)

Да, это гусли Они появились в 12 веке. Прославил этот инструмент певец-сказитель Садко, который своей игрой покорил морского царя.

А это что за необычный инструмент?

   (Показ иллюстрации волынки)

Сделан из кожи или пузыря животного. Одна трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок. Мелодия исполняется только на одной из них. Остальные тянут «бурбон» - не изменяющийся интервал.

Звук резкий, напоминающий блеяние овец. Этот инструмент называется - волынка. В России есть несколько фраз про этот  инструмент - «тянуть волынку», «завёл волынку». О чём говорят эти фразы?                     (Слушаем волынку)

Ни один праздник не обходился без скоморохов-потешников да пересмешников. Вот один из них. Пришёл он не с пустыми руками, а с загадками.

Музыкальная викторина

Отгадайте какие звучат инструменты?

           (Звук бубна, ложек, трещоток)

Рассказ о происхождении музыкальных инструментов

       (слайд 1)

    D:\ФОТО\Картинки\к001.bmp

     (слайд 2)

     D:\ФОТО\Картинки\к002.bmp 

      (слайд 3)

      D:\ФОТО\Картинки\к003.bmp   

        (слайд 4)

        D:\ФОТО\Картинки\к004.bmp

         (слайд 5)  

     D:\ФОТО\Картинки\к005.bmp   

          (слайд 6)

       D:\ФОТО\Картинки\к008.bmp

        (слайд 6)

    D:\ФОТО\Картинки\к006.bmp

         (слайд 7)

        D:\ФОТО\Картинки\к009.bmp

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого, принимают участие в беседе

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

                             Организация совместной исполнительской деятельности 

Игра на детских музыкальных инструментах 

А этими инструментами мы не только любоваться можем, но и играть на них.

(Исполнение «Как у наших у ворот»)

Совместное  исполнение

Осуществляют собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на  детских муз. инструментах

Давайте разыграем эту песню по ролям (Исполнение «Как у наших у ворот» с музыкальными инструментами и по ролям)

Предлагает исполнить песню с движениями

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции

         Этап 4. Проверка полученных результатов. Подведение итогов. Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов урока)

И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  Где побывали? Какие инструменты услышали? Какие увидели?

Подведение итога

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то сочинить загадку, кому-то сочинить частушку про инструменты, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Русский народный инструмент». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

Объяснение домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты

В помощь учителям музыки....

Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"

Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его.  Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и позн...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...