Главные вкладки

    Методическая разработка по истории на тему:
    Открытое учебное занятие по теме "Государственные реформы Петра I"

    Бодрова Маргарита Вячеславовна
    Методическая разработка открытого учебного занятия по истории по теме "Государственные реформы Петра I"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr._urok_po_istori1.docx17.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое учебное занятие  по  истории  

    Тема: Государственные реформы  Петра  I.

     

    Цель  заняия: сформировать представление о процессе формирования абсолютизма в России через проведение реформ центральных и местных органов власти.

    Задачи занятия:

    • Обучающие: сформировать знания о государственных реформах Петра I., определив цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
    • Развивающие: развить умения работать с текстом учебника, историческим документом, анализировать, делать выводы

        3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, чувство      коллективной ответственности при выполнении заданий в группах..

    Тип занятия: изучение нового материала

     

    Основные  понятия  и  термины: 

    Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

     

    Оборудование :

    Презентация, портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, П. И. Ягужинского, фрагменты учебного фильма «Петр Великий» и художественного фильма «Россия молодая»; раздаточный материал

     

    План  занятия:

    1.       Реформа центральных органов управления.

    2.       Указ о единонаследии. Табель о рангах.

    3.       Областная реформа.

    4.       Реформа городского управления.

    5.       Церковная реформа.

    6.       Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

     

    Ход  занятия:

    Начало  занятия:   1) Постановка целей и задач

                                2) Постановка проблемы: реформы Петра I были неизбежны?

    Объяснение  нового  материала: 

    Вопрос: вспомните, какие центральные органы власти существовали до ПетраI ? (приказы); назовите их недостатки

    • Реформа центрального управления.

     

    В 1699 Боярская дума была заменена царём  Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

     

    В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

     «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский.  ( короткое сообщение).

     

    В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

     

    На экране – таблица. Обучающиеся комментируют таблицу.

    Название  коллегии

    Чем ведала (компетенция)

    Иностранных дел

    Внешняя политика

    Воинская

    Сухопутная армия

    Адмиралтейств-коллегия

    Морской флот

    Юстиц-коллегия

    Гражданский и уголовный суд

    Берг-коллегия

    Горно-заводская промышленность

    Мануфактур-коллегия

    Мануфактурная промышленность

    Коммерц-коллегия

    Торговля

    Штатс-контор-коллегия

    Государственные расходы

    Ревизион-коллегия

    Контроль за финансами

    Камер-коллегия

    Государственные доходы

    Вотчинная коллегия

    Землевладение

    Главный магистрат

    Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

    В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

     

    Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.

     

    • Указ о единонаследии.

     Вопрос: 1.вспомните в чём была разница между поместьем и вотчиной?

                   2.Что изменилось после указа?

    3.Какую цель преследовал Пётр I, издавая данный указ?

    Обучающиеся заполняют таблицу:

    Вотчина и поместье в России после 1714 года.

    До  указа

    Указ Петра I от 1714 г.

    После  указа

    Вотчина – наследственная собственность.

    Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

    Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

    Поместье передаётся по наследству.

    Обязательность службы для дворян сохранялась.

     

    В 1722 году царь принял Табель о рангах.

    На экране – таблица с перечнем чинов

    Классы

    Чины военные сухопутные

    Чины гражданские

    Что давало?

     I

    Генералиссимус,Фельмаршал

    Канцлер

    Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

    II

    Генерал от артиллерии…

    Действительный тайный советник

    III

    Генерал-лейтенант

    Тайный советник

    IV

    Генерал-майор

    Действительный статский советник

    V

    Бригадир

    Статский советник

    VI

    Полковник

    Коллежский советник

    VII

    Подполковник

    Надворный советник

    VIII

    Майор

    Коллежский асессор

    IX

    Капитан

    Титулярный советник

    Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

    X

    Штабс-капитан

    Коллежский секретарь

    XI

         –

    Сенатский секретарь

    XII

    Поручик

    Губернский секретарь

    XIII

    Подпоручик

    Сенатский регистратор

    XIV

    Прапорщик

    Коллежский регистратор

    Сделайте вывод:

    Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

    3.      Областная реформа.

     

      

      

      

      

    Городская реформа.   (1720 год.)

    В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

     

    • Церковная реформа.

    В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

    (Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

    Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

    В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.

     

          6.  Выступление  против  реформ.  «Дело  царевича  Алексея».

    Здесь можно применить для большей ясности фрагмент из художественного фильма «Пётр Первый».  После фрагмента – вопрос:  в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством.

     

    Заключительная часть занятия

    1) Сделайте выводы о значении петровских преобразований. Какова их главная цель?

    2) Как вы думаете, новая система управления стала более эффективной? Ответ аргументируйте.

    Рефлексия: что нового узнали на занятии?; что вызвало у вас затруднение при изучении новой темы?

    Д/з: составить развёрнутый план ответа, выполнить тест.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аттестационный урок по истории: "Реформы Петра I"

    Аттестационная работаучителя историиУльяновской средней общеобразовательной школы Лукояновского районаУЛАНОВОЙ Елены Валерьевны ПРЕДМЕТ:       История Рос...

    Урок по истории "Реформы Петра I"

    Урок по теме "Реформы Петра I"...

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

    Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

    Материал презентации  в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....

    Урок по теме "Реформы Петра I"

    Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс...

    Презентация к уроку обобщения по теме "Реформы Петра I" в форме интерактивной игры

    Урок проводится в виде игры для 2 команд. Вопросы представлены в 3 категориях и баллах от 5 до 10. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Основная задача команд - ответить на  выбранные  воп...

    Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

    Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...