Обобщение опыта педагогичечской работы по теме: «Проблемы развития универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Антонова Ольга Николаевна


В 2016-2017 учебном году в процессе преподавания курса "История Древнего мира" в 5-х классах я обратила внимание на проблемные зоны обучения. Учитывая, что данная целевая группа изучает предметную дисциплину впервые, поставила цель - выявить закономерности и особенности усвоения учащимися УУД по истории. Актуальность опыта заключается в том, что процесс обучения истории младших учеников среднего звена нуждается в постоянной коррекции применения методик преподавания. Регулярный мониторинг усвоения УУД целевой группой позволит более гибко орагнизовывать образовательный процес, своевременно устранять пробелы в знаниях учащихся. Перспективность данного опыта очевидна - усваивая и развивая необходимые учебные действия, учащиеся в дальнейшем будут готовы более эффективно осваивать историческую науку других курсов. Становление и обобщение опыта проходило в условиях преподавания в целевой группе, посещения открытых уроков и мастер-классов гимназии №35 г. Владимир в рамках прохождения профессиональных курсов ВИРО, самообразования по изучению опыта, опубликованного в книге Дрожжиной Н.И. Современый урок истории.5-11 классы. М., "ВАКО". 2017, УМК авторов Вигасина А.А. и Годера Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М., "Просвещение". 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории  

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М., «Просвещение». 2015

Школа: МБОУ «Средняя школа №6»

ФИО учителя: Антонова Ольга Николаевна 

Предмет: история Древнего мира

Класс: 5-а класс

Тема урока: Рабство в Древнем Риме

Тип урока: комбинированный – закрепление полученных знаний на основе изучения новой темы.

Ресурсы урока: учебник, тетради, компьютер, проектор, доска, цветные мелки, раздаточный материал.

Цель: закрепление представлений учащихся о рабстве  в Древнем Риме

Задачи:

Образовательные (предметные результаты):

  1.  Расширение кругозора детей;
  2. Формирование навыков и умений – анализ и обобщение исторических фактов, работа с историческими источниками;

Развивающие (метапредметные результаты) -  развитие:

  1. наблюдательности, творческого восприятия исторических событий в учебном видеоклипе;
  2. эмоциональной отзывчивости;
  3. образного мышления;
  4. ассоциативного мышления, воображения.

Воспитательные (личностные результаты) – воспитание:

  1. уважения к историческому прошлому;
  2. нравственных качеств школьников.

Методы: использование методов и приёмов технологии развития критического мышления

  1. размышление по теме,
  2. анализ и сравнение,
  3. проблемный с элементами «эвристической беседы»,
  4. коллективное целеполагание,  

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.

Дидактическая

структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для

учащихся,

выполнение

которых

приведёт

к достижению

планируемых

результатов

Планируемые

предметные результаты

УУД

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку;

настраивает  на позитивный лад.

Учащиеся также настраиваются на урок

Настрой обучающихся на познавательную деятельность (коммуникативная компетенция)

Регулятивные: Определение цели учебной деятельности с помощью учителя, работа с текстом учебника и рабочей тетрадью.

Коллективное целеполагание (учебно-познавательная компетенция).

Работа в парах, фронтально

Учитель  в ходе урока проводит фронтальную беседу, даёт задание для работы в парах, также в парах учащиеся проверяют усвоение знаний в конце урока.

Учащиеся работают в парах, принимают участие в фронтальных беседах.

Поиск ответов на вопросы

Умение работать а парах, преодоление ситуации конфликта

Коммуникативные: Формирование желания и способности каждого ученика к работе в парах. Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками.

Формирование способности вступать в контакт. Контроль грамотности письменной речи.

Постановка цели, мотивация на основе повторения изученного материала

Учитель обращает внимание детей на слайд с изображением рабов древних стран, заполняет совместно с ними первую графу  таблицы З-Х-У и побуждает детей к определению темы урока, постановке целей и задач урока, знакомит с эпиграфом темы.

Участвуют в диалоге. Определяют тему урока, ставят цели и задачи.

Учащиеся выделяют цель урока  – знакомство с особенностями рабства в Др. Риме.

Умение определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Развитие умений находить общее, отличное, закономерности.

Регулятивные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока и способов решения задач.

