открытый урок по теме "Россия в XVII-XVIII вв."
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Тихонов Алексей Сергеевич

Данный урок после краткой и поэтапной перезентации дает возможность ученика поработать в гркппах над творческими заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории в 7 классе.

Разработал учитель истории ГБОУ школа № 1056

Тихонов А.С.

Тема:  Россия на рубеже XVII и XVIII веков.

Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.

2. Формировать умение после краткой  поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи,  делать выводы на каждом этапе урока.

3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.

План урока

  1. Детство Петра.
  2. Двоецарствие. Царевна Софья.
  3. Начало царствования Петра.
  4. Азовские походы.
  5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.

Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, особая расстановка столов, «документы» - свитки, перевязанные ленточками, таблички «музея», слайды (прилагаются)

Класс разделен на 4 группы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. Мотивация посредством «погружения в эпоху» при помощи отрывка из художественного произведения.

- Представьте себе, что  мы с вами  в Москве конца XVII века .

Чтение отрывка из художественного произведения А.Н. Толстого «Петр I» (стр.48-49).

– Вы, конечно, догадались, что это был малолетний царь Петр I (слайд №4). Давайте поближе познакомимся с его семьей.

С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.

Престолонаследие.

По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана – Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины – родственники царя по материнской линии.

Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия – регентом .

Фактическая власть перешла к Софье. Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе.

У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.

Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.

Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.

Игра «Снятые вопросы» 

(задания дифференцированные).

За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков – это количество баллов.

Карточка № 1

Петр I родился в                   году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал                  . Петра стали обучать с                   возраста. Первым учителем стал дьяк                  .

Карточка №2.

С 10 лет Петр  должен был изучать более сложные науки: грамматику, историю, иностранные языки,                  , философию.

После смерти Федора в                  году встал вопрос о престолонаследии. Царем 10-летнего Петра провозгласил                  и бояре. Недовольные                    

подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.

Карточка №3.

Петр в свободное время уезжает в                 , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием                   и два                   полка.

Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву                 .

Карточка №4.

Петр написал письмо Ивану и потребовал править                 . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в                  . Так начинается                    

правление Петра. Иван умирает в                    году.

Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский полк, Семеновский, Лефортовский, Меньшиковский.

Азовские походы.

Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают  сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Первая осада Азова была неудачной, основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот.

Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы  был устроен грандиозный праздник в Москве.

В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее  выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов. Две группы получают письмо Петра I Ромодановскому («Петр I» А.Н. Толстой). Две  другие группы получают донесение турок своему султану  (текст с ошибками, придуманными учителем).

Письмо Петра I.

«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно » Петр.

Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?

Задание: Отметьте причины неудач Азовских походов Петра I.

А) затяжной характер кампании;

Б) отсутствие единого военного командования;

В) слабая артиллерия;

Г) отсутствие у России союзников;

Д) отсутствие у России флота;

Е) оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы.

Донесение турок своему султану.

Всемилостивейший султан!

Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.

А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь – Петр!

Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.

Года 1693.

Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 102 учебника.

Проверка правильности выполнения заданий. Пятибалльная система: 5-количество ошибок.

Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники.

Великое посольство. (1697-1698)

Великое Посольство и было великим – 250 человек во главе с Лефортом, Головиным и думным дьяком Вознициным.

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.

Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Но итог Великого Посольства был очевиден. И об этом расскажете вы сами.

 Вам как солдатам «потешных полков», и участникам Азовских походов даются задания, а  информацию для их выполнения вы найдёте в ученике на стр. 99-104.

1 группа:  о целях Великого посольства;

2 группа: указать на карте путь Великого Посольства флажками красного цвета;

3 группа: Петр привез из Европы некоторые инструменты и оборудование. Но в музее названия стран и привезенные оттуда экспонаты перепутались. Надо привести в соответствие таблички:

Голландия                                   Гравировальный станок

Англия                                          Рубанок

                                                       Щипцы для вырывания зубов

                                                       Отвес

4 группа: Подвести основные итоги Великого Посольства.

Оценка деятельности в 5-ти балльной системе

Итог урока. Рефлексия. Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями. А насколько вы подружились, узнаем из этих карточек. Пока я подвожу итоги, каждый из вас заполнит свою карточку. Карточки у каждого индивидуальные. (Потом учитель видит плюсы и минусы полученных знаний.)

План урока

Не очень хорошо понял(а)

Смогу рассказать на следующем уроке

Смогу хорошо объяснить товарищу

Хотел бы больше узнать о

Детство Петра

Двоецарствие

Азовские походы

Начало царствования

Великое посольство

Итоги подводятся на большом «Листе Успеха» по этапам урока и по заработанным баллам. Подсчитывается максимальный балл, выставляются оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Петр I . Россия на рубеже веков

Слайд 2

План урока Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Урок №7: Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIвв. (11класс)

План-карта урока истории в 11 классе, заочной школы, на тему: Россия особенности социально -экономического развития в 17-18 веках...

Урок №7: Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIвв. (11класс)

План-карта урока истории в 11 классе, заочной школы, на тему: Россия особенности социально -экономического развития в 17-18 веках...

Урок №7: Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIвв. (11класс)

План-карта урока истории в 11 классе, заочной школы, на тему: Россия особенности социально -экономического развития в 17-18 веках...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....