"Россия и Мир - Единство в разном"
опыты и эксперименты по истории (7 класс) на тему

Историческая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_i_mir_-_edinstvo_v_raznom.docx77.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

с использованием проектных методов и технологий в вопросах формирования

гражданской идентичности подрастающего поколения

«Россия и Мир – Единство в Разном

(на историческом материале периода

с IX по первую четверть XVII вв.)

Разработал и составил учитель истории и обществознания:

Ермошина Кристина Валериевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема. В новых социально-экономических условиях резко снизилось воспитательное воздействие российской истории и культуры как важнейших факторов формирования патриотизма у детей и подростков. Чужеродные отечественному сознанию западные идеи уничтожают у молодежи чувства национальной гордости, стремление знать и изучать историю Отечества. В сложившихся условиях очевидна актуальность решения острейших теоретических и практических проблем воспитания патриотизма. Его мощный потенциал должен быть направлен на возрождение духовно-нравственных ценностей, единство российского общества и в конечном итоге – укрепление государства в целом.

В условиях информационной войны события истории трактуются под новым углом зрения, искажаются, детям внушаются определённые штампы. Дети верят, например, что: «Россия последней освободилась от рабства». Хотя в России никогда не было рабства, а крепостное право было отменено раньше, чем рабство в США.

Один из таких штампов – идея отсталости России, её постоянного отставания от передового Запада. В условиях современной информационной среды у школьников нередко складывается ошибочное представление относительно общемирового культурного и политического пространства. В силу данных заблуждений они считают, что на всех исторических этапах всегда были только государства-лидеры и только лишь безнадежно отсталые государства. Исходя из наличия данной проблемы, мы и поставили перед собой задачу найти игровую форму, как более привлекательную для учащихся, которая позволила бы показать на конкретных исторических явлениях, что данные измышления в корне неверны.

Адресность: Данный игровой проект по истории ориентирован на учащихся средней и старшей школы общеобразовательных учреждений с 7 по 11 класс включительно.

Цель: понимание, что при анализе истории государства нельзя ставить знак равенства между такими понятиями как «отсталость» и «самобытность». Осмысление истории России как истории самобытного государства, у которого всегда было чему поучиться.


Основные задачи:

Личностные УУД:

  • Показать участникам неразрывность и целостность общемирового исторического пространства, взаимозависимость формирования государств и обществ и понимание, что ни одно государство не было обособлено.
  • Осмысление вклада России в развитие гуманитарного знания, этической культуры человечества.
  • Показать взаимозависимость проходящих внутри и внешнеполитических процессов во всех странах-участницах.
  • Способствовать укреплению гражданской и патриотической позиций учеников.

Предметные умения:

  • Осмысление наличия хищнических интересов большинства стран, которые и определяют их внешнюю политику, и отсутствия таких интересов у России, которая обладает достаточными для развития природными ресурсами.
  • Развитие умений, связанных с чтением  карты, анализом статистических данных, нахождением событий на хронологической ленте.
  • Проследить и оценить взаимное влияние России и ближайших стран-оппонентов на внутри- и внешнеполитические процессы.
  • Проследить процесс обмена в основных сферах (политической, экономической, социальной и культурной), выявить его последствия для каждого конкретного государства и указать общемировое значение в целом.
  • В занимательной форме систематизировать и углубить знания по выбранному отрезку истории у обучающихся с разной степенью подготовки и возможностями.

Метапредметные УУД:

  • Формирование умения различать «факты» и «мнения», стремления опираться на факты при оценке какого-либо явления.
  • Развитие системного мышления, побудить учащихся анализировать геополитические проблемы системно и целостно.
  • Развитие аналитических способностей обучающихся, умения вести аргументированную дискуссию.
  • Отработка способности к сопоставлению нескольких причинно-следственных связей по их значимости и формулировке на этой основе выводов.
  • Развитие умение работать в команде, соотносить свою деятельность в группе с выбранной ролью.

Цели игровой деятельности участников:

  • Проследить формирование и образование ведущих современных государств;
  • Определить взаимное политическое и культурное влияние всех стран-участниц;
  • Особое внимание уделить историческим процессам, происходящим на территории России, проанализировать то влияние, которое оказывалось на наше государство и которое в свою очередь оказывало оно.

Технология проведения игрового проекта:

Чтобы заинтересовать участников был выбран формат игры, при котором важно было показать не отдельно взятые государства, либо блоки стран, а составить цельную картину в заданных хронологических и территориальных рамках, что не всегда возможно осуществить на «классических» уроках истории.

В результате погружения участников в исторический материал в контексте одной из стран мы стремились сформировать дискуссию, реализуя технологию проблемного обучения и диалога, в ходе которой скоординировать действия групп и помочь сформулировать свои выводы.

При данной форме игры обучающиеся делятся на команды в соответствии с количеством заявленных стран. Каждая команда, по условиям Игры, представляет дипломатическую делегацию от определенного государства.

Хронологические границы: IX – первая четверть XVII вв.

Территориальные границы: Восточная и Западная Европа, Малая Азия, Африка.

