Урок истории в 6 классе по ФГОС "МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Острая Татьяна Владимировна

Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_16.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 16. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям; познакомить с понятиями сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, проводят сравнение западной и восточной церквей, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть; умеют работать с историческим источником, характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Образовательные ресурсы

Презентация «Католическая церковь и еретики» [Электронный ресурс].

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в Х1-Х1У вв.»

Основное содержание темы, понятия и термины

Первое сословие. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Католическая церковь и еретики. Сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со-взаимо-действия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Проверка домашнего задания

Опрос

- В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века?

- Используя карту, расскажите, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком. Каковы были- их отношения друг с другом?

- Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны? Чем занимались менялы, ростовщики

и банкиры?

- Как жили горожане?

Формулируют ответы, приводят примеры

Фронтальная

Знают о роли торговли в жизни средневекового города

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок

Устный опрос

III. Постановка учебных задач

Беседа

- На прошлых уроках мы с вами говорили о торговле, городах, жителях средневековой деревни. Как вы думаете, кто направлял деятельность этих людей? Что играло большую роль в их жизни?

Формулируют учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

IV. Изу-

чение

нового

мате-

риала

Беседа

по во-

просам

- Какую роль играла христианская цер-

ковь в обществе раннего Средневековья?

(Христианская церковь была могущест-

венной, разветвленной организацией, ко-

торая была очень богатой и обладала

огромным духовным влиянием.)

- Вспомните, когда и при каких условиях

образовался союз между одним из коро-

лей и христианской церковью? (Союз ме-

жду королем и христианской церковью возник при крещении Хлодвига, После этого король оказывал покровительство христианской церкви, а последняя в свою очередь всеми силами содействовала ук¬реплению власти короля.)

- Кто был служителем церкви? (Папа римский, епископы, аббаты, священники, монахи.)

- Действительно, все они входили в состав духовенства (см. Приложение 1)

Участвуют

в диалоге

Фрон-

тальная

Знают, какую роль

играла христианская церковь в обществе раннего Средне-вековья

Познавательные:

осознанно и произ-вольно строят речевые высказывания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Устный

опрос

Рассказ

учителя

и состав-

ление

сравни-

тельной

таблицы

Перед началом объяснения нового мате-

риала предлагает заполнить сравнитель-

ную таблицу «Западная и восточная цер-

ковь» по следующим критериям:

1) на каком языке велось богослужение,

2) отношение к браку,

3) внешний облик служителей церкви. В конце рассказа (см. Приложение 2) слу¬шает выступления двух учеников, один из которых озвучивает колонку таблицы, касающуюся католической церкви, а дру¬гой - православной.

Подводя итог, еще раз подчеркивает, что и католическая и православная церковь -это ветви христианской религии

Слушают учи-

теля, составля-

ют сравни-тельную таблицу

Фрон-

тальная

Проводят сравне-

ние западной и вос-

точной церквей

Познавательные:

структурируют

знания.

Регулятивные:

проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруд-

нения

Таблица

V. Пер-

Работа

Задание: прочитайте текст учебника

Разрабатывают

Индиви-

Раскрывают суть

Познавательные:

Устный

вичное

с учебни-

и ответьте на следующие вопросы:

алгоритм поис-

дуальная

борьбы пап за свет-

находят необходи-

опрос

осмыс-

ком (п. 4,

- Когда борьба пап за светскую власть

ковых действий,

скую власть

мую информацию

ление

с. 130—

достигла своего апогея? (Борьба пап

самостоятельно

в тексте, выделяют

и закре-

131)

за светскую власть достигла своего апо-

выполняют

смысловые части.

пление

гея при правлениях Григория VII и Инно-

задание, дают

Регулятивные:

знаний

кентия  III.)

- Сколько лет длилась эта борьба? (Борьба пап за светскую власть длилась около 200 лет.) - Каковы ее результаты? (Борьба шла с переменным успехом. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216). Он расширил границы Папской области, вмешивался во внешнюю и внутреннюю политику европейских государств и даже смещал императоров. Вассалами папы признали себя правители Англии, Польши.)