Изучение нового материала

Следующий слайд о рабах в имении рабовладельца. Учитель

предлагает классу самостоятельно прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки и ответить на вопросы.

Читают самостоятельно текст учебника, рассматривают рисунки, записывают понятие «имение». Отвечают на вопросы учителя.

Находят нужную информацию, выделяя главное.

Умение находить главное и отделять его от второстепенного, развитие навыков устной речи.

Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: развитие навыков устной речи, слушания и ведения диалога

Регулятивные: развитие навыков работы с текстом 

Совместное открытие новых знаний

Задание -  работа  в парах по изучению документов римских учёных  о рабах

Читают самостоятельно текст учебника, анализируют информацию.

Отвечают на вопрос о причинах низкого качества труда рабов. Доказывают, что древних странах за рабами не признавали человеческих прав. Высказывают своё мнение об отношении к этому

Учебный диалог. Эвристическая беседа (коммуникативная компетенция).

Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные: развитие навыков устной речи, слушания и ведения диалога

Регулятивные: развитие навыков работы с текстом

Физкультминутка

Предлагает физкультминутку

Организовывают физупражнения

Выполняют физупражнения

Коллективное выполнение упражнений

Регулятивные: организация времени на отдых.

Коммуникативные: общее включение в деятельность, организация одноклассников.

Осмысление и закрепление учебного материала

После просмотра презентации учащихся даётся 3 - 4 минуты на выполнение контрольного задания в парах.

Учитель предлагает подвести итоги самопроверки.

Побуждает к самооценке.

Выполняют работу, проверяют ответы друг друга, отмечая ошибки.

Один ученик за доской пишет   ответы теста.

Подниманием рук учащиеся демонстрируют, как справились с тестом

Парное оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).

Формирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

 

Личностные: расширение представлений о рабстве.

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

осознание личностных смыслов

Регулятивные: формирование умения организовывать время, развитие критической оценки собственных учебных действий, осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности.

 

Рефлексия

Предлагает заполнить последнюю графу таблицы З-Х-У

Формулируют ответы для записи в таблицу

Называют свои предложения по заполнению таблицы

Коллективное подведение итогов, фиксация нового знания.

Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания

Познавательные: формулировать выводы по достижении цели.

Приложение: на доске изображены «колесо» и таблица «З-Х-У» для совместного заполнения, на парты раскладываются листочки для ответов на тест.




Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 5 классе

по  теме  «Рабство в Древнем Риме»

(курс «История Древнего мира»)

Тип урока: комбинированный – закрепление полученных знаний на основе изучения новой темы с использованием методов и приёмов технологии развития критического мышления

Цели и задачи: закрепление представлений учащихся о рабстве в Древнем Риме на основе имеющихся знаний, путём анализа представленных  исторических источников  и  описания наглядного материала (иллюстраций) выявить особенности рабства в Древнем Риме, содействовать развитию учебных умений анализировать и обобщать исторические факты, используя формы групповой работы (в парах); способствовать развитию самооценки учащихся; содействовать формированию устойчивых моральных качеств и критического отношения к рабству, воспитанию уважения к истории как науке о прошлом всего человечества.

Новые понятия: имение, гладиатор, амфитеатр.

Оборудование: CD-презентации, созданные учениками и учителем, компьютер и проектор для демонстрации иллюстраций, учебник с текстом документов, тетради, раздаточный материал.

Список литературы:

Вигасин А.А. и др. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015

Дрожжина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2017

Опережающее задание: накануне урока 2 ученика готовят презентацию о гладиаторах.

Эпиграф «Раб должен трудиться или спать» (римское изречение)

Ход урока

Вступительное слово учителя – стадия «вызов» (на доске диаграмма «Колесо», в центре которого слово «раб»). Учитель ведёт диалог с учениками, заполняя вместе с ними, по их ответам, диаграмму:

-Ребята! Обратите внимание на иллюстрации, какие люди изображены на них? (Рабы Др. Египта, Др. Греции)

-Откуда в этих древних странах появлялись рабы? (пленные, должники)

-Зачем были нужны рабы? Какая была от них польза владельцам? (работать, нянчить, помогать)

Заканчивая первую стадию, учитель и ученики вписывают в таблицу «З-Х-У»  в первую графу, что они уже знают о рабстве.