Основной материал, с которым работали обучающиеся, содержал в себе как общеизвестные исторические факты, так и малоизученные. Но при умелом использовании карт и дополнительно предложенных методических материалов, а также применении аналитических способностей, решение логических задач (определение государства-адресата, составление политического портрета государства и пр.) не вызывало у обучающихся особых затруднений.

При итоговом дискуссионном обсуждении игры и подведении общих итогов основная масса участников показала свою заинтересованность в данном мероприятии: с энтузиазмом вступали в обсуждения, могли поддержать беседу, опираясь на вновь изученный материал, одним словом - выступили в роли полноценных исследователей. Что, безусловно, помогло им составить и расширить свои представления о Всемирной истории и истории России в частности.

ПЛАН ИГРЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Игра  разрабатывалась учителями истории и обществознания (МО Гуманитарного цикла).
  • Нам было интересно было получить «чистый» результат, поэтому никакой предварительной подготовки не проводилось. Дети пришли на игру с тем уровнем знаний, который был у них заложен на занятиях на текущий момент.
  • Организация и подготовка рабочего места для каждой группы:

карта, канцелярские принадлежности необходимые в ходе игры для работы группы (См. Инструкции для дипломатической делегации), материал с заданием для группы, методический материал (См. Приложение 3).

  • Раздаточный и методический материал для каждой группы

Методический материал (См. Приложение 3,4)

Письма-карточки (См. Приложение 1)

Папка вручаемая каждой группе (она же – чемоданчик (См. инструкцию для дипломатической делегации) для каждой группы содержит:

  • Конверты (7 подписанных конвертов для стран-оппонентов. Подписаны в соответствии с заявленными странами участницами)
  • Чистая бумага
  • Красные ручки – 5 шт.
  • Инструкция для Секретаря
  • Инструкция для дипломатической делегации
  • Бейдж
  • Письма-карточки
  • План-схема политического портрета государства
  • Гербовая печать (самодельная), содержащая символы данного государства.
  • На подготовительном этапе мы пригласили желающих подготовиться к работе Секретарей. Секретари становятся помощниками организатора игры во время её проведения и курируют работу групп участников. С Секретарями обсуждается замысел игры, вносятся коррективы, обсуждаются раздаточные материалы. Каждый секретарь получает следующую Памятку.

Памятка для Секретаря

  1. Встречаете группу
  2. Вручаете бейдж министру после его избрания, затем передаете ему чемоданчик.
  3. Координируете действия группы (см. план мероприятия), ненавязчиво организуете ее по времени (исходя из расчета средней продолжительности этапов ≈ 25-30 минут)
  4. Запечатываете письма и отдаете их опечатать министру.
  5. Сигнализируете о завершении группой очередного этапа (см. план мероприятия): открываете дверь в кабинет и ожидаете Почтальона/Организатора. После чего передаете/получаете письма. Аналогичным образом поступаете в случае, если у группы возникают вопросы по организации игрового процесса.
  6. Сопровождаете делегацию до Зала заседания.
  7. Допускается (и приветствуется!) умеренная помощь при составлении Политического портрета государства, работе с картой, формировании (рассортировке) корреспонденции для рассылки.
  8. Сопровождая группы в их работе, акцентируете ваше внимание, что связи между государствами отрабатываются поверхностно, только чтобы можно было охарактеризовать себя самих,

НО!: Государство Российское отрабатывается более подробно, отдельным пунктом (см. Политический портрет государства).

  • Приглашение учащихся к игре проходило на уроках истории.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

ВВОДНЫЙ ЭТАП. СТАРТ ИГРЫ.

Ученики, участвующие в данной игре, собирались в Актовом зале школы, где проходил старт игры. Дети же в свою очередь при входе в Актовый зал школы получали бумажку с цифрой от 1 до 8, в дальнейшем они будут разбиваться на 8 групп (именно столько стран-участниц задействовано по условиям игры).

Ученикам предложили отправиться в прошлое, в  IX –XVII вв., чтобы установить: Каким было политическое и культурное влияние друг на друга ведущих государств, и какое место в этой системе связей занимала Россия? Каким было влияние, которое оказывалось на наше государство и какое, в свою очередь, оказывало оно?

Для того, чтобы выполнить исследовательскую миссию, участником предлагалось поделиться на группы и перевоплотиться в представителей различных государств.

Каждая группа представляет собой дипломатическую миссию от определенного государства. Их основная задача – поддержать престиж своего государства на должном уровне, верно выполнив задания, предложенные на станциях. Как будет сформирован материал и составлен Политический портрет, как они оценят политику своего государства, зависит только от них. Во время данной игры они - полноценные представители Дипломатической миссии, от них зависит судьба целого государства!

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (10-15 минут)

Формирование групп. Разделение обучающихся на группы проводилось в соответствии с количеством стран и, соответственно, по количеству дипломатических делегаций от этих стран. На столах были заготовлены Папки для  каждой делегации. Данные папки были пронумерованы от 1 до 8. Поочередно вызывали учеников с определенной цифрой, которую они получали при входе в зал. Ученики собирались в группу и получали свою Папку, необходимую им для дальнейшей работы. Таким образом, дети стали членами групп, образованных по случайному признаку, и им нужно было общаться со школьниками, которых они знали недостаточно хорошо. На папке было написано, какое государство их группа будет представлять.

