Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Найманова Светлана Анатольевна

Урок "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

Предмет: история

Класс: 6а

Дата: 22.10.2018 г.

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Цели

Сформировать представление у учащихся о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни средневековой Европы.  

Тип и вид урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые

результаты (предметные)

Определяют, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, проводят сравнение западной и восточной церквей, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть; умеют работать с историческим источником и иллюстративным материалом, характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе.

Личностные результаты

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новому материалу, новым общим способам решения задач. Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Понимают культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов. Выражают положительное отношение

Метапредметные результаты

Познавательные: структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части, выделяют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений,

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы; ведут диалог; учатся принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; развивают умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме и предмету, формирование способности к самоопределению.  

Основное

содержание темы,

понятия и термины,

персоналии

Сословия средневекового общества. Духовенство – первое сословие. Разделение церкви: католическая и православная. Источники богатства церкви. Десятина. Индульгенция. Борьба пап за светскую власть. Католическая церковь и еретики. Фанатизм. Интердикт. Инквизиция. Орден.

Персоналии: папа Григорий VII, папа Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман.

Образовательные ресурсы

Учебник: История средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской: под ред. А.А. Сванидзе. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 288 с.: ил., карт.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Презентация: «Борьба католической церкви с еретиками»

Раздаточный материал: карточки-задания

Методы

  • Проблемный метод, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Создание эмоционального настроя на совместную работу

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: эмоциональный настрой на урок; самоорганизация; проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные:

Быстрое включение в деловой ритм

Актуализация знаний по главе V

Фронтальная.

Проводит фронтальный опрос, оценивая уровень уже полученных знаний.

-Составьте портрет человека Средневековья, опираясь на знания о жизни феодалов, горожан, сельских жителей.

Составляют рассказ о человеке эпохи Средневековья.

Личностные: оценивать свои знания; Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую; Коммуникативные: взаимодействие с учителем

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный метод:

Беседа.

Проблемный метод: постановка проблемных вопросов.

Подводит учащихся к теме урока

. Кто или что играло важную роль в жизни жителя средневековой Европы? Что определяло их взгляды на жизнь независимо от положения в обществе, доходов?

- Хорошо. Значит, церковь имела огромное влияние на людей.

- Как будет звучать тема урока? Какие проблемный вопрос у вас возникают?

Слушают учителя и отвечают на его вопросы, формулируют тему и учебные задачи урока

- вера, церковь

- Могущество церкви

- Благодаря чему, церковь расширила свое влияние на жизнь средневековой Европы?

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Познавательные:

общеучебные;

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Групповая работа.

Метод самостоятельной работы: инструктирование о задачах и выполнении задания.

Фронтальная.

Словесный: беседа

 

Предлагает поделиться классу на три группы

  1. Класс получает задания по группам. 5 минут.

1 группа. Задание: составить схему «Сословия Средневековья»  по п. 1 «Первое сословие»

2 группа. Задание: Составить схему «Источники богатства церкви» по п. 2 «Богатство церкви»

3 группа. Составить схему «Разделение христианской церкви», выделить общее и отличия.  

  1. - Почему церковь была причислена к первому сословию? Предположите, кому было неугодно такое положение церкви? Почему?

- Правильно, поэтому между папами и королями началась борьба за власть. Папы претендовали и на светскую власть, вмешивались в управление страной, в отношения с другими государствами.

Работа с историческим источником «Диктат папы», составленным Григорием VII

- Найдите доказательства того, что папская власть ставила себя превыше королевской власти.

Организуют групповую работу, распределяют обязанности.

Работают в группе в течение 5 минут.

Представление результатов своей работы.

- Церковь считала себя посредником между людьми и богом.  

- Королю, т.к. он желал иметь контроль над всеми людьми.

- Читают текст документа.

- Приводят доказательства:

«вправе распоряжаться знаками императорского достоинства», «папе все князья лобызают ноги», «он может низлагать императора» и др.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, решение проблемной ситуации; Коммуникативные: постановка вопросов, выражение своих мыслей, учет разных мнений

Динамическая пауза 1 мин.

Фронтальная.

Постановка наводящего вопроса

Объяснительно-иллюстративный метод в совокупности с проблеиным.

Как вы думаете, только ли недовольство церковью росло со стороны власти?

Противник господствующего вероучения объявлялся врагом церкви, еретиком.

Работа с иллюстративным материалом. Опишите слайды.

Сюжет 1. Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в.

Сюжет 2. Святейшая инквизиция «Молот ведьм»

Сюжет 3. Знамя ордена доминиканцев.

-Как вы думаете, что символизирует собака с факелом в пасти? 

- Нет, т.к. церковь имела много богатств и собирала с населения деньги, что вызывало недовольство у верующих.

- Запись в тетради: ересь, еретик.

- Церковь борется с еретиками.

Запись: инквизиция

- предположения о значении изображенной собаки.

IV. Первичная проверка изученного материала.

Игровой метод: создание игровой ситуации,  введение элементов соревнования

Закрепление в форме игры «Алиас». На карточках записаны новые термины, которые один ученик из группы должен объяснить своей группе, не называя сам термин и однокоренные слова, а группа, в свою очередь, должна отгадать.  Время ограничено. По 1 минуте на группу.

Индульгенция

Католицизм

Еретик

Православие

Инквизиция

Десятина

Умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: контроль, коррекция; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта. Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение оценивать результат.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Анализирует качество усвоения материала. Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

-Чему вы научились на уроке?

-Что далось вам легко?

-Где возникли трудности?

Возвращаются к целям и задачам урока. Отмечают, что цель и задачи урока выполнены. Выставляет оценки

Рефлексия своих действий.

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю.

Регулятивные: контроль, оценка, понимание успеха или неудачи; Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности; Коммуникативные: умение слушать, выражать свою позицию

Д/з

П.16, составить характеристику духовно-рыцарских орденов

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...

Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)

Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в  жизни Средневековья, объяснить причины раскола  христианской церкви и особенности...

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...

Технологическая карта урока по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Познакомить с источниками обогащения церкви, определить причины усиления власти церкви, объяснить причины борьбы церкви против еретиков. Создать условия для формирования представлений о возросшей роли...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....