Переходя ко второй стадии урока, учитель предлагает вопросы:

-Ребята! Историю какой страны мы сейчас изучаем? (Др. Рим)

-Как вы думаете, в Др. Риме были рабы? (да или нет)

-Откуда, в основном, в Др. Риме появлялись рабы? (завоевания)

В зависимости от ответов учеников, учитель предлагает добавить сведения в «З-Х-У», что они хотят узнать, с формулировкой темы урока.

На второй стадии – «осмысления»:

А) учитель предлагает детям прочитать самостоятельно первый пункт, внимательно рассмотреть и описать иллюстрации в учебнике «Рабы в имении», «Рабы мостят улицу» на стр. 239.  Вопросы к учащимся следующие:

-Сколько рабов было в имении хозяина? (15-20)

- Какие работы они выполняли в имении? (например, выращивали виноград, привозили в имение, выгружали, выжимали сок)

- Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду? (следил раб-управляющий, побои, оковы, работы в каменоломнях)

- Предположите, как поступит рабовладелец со старым рабом? (отвезут на остров р. Тибр умирать)

Б) далее работа в парах - анализ документов «Римские учёные Варрон и Колумелла о рабах» на стр. 240 учебника, вопросы к ним на стр. 241:

- Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом  прав человека. (говорящим орудием  труда назвал Варрон рабов, негативно отзывается Колумелла «рабы приносят вред полям», «крадут зерно», Аристотель называл ситуацию рождения человека рабом справедливой)

- Почему рабы, согласно наблюдениям Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот? (рабы не были заинтересованы в результатах труда)

Физкультминутка.

В) Далее пара учеников  демонстрирует совместно подготовленную презентацию о гладиаторских боях, знакомят класс с новыми понятиями «гладиатор» и «амфитеатр».

На третьей стадии – рефлексии – учащиеся выполняют в парах самопроверку полученных ими знаний, далее заполняется последняя графа таблицы «З-Х-У» на основе  вопросов:

-  Что  служило источником рабства в Др. Риме? (войны)

-  Как относились к рабам римляне? (негативно)

-  Где работали невольники? (в имениях, домах, каменоломнях)

-  В каких местах условия труда рабов были легче? (в доме богача, в имении)

- Выскажите своё мнение об отношении римлян к рабам, согласны ли, что оно бесчеловечно? (да, все люди равны).

Домашнее задание – выучить новые термины, прочитать текст параграфа 49.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Методическая разработка

«Развитие универсальных учебных действий

через уроки истории в 5-х классах»

Автор: Антонова Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания  

Кольчугино

2017 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена по итогам анкетирования «Диагностическая карта мониторинга УУД на уроках истории»  среди учащихся 5-х классов на основе и предусматривает использование нескольких групп различных занятий. В методической разработке предусмотрено использование системно-деятельностного подхода, что нашло отражение в комплексе заданий и соответствует требованиям Историко-культурного стандарта и ФГОС ООО.

Первая группа заданий называется  «Таймлайн и историческая математика».  Цель заданий – развитие познавательных УД, а именно,  хронологии.

Вторая группа -  «Его величество Вопрос». Целесообразно начинать развитие УУД с обучения понимания вопроса как такового.

Третья группа называется  «Логика событий», развивающая умение устанавливать причинно-следственные связи и сущность исторических событий.

Последняя группа «Читай между строк» направлена на развитие умений работы с историческим источником и выявления максимально значимой информации.

Ожидаемый результат – улучшение формирования и развития УУД, последующая диагностика промежуточных результатов и коррекция.

 «Таймлайн и историческая математика»

Тема «Счёт лет в истории» в изучаемом курсе одна их первых. От понимания учащимися хронологии событий и процессов зависит многое. В 5 классе учащиеся чертят в тетради "ленты времени" и наносят на них периоды развития истории, важнейшие даты. Данная временная шкала позволяет сформировать у детей первые представления о развитии исторического процесса. При этом совершенно очевидно (это ещё и показали результаты мониторинга в 5 классах), запоминание конкретных дат и событий вызывает трудности у целевой группы, поэтому и не вызывает мотивации к запоминанию. Зачастую события изучаемой страны воспринимаются учащимися как обособленный процесс, как будто народы проживали в изолированном временном отрезке. Хотя парадигма времени для всех народов была одной.  Нужно немало времени, чтобы  всё  в сознании ученика выстроилось в цепь взаимосвязанных событий. Одной из альтернатив изучения событий и их хронологии являются таблицы. Что касается запоминания дат, то необходимо уделять внимание в классе не только самой дате, но переводу даты в век, показывать – было это начало, середина, конец века, десятилетие. В данной теме более подробно будет рассмотрен способ «таймлайн» и математические упражнения с использованием исторических дат изучаемого курса «История Древнего мира».