Далее каждая группа должна была найти своего секретаря. Заранее подготовленные Секретари держали в руках флаг представляемого ими государства. Учащиеся, объединённые в группу, должны были найти своего Секретаря по флагу государства.

Далее группы направлялись каждая в свой кабинет для дальнейшей работы.

Работа начиналась с ознакомления с инструкциями.

Проводилась организационная внутригрупповая работа: выбор министра, оформление бейджиков, вручение чемоданчика.

Далее министр распределяет поручения в группе, назначая ответственных за отдельные виды работ: работа с тестами, формирование и составление политического портрета, работа с картой. Также министр вправе назначить себе помощника, который будет помогать ему представлять свое государство на итоговом обсуждении.

Организовать работу группы помогает следующая инструкция, которую Секретарь вручает каждой группе:

Инструкции

для дипломатической делегации

от государства___________________________________

1. Выбрать в своей группе Министра иностранных дел. 

Министр иностранных дел – первый среди равных. Он будет обладать следующими полномочиями:

  • Представлять (т.е. выступать с речью от лица всей делегации) и отстаивать интересы своей страны.
  • Распределять обязанности внутри дипломатической группы.
  • Опечатывать конверты, накладывать резолюции на корреспонденцию от стран участниц Заседания, после совещания с группой (см. подробности ниже)

Исходя из вышеизложенного Министру иностранных дел, после его избрания, следует:

  • Торжественно вручить знаки различия с символикой государства.
  • Вручить дипломатический чемоданчик содержащий следующие предметы: красный фломастер для нанесения резолюции на корреспонденцию, гербовую печать, геополитическую карту мира, конверты для корреспонденции другим странам, письма-карточки.

Убедительная просьба!

 Министру иностранных дел, после своего избрания, ознакомиться с содержимым чемоданчика и, при отсутствии одной или нескольких вещей, из приведенного выше списка, сообщить об этом Секретарю.

2. Дипломатическая делегация совместными усилиями должна:

  • Ознакомится с политикой своей страны в отношении различных государств (см. карточки)
  • Определиться с государством-адресатом и отправить КАЖДОМУ государству (см. геополитическую карту) в ПОДПИСАННОМ ЗАПЕЧАТАННОМ конверте соответствующее письмо-карточку, которое бы отражало политику этого государства.

Важно!

Не более одного письма каждому конкретному государству! Карточек-писем может быть меньше, чем подписанных конвертов, значит, кому-то Вы не отправите письма. Ваша задача правильно сделать выбор, не ошибиться в выборе государства-оппонента. Проанализируйте и сопоставьте всю имеющуюся у Вас информацию, обратитесь за помощью к карте.

  • Составить политический портрет своего государства, исходя из проводимой вашим государством политики, а также исходя из положения Вашего государства на геополитической карте. (см. план составления политического портрета)
  • Тщательно проанализировать полученные от других государств письма, содержащие информацию о проводимой вами политике, и нанести на КАЖДЫЙ КОНВЕРТ с письмом соответствующую резолюцию:

«Одобрено», в случае, если вы согласны, и эти действия действительно выполнялись вашим государством;

«Отклонить», если вы считаете, что к проводимой вашим государством политике, данные действия не имеют никакого отношения.

Помните, что от правильности принятых вами решений будет зависеть престиж вашего государства на мировой арене!

Желаем Вам согласованности и мудрости в принятии решений!

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП – (20-25 минут)

Работа с Письмами-карточками (См. Приложение 1), геополитической картой.

Каждая группа по своему государству создаёт политический портрет, для чего получается следующий раздаточный материал:

Политический портрет государства

(IX- первая четверть XVII вв.)

  1. Обозначить государство, обозначить временные рамки исследования.
  2. Охарактеризовать геополитическое положение (территориальное положение, основные страны-оппоненты)
  3. Охарактеризовать отношения вашего государства со странами-оппонентами, проследить межгосударственные связи по направлениям[1]:
  • Экономические (торговые соглашения, торговые пути и пр.)
  • Политические (участие в коалициях, основные направления во внешней политике, аншлюсы и пр.)
  • Социально-культурные (основные достижения данной эпохи, культурный обмен и пр.)

4. Проанализировать отношения со странами-оппонентами и оценить вклад вашего государства в данную эпоху (на основе отправленной и полученной корреспонденции и наложенных резолюций) 

5. Укажите, какие на ваш взгляд сильные и слабые стороны у вашего государства (проанализировать п. 2,3) можно выделить в исследуемый период.

6. В целом, при работе, Вы проанализируете отношения со всеми государствами, предложенными на карточках, но при этом особое внимание уделите отношениям вашего государства с Государством Российским. Вынесите отдельным пунктом.[2]

Вопросы-подсказки:

1. Где находилось ваше государство? С кем соседствовало?

2. Какие отношения у него складывались с соседями? Почему вы так считаете?

3. Какие успехи/неудачи сопутствовали вашему государству в этот период? Почему?

4. Как к вашему государству относились ваши соседи? Почему?

5. Как бы вы могли кратко охарактеризовать действия вашего государства? (миролюбивое, агрессивное, богатое и пр.) Почему?

