Древнееврейское царство
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Кочегова Ульяна Викторовна

Урок - исследование

Цель:

- дать представление о формировании древнееврейского царства через библейские сказания

Предполагаемые результаты:

Регулятивные: умение ставить цель и планировать пути достижения цели

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; определять цели и функции участников сотрудничества.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл задания53.44 КБ
Файл презентация2.67 МБ
Microsoft Office document icon карточки для групп38.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Прочитайте выдержки из словарей, выделите основную мысль и дайте определение понятию Библия.

Значение слова Библия по Ожегову:
Библия - 
Собрание священных книг иудейской и христианской религий

Библия в Энциклопедическом словаре:
Библия - (от 
греч. biblia - букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому ""завет""(мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом(евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами

2. Сравните мифы о потопе Древнего Вавилона и Древних Иудеев.

Древний Вавилон

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места, выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростника, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

Древние Иудеи

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райская – приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль – ковчег.

Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю . Спустя много дней вода стала убывать и вершина  горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Вопросы:

  1. Что общего в этих мифах?
  2. В чем мифы отличаются?
  3. Можно ли предположить, что у разных народов описывается одно событие? Почему вы так считаете? Ответ аргументируйте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомним 1. Где находилась Финикия? 2. Какой рельеф на территории этого государства? 3. Какие крупные города находились на территории этого государства? 4. Какие главные занятия были у финикийцев? 5. Что такое колонии? 6.Что умели изготовлять ремесленники ? 7. В чем преимущество финикийского алфавита?

Слайд 2

Проверим 1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор: а ) Междуречье б ) Египет в ) Финикия 2. Где был придуман первый алфавит а ) в Финикии б ) в Нубии в ) в Египте. 3. Что обозначает слово «колония» а ) поселение финикийцев в других странах б ) свободная территория в ) город-порт. 4. Кто первый совершил путешествие вокруг Африки а ) египтяне б ) израильтяне в) финикийцы . 5. Что вывозили из Финикии а ) бумагу и чай б ) сахар и песок в ) строительный лес.

Слайд 3

Оценим Критерии оценки «5»- нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2 ошибки «2» - 3 ошибки

Слайд 4

Тема: Древнееврейское царство

Слайд 5

Основные понятия темы Завет – договор Библия – священная книга Монотеизм – единобожие Политеизм – многобожие Заповеди -

Слайд 6

Задачи Установить когда было образовано древнееврейское царство. Определить, что в преданиях древних евреев было правдой, а что вымыслом.

Слайд 7

Моисей – вышедший из воды Приказал фараон уничтожить всех новорожденных еврейских мальчиков. Только одному ребенку удалось спастись Дочь фараона назвала его Моисей

Слайд 8

Моисей выводит народ из Египта Моисей просил фараона отпустить израильтян, но фараон был неумолим. Вывел Моисей свой народ к морю. Раздвинулось море и прошли израильтяне по сухому дну.

Слайд 9

Заповеди Моисею На горе Синай вручил Бог Яхве Моисею скрижали – каменные доски с десятью заповедями. Заключили евреи с Богом договор.

Слайд 10

После долгих странствий евреи нашли благодатную землю

Слайд 11

Однако за эту землю нужно было воевать. Долго осаждали израильтяне город Иерихон.

Слайд 12

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Эти чужеземные племена стали главными врагами израильтян.

Слайд 13

Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной.

Слайд 14

По преданию с филистимлянами боролся могучий Самсон.

Слайд 15

Трудно было израильтянам бороться против многочисленных врагов. Первым правителем Древнееврейского царства был Саул.

Слайд 16

Однажды пришли филистимляне войной против Саула. Вышел из их рядов огромный Голиаф. В поединок с ним отважился вступить один Давид.

Слайд 17

Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил меч и отрубил голову.

Слайд 18

После Давида на престол вступил его сын Соломон.

Слайд 19

Богатством и мудростью славился царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты подданные.

Слайд 20

Далеко распространилась слава о мудрости царя Соломона. И однажды из далёких стран прибыла царица Савская.

Слайд 21

Царица Савская решила своими глазами увидеть великолепие двора царя Соломона.

Слайд 22

Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне.

Слайд 23

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник.

Слайд 24

В глубине храма было помещение, где хранился ларец с каменными скрижалями и заповедями.

Слайд 25

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения Богу Яхве.

Слайд 26

Царство Соломона распалось вскоре после его смерти.

Слайд 27

Д/З - Прочитайте параграф 17 и подготовьте развернутый ответ на вопрос, «Какие качества ценили древние евреи в своих героях?»