Оборудование: листы бумаги, склеенные в линию, линейка, карандаши графические и цветные, фломастеры, ластик, учебник истории.

Общий характер задания:

  1. выберите даты из истории древних Египта, Двуречья, Греции, Рима, Китая
  2. нанесите разноцветными точками (подписав) на линию времени
  3. проанализируйте полученный результат, определив, что некоторые события проходили параллельно

Задание №1

  1. нанесите на линию времени даты строительства пирамиды Хеопса (2600 г. до н.э.), правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), военных походов Тутмоса III (1500 г. до н.э.), гибели Крита (1400 г. до н.э.), первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.), взятия Ниневии вавилонским войском (612 г. до н.э.), создания законов Солоном (594 г. до н.э.), завоевания Киром Вавилонии (538 г. до н.э.), объединения Китая Цинь Шихуаном(221 г. до н.э.), победы  Ганнибала при Каннах (216 г. до н.э.);
  2. мы видим, что остров Крит (в Средиземном море) погиб от извержения вулкана через 100 лет после походов Тутмоса III (в Египте); древние греки начали проводить Олимпийские игры раньше, чем сгорела библиотека Ашшурбанапала; Кир завоевал Вавилон через некоторое время после создания Солоном законов; Ганнибал жил в одно время с Цинь Шихуаном, объединившем Китай
  3. обратите внимание, что древняя Греция – страна с высокоразвитой культурой, многие процессы в ней произошли гораздо раньше, чем в других государствах (Китай, Индия, Рим); ещё раньше возникли государство Древний Египет и законы Хаммурапи.

Задание №2

  1. нанесите на линию времени даты Марафонской битвы и избрания стратегом Перикла, указав между точками риски (отсечки) с интервалом в десять лет
  2. сосчитайте, какое событие и на сколько лет произошло раньше, используя отсечки
  3. докажите ответ математическим путём

Задание №3

  1.  нанесите на линию времени даты правления Цезаря (49-44 гг. до н.э.), Октавиана Августа (30-14 гг. до н.э.), рождения Иисуса Христа с указанием рисок десятилетий
  2. сосчитайте, через сколько лет после смерти Цезаря к власти пришёл Октавиан Август, в каком веке это произошло? (через 14 лет, в 1 веке до н.э.)
  3. в период правления какого римского императора родился Иисус Христос, в каком году он был распят (Октавиана Августа, приблизительно в 33 году).
  4. найти в дополнительных источниках, в период правления какого императора (в каком веке) был распят Иисус Христос? (в 1 веке, в правление Тиберия)

«Его величество Вопрос»

Вопросы во время обучения истории ставятся постоянно: для решения проблем и задач во время овладения знаниями, в ходе диспутов и дискуссий. Какова логическая структура вопроса?

Познание начинается с вопроса, с постановки проблемы. И этому сейчас уделяется особое внимание в рамках современных подходов в обучении, а именно, в системно-деятельностном подходе, в технологии развития критического мышления.

Сначала определим разницу между понятиями «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация». Термин «проблема» означает такой вопрос из области науки, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Гипотеза выступает как одно из возможных решений стоящей проблемы. Вопрос – форма выражения проблемы. Вопрос ставится с целью получения некоторой информации, которой обладает человек, выявления его мнения или с целью обучения. Ещё В.А.  Сухомлинский значительную роль отводил умению учителя ставить вопрос, чтобы добиваться не только правильных ответов, но и будить собственную мысль ребёнка.

Вопрос – это логическая форма, включающая базисную (исходную) информацию с одновременным указанием на её недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

Существую два типа вопросов:

  1. уточняющие (определённые, прямые, ли- вопросы) – начинаются со слов «верно ли», «действительно ли», «надо ли»

а) простые  

- безусловные «верно ли»  

- условные «верно ли, что …, то …»

б) сложные

- соединительные

- разъединительные

  1. восполняющие (неопределённые,  непрямые, К-вопросы)

а) простые – что? где? когда? почему? какие?