6. В чем значимость вашего государства? Его особенные достижения в данный период? 

Составление политического портрета государства (исходя из политики государства в отношении других стран-участниц (необходимо проанализировать Письма-карточки (См. Приложение 1))

Формирование (сортировка) корреспонденции, отправка писем 

Каждая станция получает пустые подписанные конверты для всех стран-оппонентов, соответственно, и карточки-письма с текстом, в котором отображается политика данного государства по отношению к различным государствам. Задача каждой группы, проработав данные тексты, верно определить государство и верно соотнести текст и конверт.

Приведём пример такой карточки, для чего мы выбрали карточку Дипломатической делегации от Англии:

Определите страну в соответствии с проводимой Англией политикой

Текст письма содержащий элементы политики Англии в отношении одной из стран-оппонентов

Государство ?

(Верно:Франция)

1. Настоящим основателем сильной монархии в этом государстве  был Филипп II Август, отнявший у Иоанна Безземельного (из рода Плантагенетов) большую часть его владений на континенте, чем в свою очередь определил его историческое прозвище. При его внуке Людовике IX это государство стала одним из самых сильных и влиятельных государств в Европе.

2. События и исход Столетней войны с ее поворотами военного счастья, сражениями, перемириями, мирными договорами, дипломатическими комбинациями достаточно хорошо известны. Закончилась она в 1453 г. изгнанием из Франции ее страны-соперницы, у которых из всех их владений и завоеваний остался только важный порт Кале. Так же Столетняя война подарила миру  деву-воительницу Жанну Д’Арк, воспетую во всем мире, а не только на территории родного ей государства.

3. Людовик купил щедрой ежегодной рентой ленивого и всецело поглощенного развлечениями короля Эдуарда IV. Людовик зло посмеивался над тем, что его противники надменно называли эту ренту данью, и платил, кроме того, тайные пенсии министрам и фаворитам Эдуарда, заявляя, что война с этим государством стоила бы Франции дороже. 

Речь Посполитая

Нет дипломатических отношений, соответственно нет письма. Этому государству Дипломатическая делегация Англии, при верно выполненном задании, не будет отправлять письмо и у них должен остаться пустой конверт, подписанный для Речи Посполитой

Швеция

Нет дипломатических отношений, соответственно нет письма. Этому государству Дипломатическая делегация Англии, при верно выполненном задании, не будет отправлять письмо и у них должен остаться пустой конверт подписанный для Швеции

Государство?

(Верно: Дания)

1. Периодические рейды викингов участились с IX века, и одно время в начале XI века Англией владели даже конунги этого Скандинавского государства.Наиболее известны Свен Вилобородый (10131014) и Кнуд Великий (10161035). В этом Англия похожа на Россию, ведь наиболее вероятно, что Рёрик Ютландский, который дал России династию Рюриковичей, так же был конунгом данного государства.

2. Вели активную торговлю, омраченную лишь незначительными стычками по факту права на ловлю трески близ побережья Исландии.

Государство?

(Верно: Священная Римская Империя)

1.  Ганзейские торговцы сформировали в Лондоне независимый альянс, позже получивший название «Купцы Стального двора». Статус   предпринимателей этого государства соответствовал Великой хартии 1303 года, освободившей их от уплаты привычных для иностранцев пошлин.

2.  Попытки британских купцов сломить конкуренцию ганзейцев в балтийском регионе и торговать с местными предпринимателями напрямую не увенчались успехом, поскольку политическая обстановка в Англии 1460—1470-х годов была дестабилизирована вооружёнными конфликтами в рамках Войны роз. Безусловно, провал на балтийских и гасконских рынках в XV веке отрицательно сказался на уровне потребления вина и меха английскими аристократами и джентри.

3. Англия, ловко используя свою мнимую удаленность от прочих Европейских государств, тем не менее, само крайне  активно влияло на внутриполитические процессы в Европе. Например, «спонсировало» князей-протестантов, что усугубило внутриполитическую ситуацию внутри этой огромной, но нестабильной Империи и значительно ее ослабило, чего, собственно, Англия и добивалась. Чем же еще можно было объяснить ее тягу к «меценатству».

Государство?

(Верно: Российское государство)

1. Королеву этого государства Иван IV крайне желал видеть у себя в женах. Но она тоже была далеко не промах и ухаживания Грозного царя отвергла, что было серьезной ложкой дегтя в тех, крайне выгодных для этого государства экономических соглашениях, которые были заключены в 1554-1555 году.

2. 1553 — Начало дипломатических отношений с этим государством.

3. Поиск путей в Азию через таинственную «Тартарию», «открытие» этого государства, торгующего через Ливонию с Западной Европой, для всего Западноевропейского мира.

4. Именно начало дипломатии с этим государством показали необходимость царю вновь обретенного союзного государства поиска прямой дипломатии с Западной Европой. И как следствие – поиск выхода к Балтийскому морю.

5. Московская кампания – представительство Англии в этом государстве долгое время была на «особом положении», на эту территорию распространялись только английские законы.

Османская империя

Нет дипломатических отношений, соответственно нет письма. Этому государству Дипломатическая делегация Англии, при верно выполненном задании, не будет отправлять письмо и у них должен остаться пустой конверт подписанный для Османской империи.