аргументированные ответы на вопросы

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации

Работа

- Выразите в одном-двух предложениях

Работают с ис-

Работа

Умеют работать

Познавательные:

Ответы на вопросы

с истори-

суть этого документа. (Этот документ

торическим ис-

в парах

с историческим  

извлекают из текста

ческим

свидетельствует о том, что папа Григо-

точником, дают

источником, харак-

необходимую ин-

докумен-

рий VII стремился подчинить всех свет-

ответы на во-

теризуют положе-

формацию, выпол-

том «Дик-

ских государей папе римскому.)

просы

ние церкви в сред-

няют действия

тат папы»,

- Что позволило главе католической церк-

невековой Европе

по алгоритму, ана-

составленным

ви к XI веку приобрести такое могущество? (Церковь бърчйкрупным землевладель-

лизируют учебный материал.

папой Григорием VII

(с. 131)

цем, обладала большими богатствами (благодаря взиманию десятины, продаже индульгенций и церковных должностей, взиманию платы за обряды) и авторите-

Регулятивные:

принимают учебную задачу для самостоятельного

том у массы верующих.)

выполнения.

- Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему? (Утверждения, касающиеся назначения епископов, о распоряжении знаками императорского достоинства, об отмене любых решений только папой римским, о том, что никто ему не судья, о том, что не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью, о том, что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам. Таким образом, Григорий VII ставил папу римского выше всех европейских государей, пытаясь подчинить их своей власти.)

Коммуникативные:

допускают возможность существования у людей различных позиций,стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности

Презентация «Католическая церковь и еретики»

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Чертят логическую схему «Католическая церковь и еретики, методы борьбы»

Фронтальная

Характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе

Познавательные:

структурируют знания, используя зна-ково-символические средства.

Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Записи в тетради

•А

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Закончите предложения:

• На уроке я работал...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок для меня показался...

• За урок я...

• Мое настроение...

• Материал урока мне был... Возможные варианты  ответов:

активно / пассивно доволен / не доволен коротким /длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен /

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная

Рвгулятивн ые:

осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 16; записи в тетрадях

Записывают

домашнее

задание

Индивидуаль-ная

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Ресурсный  материал к уроку

Приложение 1 Средневековое общество делилось на 3 сословия:

1) «те, кто молится» (монахи и священники),

2) «те, кто воюет» (светские феодалы),

3) «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).

Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. о?       Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

Приложение 2

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКВИ

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.

Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») - во главе с византийским патриархом.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Западная церковь

Восточная церковь

Богослужение велось на латинском языке

Богослужение велось на греческом языке

Запрещалось вступать в брак всему духовенству

Запрещалось вступать в брак только монахам

Брили бороды и выстригали волосы на темени

Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Еретик - это противник господствующего вероучения церкви. На Средневековье приходится расцвет ересей. В целом взгляды еретиков сводились к критике существующей католической церкви. Они требовали ограничения богатств церкви, упрощения обрядов, выступали против продажи индульгенций, разоблачали жадность и стяжательство духовенства и в конечном итоге были направлены на установление социального и имущественного равенства, предсказывая «Царство Божие на земле».

Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:

1) отлучение от церкви {анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;

2) интердикт - это запрет исполнять обряды и проводить богослужения на определенной территории (город либо целая страна);

3) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции, когда практически все население провинции было перебито, так как позиция церкви была однозначна: «Убить всех, а Бог разберется, кто еретик, а кто праведник»;

4) инквизиция - специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры - вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.

В XIII в. появляется множество, нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов. Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения. К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.

Доминик Гусман основал орден доминиканцев, что в переводе с латинского означает «псы господни». Своей главной целью этот орден считал борьбу с еретиками; именно доминиканцы в основном были инквизиторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...

Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)

Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в  жизни Средневековья, объяснить причины раскола  христианской церкви и особенности...

Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»...

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....