б) сложные – (несколько простых вопросов в одном)

Предпосылки вопросов:

  1. логически корректные (правильно поставленные) – их предпосылки (базисы) являются истинными суждениями
  2. логически некорректные (неправильно поставленные) – предпосылки ложные или неопределённые

Правила постановки вопросов:

  1. корректность постановки (провокационные и неопределённые вопросы недопустимы)
  2. предусмотренные альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы
  3. краткость и ясность формулировки
  4. простота вопроса, а сложный лучше разбить на простые
  5. в сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив
  6. необходимость отличать обычный вопрос от риторического. Обычный вопрос суждением не является, а риторические являются суждениями, т.к. в них содержится утверждение или отрицание
  7. следует избегать постановки неопределённых вопросов.

Логическая структура и виды ответов

  1. корректные вопросы должны вызывать активную мыслительную деятельность учащихся, если  в них заключено оптимальное количество неопределённости
  2. вопросы с малой неопределённостью позволяют ученикам отвечать словами учебника и не требуют исследования

В процессе обучения можно воспользоваться такой классификацией вопросов:

  1. прямые (ответ «да» или «нет»)
  2. прямые (нельзя дать однозначный ответ)
  3. полупрямые с разбивкой на несколько простых (в них спрашивается, какое из двух (или большего числа) суждений истинно)

Этой теме соответствует технология развития критического мышления, в части постановки учащимися «тонких и толстых вопросов».  Учащиеся также могут придумать массу вопросов по любому тексту,  репродукции, учебному фильму. Начинают, как правило, с наиболее простых – Что? Где? Когда?... переходят к сложным -  Почему? Верно ли,…? Как вы думаете?

Вопросы к текстам достаточно рассмотрены в теме «Читай между строк».

Задание №1. Какие вопросы можно задать по рисунку на ср. 10 о древнейших людях? (Кого изобразил художник? Чем они занимаются?  Что собирают древнейшие люди? Почему на них нет одежды?)

Задание №2. Придумай вопросы к изображению статуи Геракла, борющегося со львом?  (Какой подвиг запечатлён в скульптуре? Какими средствами автор подчеркнул мощь Геракла? Насколько близко к живой природе создана скульптура? Какие чувства вызывает у вас статуя мастера?)

Задание №3. Задайте как можно больше вопросов о Колизее (стр. 280) (Что происходило внутри Колизея? Сколько этажей было в нём раньше? Почему Колизей таких больших размеров? В каком городе и стране в настоящее время находится сооружение?)

«Логика событий»

Любое событие (процесс) имеет начало, основную часть и конец. Мониторинг показал, что пятиклассники плохо представляют части события и процесса. Тем не менее, они должны освоить составление плана рассказа, выделение главного, установление причинно-следственных связей. Помогает пониманию логики событий памятка, а также схема, в котором стрелочки указывают на то, что идёт движение события во времени, а каркасные прямоугольники - совершившиеся моменты события. Усложнять задание, чтобы  побудить учащихся к мыслительным процессам, можно, частично убирая надписи в схеме.

Простые схемы:

  1. Собирательство --------------- земледелие

  1. Плен-----------------------------------------------

          Долги ---------------------------------------------    рабство

          Рождение ----------------------------------------

  1. Корзина-------глина--------обжиг----------посуда

Наиболее сложные – фреймовые опорные схемы. Слово «фрейм» в переводе на русский язык означает сооружение, каркас, скелет. Опорная –  в данном случае означает, способ выделения существенного, главного в учебном материале, где средством визуализации выступают определённые знаки и символы. Использование такой схемы позволяет компактно представить тему или раздел курса, что обеспечивает доступность учебного материала. Сначала процесс объяснения  и свёртывания материала в схему  происходит совместно с учителем, затем ученик, запоминая  фреймы, накладывает на них новую информацию. Данный подход вырабатывает у учащихся алгоритмическое и системное мышление. Особенности опорных схем следующие:

- повторяемость,

- возможность визуализации,

- ключевые понятия,

- «скелетная» форма (каркас с пустыми окнами, которые заполняются)

- ассоциативные связи,

- возможность сжатия материала.