Таким образом в начале игры Дипломатическая делегация от Англии получила 7 пустых подписанных конвертов (по числу стран-оппонентов) и 4 Письма-карточки. Их задание состояло в том, чтобы верно определить государство-адресат. В любом случае у их группы должны были остаться пустыми 3 конверта, при верно выполненном задании это конверты подписанные для: Речи Посполитой, Швеции, Османской империи.

Данный конверт они запечатывают и отправляют соответствующему их выбору государству-адресату (не более одного Письма каждому государству), причем писем может быть меньше чем конвертов. Данный момент оговаривается в Инструкции к группе и обусловлен тем, что у какого-либо конкретного государства не со всеми предложенными странами-оппонентами в этот период были дипломатические отношения.

ЭТАП ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДЕЛЕГАЦИЯМИ СТРАН -  (10-20 минут)

Получение писем

Обсуждение, вынесение резолюций 

Получив письма от других станций, каждая группа их внимательно читает, анализирует и определяет, соответствует ли информация в письме проводимой их государством политике.

Если да то на письмо ставится резолюция – Одобрить, если нет – Отклонить.

ЭТАП РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДЕЛЕГАЦИЯМИ СТРАН - (20-25 минут)

Делегации проходят в общий зал

Слово по очереди предоставляется каждой делегации. Делегации представляются, называя свою страну, демонстрируя её флаг. Также в это время звучит гимн и выходит Министр от государства и его помощник.

От каждой делегации министр дает политический портрет своего государства, затем озвучивает те резолюции, которые отклонены.

(ПРЕДВАРИТЕЛЬНО оговаривается: пока презентует себя одно государство, остальные в это время слушают, уделяя особое внимание резолюциям, если есть спорные вопросы делают необходимые пометки, пункт по Государству Российскому не трогают) (См. Инструкции для дипломатической делегации, Политический портрет государства) 

Обсуждаем по очереди резолюции Одобрено/Отклонено соотносим их с решениями остальных стран-участниц. Аргументированно (анализ событий, территориальных изменений, исторических персоналий и пр.). Задача Организатора на данном этапе оказать информационный контроль и поддержку (так как если есть резолюции «Отклонить» значит какая-то из групп совершила ошибку). Подведение к верным итогам (Примерные итоги: невозможность обособленного развития государств, преемственность культурная и политическая, взаимозависимость и пр.).

Приглашаем Министра от России. Отрабатываем последний пункт Политического портрета (характеристика отношений с Россией) от каждого государства по очереди (Министры иностранных дел по очереди поднимаются с места и характеризуют отношения с Россией. Работа проходит  в диалоге с Министром от России). Аргументированно.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Участникам предлагается поучаствовать в дискуссию Вопросы для обсуждения: Какое значение играла Россия в этот период? Какова ее роль, влияние, значение?

Проведение Итоговой дискуссии

Две точки зрения, существующие в Российском обществе, назовем их: «Славянофилы» и «Западники». Просим детей пояснить названия данных групп и предположить, идеи какой из групп им ближе.

Выслушайте, Подумайте, Определитесь кто вы. По итогам дальнейшего опроса поднимите руку и аргументируйте свою позицию.

Итак:

1. «Что Россия? Пустое бряцание оружием, извечная техническая и технологическая отсталость и, должно быть, просто немереное везение, что удалось на «авось» сохранить свои территории. Все наши победы просто счастливое стечение обстоятельств. Государство создали варяги, крестили греки. А сами-то что? Ничего особенно-то и не создали, все у кого-нибудь взяли.  Крепостное право появилось тогда, когда в Европе его уже отменяли. Даже морского флота как такового не было до 18 века. Нам надо срочно учиться у других, чтобы не отставать так сильно».

2. «Да, есть моменты, над которыми нужно работать, но ведь так везде! Нет идеальных государств, где были бы решены все проблемы. Все в наших руках.. Ведь государство определяют люди, которые в нем живут…Я считаю, что нам даже сложнее прочих ведь у нас огромная территория и порой один субъект занимает площадь большую, чем отдельные государства. Да, варяги дали нам Рюриковичей, а мы дали государственность, в свою очередь, другим народам, разве это несправедливый обмен? Мы крестились у варягов затем, чтобы потом стать источником православия, ведь «Москва – Третий Рим». Обмен, культурный и политический, экономическое налаживание связей. К чему все эти споры о том кто лучше? Мы все хороши, каждый по своему, и этим мы прекрасны. Разве был бы прогресс, было бы к чему стремиться, если не было бы здоровой конкуренции? Был бы культурный обмен, если все были бы едины? Мы разные и в этом наша сила».

Почему так назвали группы?

Какая точка зрения вам ближе? Почему?

В той эпохе, которую мы разбирали сегодня, какое положение занимала Россия?

С чем связана или чем обусловлена разница во времени происходящих процессов? Особенности закрепощения? Феномен крепостного права? Флот? Это обоснованные обвинения?

Если дискуссия идёт недостаточно активно, не удается направить ее в нужное для Вас русло, помогаем. Но поскольку участники подготовлены информационно и заинтересованы разобраться в поставленных вопросах, то проблем у нас не возникало.

