Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Хинец Анастасия Анатольевна

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt2.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  №2 : «Могущество папской власти . Католическая церковь и еретики».

Тип урока: комбинированный

Класс: 6 В

Учитель: Хинец Анастасия Анатольевна

Урок начинается с теста по предыдущим темам на 15 минут

Модуль изучения нового материала:

  1. Тема?

Известно — каждый поп и инок

Дом Божий превращает в рынок. (Ганс Сакс)

Инок-в значении монах; инок и монах-духовенство

В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: «Действительно ли Католическая церковь в Средние века превратила веру в способ обогащения?»

Кто знает, что за храм изображен на слайде? Где он находится?( Базилика святой Екатерины Александрийской — католический храм в Санкт-Петербурге, один из старейших католических храмов России.)

  1. Блиц-опрос:

Кого называют христианами? (Людей, -исповедующих христианскую религию.)

Где появилась новая религия? (В Палестине.)

Когда возникло христианство? (Две тысячи лет тому назад.)

Как называется священная книга христиан? (Библия.)

На какие два государства разделилась Римская империя в 395 г. н.э.? (На Западную Римскую империю и Восточную римскую империю.)

  1. План урока: 

Сословия средневекового общества.

Источники богатства церкви.

Раскол христианской церкви.

Ереси и еретики.

Борьба церкви с еретиками.

Первое сословие:

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Какие же сословия называли мыслители? Я предлагаю вам прочитать средневековую притчу, а затем вместе попытаемся  назвать эти сословия.

 «Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молиться и кто пашет землю».

1. Как бы вы назвали сословие, которое молится за других, внушает любовь к богу?-духовенство

2. Какое сословие средневекового общества собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?-крестьяне и горожане

3. Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?-рыцари

4. Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает  автор притчи.

Давайте заполним схему:

Сословия:  «те, кто молится» (монахи и священники-духовенство), «те, кто воюет» (светские феодалы-рыцари), «те, кто трудится» (крестьяне, горожане)

2. Богатство церкви.

Церковь презирала богатство, но при этом была крупнейшим землевладельцем,  обладала огромными богатствами. Епископы и монастыри имели сотни зависимых крестьян.  

Обратимся к источнику:

Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.

Все десятины с земли, как от злаков, так и от плодов, принадлежат господу и ему посвящаются. Но поскольку находятся довольно многие, кто не желает платить десятин, постановляем, чтобы их увещевали, согласно предписаниям папы, однажды, дважды и трижды уплачивать десятины с зерна, с вина, с плодов древесных, от приплода животных, от ягнят, от сыра, от льна и прочего, что производится ежегодно. Если же они не исправятся после увещания, пусть знают, что подвергнутся анафеме.

Каким способом обогащалась церковь? Что означает-десятина? (десятина-особый налог на содержание духовенства, 1 десятая от урожая)

 Схема: десятина, плата за прикосновение к реликвии, индульгенции, ростовщичество, не платила налоги в казну, плата за церковные обряды.

  1. Разделение церквей.

До середины 11 века  христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопальский патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

- Давайте сейчас и выясним, какие  же это существенные разногласия возникли между церквами?(на дом)

Сравнительная таблица « Различия между Западной и Восточной церквами»

Вопросы для сравнения

Западная церковь

Восточная церковь

Основа вероучения

Глава церкви

Папа Римский

Константинопольский патриарх

Язык богослужения

Латинский

Греческий, местные языки

Отношение к браку

Запрещено вступать в брак всем духовным лицам

Запрещено вступать в брак, только монахам

Внешние отличия священников

Брили бороды, выстригали волосы на темени

Носили бороды, волос не выстрегали

Вывод: (Могли ли эти различия привести к расколу церкви? Почему вы так думаете?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разногласия и различия привели к тому, что в 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию – произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная – православной («правильно славящей Бога»).

Схема в тетрадь: церковь: зап (католическая) и вост (православная)

Работа с лентой времени:

  1. Эпоха Средних веков?
  2. Деление на 3 периода.
  3. Рост городов.
  4. Разделение церкви.

  1. Путь в Каноссу.

Вопросы:

- Между кем происходит противостояние?

-  В чем суть данного конфликта?

-  Почему император отправляется к папе просить прощения?

- Предположите, с какой целью император, вновь едет с визитом к папе?

Сгущаются тучи над папским престолом,

И, кажется, будто нет выхода в споре,

Но вот, появляется Божий посланник,

Григорий Седьмой- настоящий фанатик.

Хотел он себе подчинить королей,

Хотел править миром, и даже посмел

В ответ на письмо императора Рима,

Отречь от престола этого сына.

А что же в письме написал ему Генрих?

А там были строки о папском правленье,

О том, что Григорий лишается власти

И может проваливать он восвояси.

Но против власти подняли бунт,

И император не может уснуть,

Со свитой в Италию движется Генрих,

В надежде у папы найти там прощенье.

В замке Каносса ждет папа смиренья,

Готов он пойти на любое прощенье,

Три дня бедный Генрих стоял под дверями,

Но вот миг настал и восстал император.

И вот, бунт подавлен, и Генрих счастливый

С толпой возвращается в сторону Рима…

  1. Против чего выступали еретики?
  1. Бог неба, грома и молний у древних римлян? (Зевс-2 буква)
  2. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров? (Гермес)
  3. Поколение греческих богов, предки олимпийцев? (Титаны)
  4. Одна из девяти муз, муза истории? (Клио)

ЕРЕТИК-тот, кто отступает от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений. Люди, которые открыто, критиковали церковь (в тетрадь)

А кого же называли еретиками?

Против чего выступали еретики?  Против догматов-это непреложные истины.

- учение о Троице (Бог отец, Бог сын, святой дух)

- о непорочном зачатии Христа

- о роли церкви, как единственного посредника между Богом и людьми

Для борьбы с еретиками был создан церковный суд- ИНКВИЗИЦИЯ.(в тетрадь)

Как вы думаете, сильно ли была церковь обеспокоена распространением подобных  учений еретиков? Почему?

   Католическая церковь боролась с еретиками, жестоко расправляясь с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви и придание еретика инквизиции.  

Рассмотрим орудия пыток: сажали на кол, замуровывали заживо, подвешивали…те кто признавались в ереси, могли умертвить без «пролития крови»-сжечь на костре….

Ответим на вопрос, который стоял вначале урока.

Как вы считаете? Приведите аргументы…

Закрепление пройденного материала:

Решить кроссворд:

  1. Противник господствующего вероучения церкви
  2. Глава католической церкви
  3. Большие группы людей с одинаковыми правами
  4. Церковный суд для борьбы с еретиками
  5. Сословие, которое средневековые мыслители сравнивали с овцами
  6. Грамота о прощении грехов.

В результате слова раскол!

Составить синквей со словом Церковь

1.        Церковь

2.        Мощная, единая

3.        Объединяет, защищает, судит

4.        Церковь – посредник между людьми и Богом

5.        Надежда

Домашнее задание:

Параграф 16;

Вопросы после параграфа:1 и 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...

Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)

Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в  жизни Средневековья, объяснить причины раскола  христианской церкви и особенности...

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...

Технологическая карта урока по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Познакомить с источниками обогащения церкви, определить причины усиления власти церкви, объяснить причины борьбы церкви против еретиков. Создать условия для формирования представлений о возросшей роли...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....