Слайд 28

Сравните мифы о потопе древнего В авилона и Ветхого З авета Общее Отличия

Слайд 29

Чем отличается религия древних иудеев от религии древнего В авилона и Египта Древние иудеи проповедовали единобожие, а древние Египтяне и Вавилоняне многобожие. Монотеизм – вера в одного Бога. Политеизм – вера во множество богов.

Слайд 30

Как называется религия древних евреев в современном мире? Христианство: католицизм и православие.



Предварительный просмотр:

1 группа

Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня.

Египет:

2 группа

 Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня.

Двуречье:

3 группа

Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня

Финикия:

1 группа

Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня.

Египет:

2 группа

 Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня.

Двуречье:

3 группа

Нил, Библ, Евфрат, папирус, Сидон, Тигр, фараон, Тир, шадуф, пурпурная краска, Шамаш, пирамида, колонии, клинопись, Амон – Ра, алфавит, Междуречье, сфинкс, прозрачное стекло, глиняные кирпичи, иероглифы, храм – башня

Финикия:

1 пара

Прочитать стр. 79-80 п. 3,4 ответить на вопросы:

Как Моисей вывел свой народ из Египта?

Сколько лет они бродили по пустыне?

Что дал Бог Моисею на Горе Синай?

Что заключили  люди с Богом?

 2 пара

Прочитать стр.81-82 пункт 1 ответить на вопросы:

Каким образом евреям удалось отвоевать город Иерихон?

С кем пришлось бороться израильтянам за обладание своей страной?

Откуда происходит выражение «труба иерихонская»?

В чем заключалась сила Самсона?

3 пара

Прочитайте притчу о Давиде и Голиафе стр.82-83 п.2 и ответьте на вопросы:

 Какие качества в борьбе с врагами ценили  древние евреи?

-Какой смысл они  вкладывали в эту притчу?

Какой город стал столицей царства?

4 пара

Прочитайте легенду о царе Соломоне стр. 83-84 п.3 и ответьте на вопросы:

- Почему Соломона считали мудрейшим из царей?

- Что помогло ему решать запутанные судебные споры?

С какими странами и народами торговали при царе Соломоне?

5 пара

Прочитать стр.84-85 п.4 ответить на вопросы:

Где находился храм Бога Яхве? Как выглядел храм? Из каких материалов был возведен? Что хранилось в помещении, куда входил только верховный жрец?

1 пара

Прочитать стр. 79-80 п. 3,4 ответить на вопросы:

Как Моисей вывел свой народ из Египта?

Сколько лет они бродили по пустыне?

Что дал Бог Моисею на Горе Синай?

Что заключили  люди с Богом?

 2 пара

Прочитать стр.81-82 пункт 1 ответить на вопросы:

Каким образом евреям удалось отвоевать город Иерихон?

С кем пришлось бороться израильтянам за обладание своей страной?

Откуда происходит выражение «труба иерихонская»?

В чем заключалась сила Самсона?

3 пара

Прочитайте притчу о Давиде и Голиафе стр.82-83 п.2 и ответьте на вопросы:

 Какие качества в борьбе с врагами ценили  древние евреи?

-Какой смысл они  вкладывали в эту притчу?

Какой город стал столицей царства?

4 пара

Прочитайте легенду о царе Соломоне стр. 83-84 п.3 и ответьте на вопросы:

- Почему Соломона считали мудрейшим из царей?

- Что помогло ему решать запутанные судебные споры?

С какими странами и народами торговали при царе Соломоне?

5 пара

Прочитать стр.84-85 п.4 ответить на вопросы:

Где находился храм Бога Яхве? Как выглядел храм? Из каких материалов был возведен? Что хранилось в помещении, куда входил только верховный жрец?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Древнееврейское царство"

Урок - ознакомление с Древнееврейским царством через библейские предания. В течение всего урока учащиеся работают в парах....

Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Древнееврейское царство"

Когда я готовилась к данному уроку, то не смогла найти в интернете презентаций к данному уроку. Излагать данный учебный параграф без иллюстраций сложно. Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку м...

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему: "Древнееврейское царство"

Данная презентация для урока истории в 5 классе по разделу "История Древнего мира"...

материалы для урока Древнееврейское царство 5 кл.

Материалы для урока по истории Древнего мира в 5 классе Древнееврейское царство в рамках ФГОС...

презентация по истории 5 класс по теме : Древнееврейское царство

Презентация по истории 5 класс , по теме : Древнееврейское царство...

Урок по истории 5 класс Древнееврейское царство

Тип урока: Комбинированный Цель урока: продолжить знакомство с библейскими сказаниями, показать положительные качества их героев;Задачи урока:Образовательные: формировать умение составлять рассказ на ...