ПРОДУКТ ИГРОВОГО ПРОЕКТА:

Разбор демагогии на тему «отсталости» России

  • В-первых, у России всегда были какие-то плюсы и преимущества в отдельных областях и всегда были какие-то недостатки в других — состав этих преимуществ и недостатков со временем менялся, в чём-то Россия всегда или почти всегда превосходила страны Запада.
  • Во-вторых, сама по себе ситуация отставания и последующего перенимания заграничных достижений является вполне нормальной, и в такой ситуации постоянно оказываются абсолютно все страны, в том числе западноевропейские — культурный и технологический обмен между странами является нормальным явлением и основой общего прогресса. В своё время варварская Европа — готы, франки, саксы — сами позаимствовали культуру у разрушенной ими Западной Римской Империи, а затем и у Византии. Позже европейские страны, ослабленные войнами первой половины 20-ого века, заимствовали научно-технические и культурные достижения у США и СССР. И ничего, не каются.
  • В-третьих, Россия отставала в том или ином отношении не от Запада в целом, а лишь от отдельных стран-лидеров: Голландия, Англия, Франция, Германия, США, которые в числе первых вводили те или иные успешные нововведения и от которых отставало в тот же период большинство прочих европейских стран.
  • В-четвёртых, при всей территориальной огромности России нельзя забывать, что по совокупной величине населения Запад всегда превосходил Россию в несколько раз, и при прочих равных не вполне корректно ожидать от России непременного повторения всех западных успехов и превосходства над Западом.
  • В-пятых, Россия развивалась в особых условиях и решала во многом иные задачи по сравнению с западными странами (например, задачу освоения и защиты огромной по размеру территории, причём внутренней, а не колониальной. Запад грабил свои колонии, а мы в колонии вкладывали, помогали им развиваться), и силы общества были сконцентрированы на решении наиболее серьёзных проблем, что вызывало отставание в решении других, но это едва ли принижает общую сумму достижений страны.

Итоги дискуссии в сжатом виде оформляются секретарями и зачитываются по окончании дискуссии. На этой основе создаётся афиша итогов игры для учащихся школы.

РЕФЛЕКСИЯ

По окончании игры проходит обсуждение игры участниками по следующим вопросам:

Считаете ли вы, что в дальнейшем ученикам нашей школы стоит участвовать в игровых проектах такого плана? Что в них нужно изменить, чтобы они проходили эффективней?

Предложить ли следующему поколению семиклассников данную игру?

Учащиеся высказались, что считают игру очень интересной и полезной и что её обязательно надо проводить для школьников. Игра помогла им разобраться в нашей истории, почувствовать гордость за нашу культуру.  В первую очередь, они выделили значимое глубокое содержание. Они отметили, что с удовольствием расширили свой круг общения и поработали в новых командах, что им было интересно думать за государство и принимать решение о письмах, их оценке и пр. Дети высказывались живо, активно,  было видно, что они заинтересованы, что им понравилась игра. (См. Приложение 2)


Приложение 1

Раздаточный материал для делегаций различных стран

(Письма-карточки)

левый столбец заполнен для удобства Организатора, его ученики не получают при работе в группах, они работают только с правым столбцом – это и есть Письма-карточки. Если Письма-карточки нет (см. описание игры), то эта информация никак не обозначается, то есть выдаются только те Письма-карточки, которые содержат информацию. В данном Приложении указана ознакомительная информация только по одному государству, остальные государства отрабатываются аналогичным образом.

Российское государство

Дания

1.Рёрик Ютландский – возможный и, как считает современная наука, наиболее вероятный претендент на роль основателя первой правящей династии в государстве Российском. Как бы там ни было, летописи говорят нам, что некто Рюрик был призван в году 862. И год этот принято считать годом образования нашего государства.

2. В «Хронике» Адама Бременского, датированной 70-ми годами XI века сообщается о морских связях между этим государством и Новгородом. Эти данные подтверждаются археологическими раскопками в Новгороде, в ходе которых была обнаружена кость с рунической надписью середины XI века. Упоминается о дипломатических связях и в «Пегауских анналах», датированных серединой XII века. В них сообщается о путешествиях подданных этого государства через Русь в Грецию в первой четверти XI века. 

3. К XII веку относится и первое упоминание об этом государстве в русских летописях. Так, в Новгородской первой летописи, летописец под 1130 годом сообщив о крушении нескольких русских кораблей, возвращавшихся из плавания на остров Готланд, в то же время добавляет, что из этого государства русские корабли вернулись благополучно: «…из Дони приидоша здрави» таким образом, впервые называется древнерусское название этого скандинавского государства — Донь. Так же сообщается о налаженных торговых и дипломатических связях.

4. Так, в 1506 году Василий III продлил договор 1493 года, и в 1514—1515 годах посылал в Копенгаген дьяка Василия Белого для переговоров с королём Кристианом II о продлении договора. Договор был повторно продлён в 1516 году. А уже в июле следующего года Василий III, по просьбе короля этого государства, отвел купцам-подданикам этого королевства в Новгороде и Ивангороде особые места для устройства дворов и церквей. 