Пример схемы при изучении темы «Возникновение государства» по истории Древнего мира в 5-ом классе:

Возникновение государства

               Занятия людей                                                     Значимые роли

земледелие   скотоводство  ремесло                      жрец      вождь     старейшина

               собственность                                                            власть

имущественное                              неравенство                            социальное

                                                  власть – государство

Пример схемы при изучении исторического события (война, восстание, революция, реформы, закон и т.д.), которая обладает универсальными свойствами:

Событие

Причины          методы            сущность             результат            последствия

Пример схемы при изучении исторических личностей (правители, реформаторы, идеологи и т.д.):

                                           Солон      594 год до н.э.

                                     архонт  Аттики

                     

                                         реформы

отмена долговых     запрет обращения       выкуп рабов   освобождение

        камней           в рабство должников                                 рабов

             созыв Народного                      учреждён

                   собрания                         выборный суд

                         заложены основы демократии                                      

«Читай между строк»

Это группа заданий с историческими источниками, анализ документов позволяет давать характеристику событиям и явлениям, на основе которых складывается общая картина о духовной и материальной   жизни людей в глубоком прошлом.  Методы исторического познания, используемые здесь – сравнительно-исторический, метод аналогии, установление причин по следствиям, реконструкция целого по части.

  1. «Что - вымысел, что - правда». Задание по документу на стр. 50 «Из древнеегипетской летописи» (п. 9 «Военные походы фараонов»)

Прочитайте документ №2 и в таблицу внесите примеры, которые на ваш взгляд являются:

 а) вымыслом, б) правдой. Сделайте вывод на основе данных таблицы.

вымысел

правда

подобен богу

прекрасен

истребляет врагов без устали

в стрельбе из лука не знает равных

вселяет страх

один сокрушил сотни тысяч врагов

рыком своим вселяет страх

блистательная колесница

Вывод: летописец преднамеренно преувеличил возможности фараона, он не мог по-другому его описать.

Учитель может добавить при подведении итогов, что летописцы описывали события по заказу фараона, под страхом смертной казни они не могли приуменьшать возможности и способности своего повелителя. Это указывает ещё и на то, что событие описывались при жизни фараона.

  1. «Как учили и учились древние египтяне». Задание по документу на стр. 62 «Поучение писцов ученикам» (п. 12 «Письменность и знания древних египтян»)

Прочитайте документ

  1. найдите как можно больше сведений по плану:

а) какая профессия была одной из самых почитаемых (писец)

б) почему эта профессия была почитаемой? (писца «почитают» и «приветствуют», он ходит в «белых одеждах», писец «находится у ног владыки Египта»)

в) какие орудия труда и другие вещи использовались в сельском хозяйстве (мотыга, корзина)

г) какой внешний вид был почёте у египтян? («тело гладкое» и «рука мягкая»)

д) почему учитель наставлял учеников не бездельничать? (из-за наказания)

е) как наказывали лентяев? (побоями плетью)

2. как вы думаете, почему учителю позволялось наказывать нерадивых учеников? (обучение было платным, родители, потратив средства на обучение, видимо, разрешали бить детей плетью)

  1. «Замени слова». Домашнее задание по документу на стр. 70  (п.14 «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»). Прочитайте документ из учебника и найдите текст о всемирном потопе из Библии:

а) сравните сведения и замените слова, взяв примеры из Библии (Боги, бог грома, добрый Эа – Бог, Утнапишти – Ной)

б) какие различия вы заметили? С чем они связаны? (в первом документе примеры о язычестве, в Библии - единобожие)

в) предположите, почему в разных странах была одна история о потопе (возможно, потоп был связан с разливом рек; возможно, потоп был везде)

4. «Закон в стихе». Задание по документу на стр. 145 (п.30 «Зарождение демократии в Афинах»). Прочитайте документ из учебника и найдите в строках стихотворения конкретные законы Солона. Что означает:

а) «сбросил позорные столбы» (долговые камни)

б) «вернул… на чужбину проданных» (выкуп афинян-рабов и возвращение их из-за границы)

в) «освободил и здесь … рабов» (освобождение рабов в Афинах)

5. «История плюс математика».  Задание по документу на стр. 174 (п. 36 «В гаванях афинского порта Пирей»). Прочитайте два документа и найдите как можно больше сведений о жизни древних греков:

а) профессии свободных людей (каменотёс, моряк, судья)

б) кем работали рабы (погонщик ослов, прислужник за столом, золотых дел мастер)

в) какие по количеству членов (в среднем) были семьи (3-4 человека)

г) сколько в среднем за месяц зарабатывали каменотёсы? Почему их заработок был выше, чем у моряков и судей? (30 драхм, труд был очень тяжёлый)

д) сколько на питание тратила семья каменотёса, зная, что в среднем афинская семья из 3-4 человек тратила не менее половины драхмы? (15 драхм)

е) почему дороже всех стоил раб-ювелир, недёшево стоил прислужник за столом? Во сколько раз раб-ювелир стоил дороже свиньи? (за редкое ремесло и профессионализм, за аккуратность и культурное поведение, в 120 раз)

ж) на какое отношение к рабам указывает документ №2 (рабы были как вещи)

6. «Женщина в древнегреческом обществе». Задание по документу на стр. 180 (п. 37 «В городе богини Афины»). Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

а) как в Греции относились к женщинам? Приведите примеры. (с одной стороны, женщин не считали серьёзными и ответственными, коль мужья отбирали у них ключи от кладовых и не посвящали в государственные дела, с другой стороны, вход посторонним на женскую половину дома был запрещён)

б) всех ли женщин устраивало такое положение? (нет, были поэтессы, художницы)

7. «Историческая аналогия». Задание по документу на стр. 182 (п. 38 «В афинских школах и гимнасиях»). Прочитайте документ:

- дайте оценку обучению и воспитанию одного из мальчиков в Древней Греции по вопросам:

а) обучение было платным или бесплатным? (платное – «каждое тридцатое число приходится вносить деньги»)

б) как учился мальчик? (неприлежно «бедная дощечка … сиротливо лежит у ножки кровати», «ненавидит  её пуще смерти», «ничего дельного не напишет»)

в) почему мать разрешает учителю наказать поркой своего сына? (за платное обучение, мать не хочет, чтобы сын относился к ней плохо, если она будет его наказывать)

г) почему мать считает, что даёт сыну «хорошее воспитание»? (она считает, что платное  образование и есть хорошее воспитание, но черепицу её жалко больше, чем ребёнка)

д) выразите своё мнение, права ли мать, которая считает своё воспитание сына хорошим?

- вспомните, встречался ли вам в учебнике похожий документ? (да, в курсе истории Древнего Египта)

- Задание по документам на стр. 258 и стр. 266. Прочитайте документы. Что общего вы нашли них? (римские богачи и правители ненавидели людей, обличавших их поступки и говоривших правду вслух)

8. «Выскажи мнение и оцени». 

- Задание по документу на стр. 198 (п. 41 «Города Эллады подчиняются Македонии»). Прочитайте документ и выразите своё отношение к достижениям Демосфена. Заслуживает ли он одобрения? Почему?

- Задание по документу на стр. 204 (п.42 «Поход Александра Македонского на Восток»). Прочитайте документ и выразите своё отношение к поступку афинянки Таис. Заслуживает ли она одобрения? Почему?

- Задание по документу на стр. 237 (п.48 «Установление господства Рима во всём Средиземноморье»). Прочитайте документ и ответьте на вопрос, почему триумф победителя продолжался три дня? О чём это говорит? (очень много трофеев награбили в походе, римляне были очень жадными и вывозили всё, что могло им пригодиться)

9. «Найди причины по следствиям». Задание по документу на стр. 277 (п.57 «Расцвет Римской империи во 2-м веке н.э.»). Прочитайте документ и подумайте, почему восстали жители Палестины? Почему римские власти жестоко подавили восстание? (жителям надоело римское владычество, подавлено, чтобы не распространилось дальше)

Список использованной литературы

Вигасин А.А., Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 клас. Учебник для общеобразовательных школ. М. ,«Просвещение». 2015

Гетманова А.Д. Логика. Учебник. М. «Высшая школа». 1986

Дрожжина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. М., «ВАКО». 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка

Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательно...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики.

Методическая разработка "Формирование и развитие  универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики."...

«Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, свойством учителя…»(А.Б. Перкезе)...

«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».

Статья о роли самостоятельных и практических работ в формировании   универсальных учебных действий у учащихся на уроках географии....