5. Данное государство сохранило интерес к торговли с Москвой через Северный Ледовитый океан. Так, уже в 1592 году два подданных Люткен и Броквольдт этого государства отправились с разрешения русских властей изучать русский язык в Холмогоры. В 1597 году король Кристиан IV отправил в Москву посольство с требованием признать Кольский полуостров подконтрольной им территорией, но получил отказ.

Речь Посполитая

1.Отсутствие дипломатии с Западной Европой побуждало искать новые торговые морские пути. В этих условиях жизненно необходимым являлось побережье Балтийского моря, за которое и развернулась долгая и кровавая война, обремененная двухэтапным аншлюсом (1561,1569) в результате которого и сформировалось это государство.

2. Король Казимир I заключил в 1042 году союз с Ярославом Мудрым, скрепленный женитьбой первого на сестре великого князя Марии Добронеге. В 1074 году, согласно летописи, мир с Болеславом II подписал в Сутейске смоленский князь Владимир Всеволодович Мономах, а в 1076 году он же, вместе с волынским князем Олегом Святославичем, выступил на помощь этому государству в военный поход против чехов. 

3. Как и Русь, это государство испытало на себе в XIII веке несколько монгольских вторжений, однако, несмотря на разорения, монгольское иго установлено не было, что впоследствии обеспечило ей преимущество в развитии торговли, культуры и общественных отношений. В 1340 году умер Владимир Львович, последний галицкий престолонаследник из династии Рюриковичей, после чего Галицкое княжество было захвачено войском Казимира III и присоединено к этому королевству.

4. Литовскому государству, всё более теснимому Великим княжеством Московским в соперничестве за собирание русских земель, с начала XVI века приходилось прибегать к военной помощи Польского государства, состоявшей с ним в личной унии. В последствии, как необходимость противостоять усиливающемуся Государству Российскому, произошло полное слияние (аншлюс) Великого княжества Литовского и Польши в это государство в 1569 г.

5. В самый разгар Ливонской войны, в 1572—1573 годах, кандидатура Ивана Грозного всерьез рассматривалась частью польской знати на выборах монарха этого, вновь образовавшегося государства.

Англия

1.Королеву этого государства Иван IV крайне желал видеть у себя в женах. Но она тоже была далеко не промах и ухаживания Грозного царя отвергла, что было серьезной ложкой дегтя в тех, крайне выгодных для этого государства экономических соглашениях, которые были заключены в 1554-1555 году.

2. Владимир Мономах был в первом браке женат на Гите Уэссекской, дочери короля Гаральда II.

3. После возвращения Ричарда Ченслора на родину, он был послан обратно в Россию в 1555 году. В тот же год была основана Московская компания. Для гостей Московской Компании построили палаты в Китай-городе, рядом с Кремлем, на территории палат действовали только законы этого государства.

4. Ивану IV, испытывал такое глубокое доверие к этому государству, что, по свидетельству современников, не исключал возможности временного переселения на берега туманного Альбиона в случае возникновения непреоборимой смуты в подвластном ему государстве.

5. В 1553 году были установлены дипломатические отношения между Русским царством и этим государством, когда представитель короля Эдуарда VI — Ричард Ченслор (Ченслер), пытаясь отыскать «северо-восточный проход» в Китай и Азию, остановился в Москве.

6. Московская компания имела монополию на торговлю между Россией и этим государством до 1698 года

Швеция

1. Они шли «крестить» Русь. И «крещение» это закончилось сражением на берегах реки Невы. В 1240 году (15 июля), под руководством князя Александра, вошедшего в историю как «Невский», была одержана блистательная победа.

2. Отсутствие дипломатии с Западной Европой побуждало искать новые торговые морские пути. В этих условиях жизненно необходимым являлось побережье Балтийского моря, за которое и развернулась долгая и кровавая Ливонская война, обремененная двухэтапным аншлюсом (1561,1569). Это государство выступило на стороне нашего врага, таким образом, окончательно определив наше поражение.

3. Это государство четырежды шло на Русь с крестовыми походами, правда, все четыре раза своей цели они не достигли (1142—1164, 1240—1250, 1293—1295, 1348—1349)

4.1187 —столица этого государства Сигтуна захвачена и разрушена карело-новгородскими войсками.

5. Дипломатические отношения с этим государством складывались непросто, в основном их можно изучить по хронологии постоянно проходящих приграничных стычек и полномасштабных войн. Пожалуй, единственное исключение это период с 1397 по 1495, когда между данным государством и Новгородом не происходит ни одного продолжительного военного конфликта. 

Священная Римская Империя

1.В ходе тайного соглашения заключенного между двумя государствами были тайно поделены Великое княжество Литовское и Польша. Заключено было соглашение об объединении и синхронизации военных сил. Но на деле союзник (Максимилиан I Габсбург) отказался от своих слов и заявил, что он не более, чем арбитр в решении территориальных споров между Россией и Великим Княжеством Литовским.

2. Одним из первоочередных направлений деятельности Максимилиана I в последние годы стали восточная политика, а также планируемый Крестовый поход против Турции. Для этого он решил поискать союзника в лице великого князя Московского Василия III, к которому в качестве посла был отправлен близкий друг императора — Сигизмунд фон Герберштейн

3. В XIII веке экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике, проводившаяся как часть Северных крестовых походов, привела к войнам с Новгородской республикой, важной вехой в которых было поражение немцев в Ледовом побоище в 1242 году

4. Между северо-западной Русью и данным государством существовали разветвлённые торговые отношения, а Новгород и Псков участвовали в торговле Ганзейского союза

5. Со времён Василия III в России жило немало немецких ремесленников и наёмников. В частности, в Москве существовала немецкая слобода, в которой жили однако не только немцы, а называвшиеся этим словом разнообразные западные неславянские иноземцы. Тем не менее, Ливонская конфедерация проводила скоординированную с немецкими имперскими властями политику по недопущению ремесленников из германских государств на Русь

Франция

1. Анна Ярославовна – дочь Ярослава Мудрого, стала для Генриха супругой, а после его смерти стала регентшей при своем сыне Филиппе, а значит и королевой в западноевропейском государстве.

2.  Русское централизованное государство почти постоянно находилось в состоянии дипломатической и военной конфронтации с Речью Посполитой, значительная часть правящей элиты которой традиционно ориентировалась на это государство, чьи католические правители в течение долгого времени избегали установления прямых дипломатических контактов с Московией, дабы не ухудшать отношения с Речью Посполитой.

3. Настоящий интерес к России появился здесь лишь после публикации в 1607 году сочинения наемника-гугенота Жака Маржерета «Состояние Российского государства и Великого княжества Московского», сведения которого использовал в «Истории своего времени» (1620) известный историк Жак Огюст де Ту (1553—1617).

4. В 1615 году при дворе Людовика XIII принято было посольство Ивана Кондырева, окончившееся в целом неудачей, однако положившее начало дипломатическим отношениям между Россией и данным государством.

6. Установившаяся в XII веке на Руси феодальная раздробленность и татаро-монгольское нашествие в XIII веке мешали установлению в те времена постоянных дипломатических отношений. В 1413 году Великий Новгород и Псков посетил фламандский рыцарь, политик и дипломат Жильбер де Ланнуа (Guillebert de Lannoy), участвовавший в войне Тевтонского Ордена с Польшей и включивший описание русских земель в своё сочинение «Путешествия и посольства» (Voyages et ambassades, 1399—1450).

Османская

Империя

1. Сулейман Великолепный был слишком занят борьбой на западном направлении и не смог отвлечься на опасного соседа сам. Поэтому он действовал через своего вассала – Крымское ханство, которое изрядно разоряло  набегами юго-западные земли Государства Российского.

2.Долгим и изнурительным было для Руси это Иго, продлившееся больше двухсот лет. Влияние же на культуру и политику и вовсе было огромным. С этого момента Россия приобрела истинно двух полярные черты, стала мостом между Западом и Востоком как в политике, культуре, так и социальных проявлениях. Слияние демократии и восточной деспотии, восточной и западной культур, многообразие народностей, религиозных конфессий, создали то слияние, которое определило политику и развитие России на многие века вперед.

Будучи вассалами, русские князья должны были не только платить дань и нести другие повинности, но и подчинять всю свою внешнюю политику их воле, являясь по ханскому приказу со своими войсками к ним на помощь.

3.Договор 945 г. с особой подробностью ограждает крымские владения Империи от нападений и притеснений со стороны Руси. Кроме того, в нем, как, впрочем, и в договоре 911 г., на Русь возлагаются известные обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений.

4. В состав этого государства, с течением лет, вошла та территория, откуда берет начало Православная Русь. Доподлинно известно, что крещение князь Владимир – креститель Всея Руси, принимал в Херсонесе.

5.Так, хан Менгу-Темир (конец XIII века) обратился с указом («Менгу-Темирово слово») к великому князю владимирскому Ярославу Ярославичу о предоставлении свободного проезда немецким купцам через территорию его княжества: «дай путь немецкому гостю на свою волость!»

Приложение 3

Шпаргалка

Речь Посполитая: Польша, Великое княжество Литовское, Ливонский орден[3]

Османская Империя: Византия, Золотая Орда, Крымское ханство

Священная Римская Империя: Ганзейский союз, Австрия, Венгрия, Чехия

Дания: Норвежское королевство


[1] Межгосударственные связи могут быть охарактеризованы на основе не всех трех направлений, а лишь некоторых из них (например, только на основе политического/ экономического взаимодействия, политического/социокультурного и т.д.)

[2] Группа, представляющее Государство Российское от данной работы освобождается. Но уделяет особое внимание вопросам-подсказкам при работе со своим государством.

[3] После двоеточия приведены другие названия данного государства (его частей) на различных исторических этапах. Пример: если в тексте Письма-карточки мы видим следующую фразу: «активно вела торговлю с Польшей», значит, речь идет о взаимодействии с государством - Речь Посполитая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства

Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Россия – Франция. Духовное единство

Презентация к выступлению на городской научно-практической конференции "Поговорим о любви"...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Воспитательский час: «День воинской славы России — День народного единства»

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые коллеги!Сегодня мы поведём разговор о празднике России - «День народного единства». Это праздник нашего народа и нашей Родины. Глубокий смысл з...