Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".
проект по истории на тему

Фицнер Юлия Александровна

Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, тружениках тыла всегда, а не только в дни праздников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inara.moy_pradedushka2.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г. Мурманска "Гимназия №2"

Исследовательский проект

по теме: "Судьба героя в судьбе страны"

                                                    Выполнила: ученица 6 "А" класса

                                                                 Пекарская Инара

                                                  Руководитель: учитель истории

                                                Фицнер Юлия Александровна.

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих близких, война вошла в каждый дом. Я всегда слышала в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём всем.

Цель работы - на примере биографии моего прадедушки – Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, и необходимость знать и сохранять память о ветеранах, тружениках тыла всегда, а не только в дни праздников!

В работе решаются следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о моем прадедушке – участнике Великой Отечественной войны;

3. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, поработать с семейным архивом;

4. Сохранить собранную информацию в школьном музее.

Гипотеза – предполагаем, что бережное хранение, изучение и популяризация информации об участниках Великой Отечественной войны и её событиях будут способствовать предотвращению искажения истории и сохранению мира.

Объект исследования – Ветеран Великой Отечественной войны.

Предмет исследования – документы, воспоминания родственников, об участнике Великой Отечественной войны.

 Методы исследования:

• Исследовательские – сбор и анализ информации о моем прадеде, изучение семейного архива.

•Поисковые – поиск информации в сети Интернет по имеющимся данным (участие прадедушки в конкретных исторических событиях Великой Отечественной войны).

 • Практические – беседы с членами семьи о прадедушке.

Проблема: мало знаю о моем прадедушке и его боевом прошлом.

Предполагаемый результат: создание электронной презентации «Мой прадедушка. Судьба героя в судьбе страны».

Практическая значимость работы. Материалы исследования будут актуальны на внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу родину. Также данная работа может пополнить материалы музейной комнаты гимназии, семейный архив.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. является самой трагической и кровопролитной в истории. Она охватила своим огнем многие народы и континенты. И мир своим спасением и послевоенным существованием во многом обязан нашей Родине, ее армии, авиации, флоту и, конечно, тем, кто руководил страной, армией, экономикой, гражданам всех возрастов и обоих полов, тем, кто в любых погодных условиях не считался со временем, обеспечивая наши Вооруженные силы всем необходимым. К сожалению, при праздновании Дня Победы в Заполярье явно недостаточно говорится о вкладе в достижение Победы на Северном морском театре военных действий моряков Мурманского тралового флота, судоремонтников, работников порта и рыбокомбината.

Мурманский траловый флот, созданный в 1920 г., к моменту начала войны пополнился многими рыболовными траулерами, современными по тем временам. Он имел опытные высокопрофессиональные кадры плавсостава и являлся кузницей кадров для рыбной промышленности всей страны.

Начало войны застало корабли флота на промысле и переходе. В 12.00 22 июня 1941 г. моряки узнали о начале войны, и тут же капитаны судов получили приказ немедленно возвращаться в порт. Почти 50 единиц судов МТФ (а точнее, 47), получив приказ, соблюдая все меры предосторожности, благополучно прибыли в порты  Мурманска  и  Архангельска, а опасность была очень велика. Германия готовилась к войне, и нападение с ее стороны было внезапным. В море находились немецкие подводные лодки, самолеты взлетали с аэродромов Северной Норвегии и патрулировали водное пространство на значительном удалении от берега. За первые 15 суток войны из 35 судов 30 были переданы в состав Северного военно-морского флота и в дальнейшем несли службу в качестве тральщиков и сторожевых кораблей. Впоследствии количество судов, передаваемых на Северный флот, увеличивалось за счет технически подготовленных траулеров. Прошли первые месяцы войны, стало ясно, что она затягивается и надо быть готовыми к новым испытаниям. В этот период принимается решение возобновить лов рыбы, нужной армии и тылу. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Форощуку и И.Е. Кононову поручили начать промысел. Дело было нелегким и опасным.

Во-первых, все исправные суда были в составе Северного флота. Оставшиеся 17 «невоеннообязанных» траулеров требовали ремонта.

Во-вторых, почти все кадровые рыбаки ушли на фронт. Нужно было учить делу подростков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот как только этого потребовала военная жизнь.

В-третьих, надо было менять всю методику тралового лова: ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте и тумане, работать по 16 часов в сутки, и тралить, и шкерить, и дежурить у пулеметов. Работа с тралом, его спуск и подъем, само траление в условиях темноты, без какой-либо даже искорки света, делали корабль легкой добычей для подводных лодок противника, его авиации. Огромную опасность представляли плавающие мины, которые попадали даже в трал и требовали максимальной бдительности и осторожности. Сама работа с тралом даже в нормальных, мирных условиях опасна для экипажа, вернее, травмоопасна, а что говорить о работе в условиях войны.

В-четвертых, приходилось ловить рыбу в районах с неизученными грунтами и течениями, в незнакомых местах. И, наконец, нужно было ловить рыбу без советов наставников, без радиосвязи (иначе запеленгуют и потопят), без поисковых судов, не имея возможности определить место судна, т. к. не работали маяки. Повсюду соблюдались радиомолчание и светомаскировка. Следует отметить, что траулеры в первые месяцы войны не были вооружены и Северный флот не имел возможности обеспечить их охрану на промысле.

Командующий Северным флотом адмирала А. Г. Головко отмечал: «На северном театре морской войны неоценимую помощь оказали рыболовные траулеры, имевшие опытные и закаленные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного края, выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи». А. Г. Головко отмечал выносливость, «втянутость в плавание», приспособленность рыбаков Мурмана.

Как уже было отмечено, война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с авиа-налётов на города, погранзаставы и военно-морские базы. Но немецкому  командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Огромную помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказали жители Мурманской области. Всего на фронт ушло около 50000 человек. Часть мирного населения была эвакуирована в Архангельск. Оставшиеся в области женщины, старики и подростки заменили ушедших на фронт мужчин на предприятиях, выпускавших гранаты, миномёты, автоматы. Рыбаки осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу. Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить жителям блокадного Ленинграда. Один из таких эшелонов сопровождал мой прадедушка Сулякаев Измаил Аюпович.

Родился 13 марта 1902 года в селе Новая Кулатка Ульяновской области. С 14 лет помогал отцу выполнять плотницкие работы. В 1931 году переехал в город Мурманск в связи с голодом в Поволжье. Был принят на работу в Рыбный порт ремонтным рабочим в железнодорожный цех.

Вся последующая трудовая деятельность была связана с Мурманским рыбным портом, 34 года мой прадедушка отдал строительству и эксплуатации железнодорожных подъездных путей рыбных предприятий Мурманска в качестве руководителя железнодорожного хозяйства. Под его руководством построены десятки километров железнодорожных, в том числе для комплексной обработки крупнотоннажных кораблей по прямому варианту борт судна—вагон.

В годы Великой Отечественной войны мой прадед успешно обеспечивал строительство и восстановление подвергавшихся разрушению с воздуха железнодорожных путей порта. Он всю войну проработал в Мурманске начальником железной дороги рыбного порта. Немцы постоянно бомбили город, особенно железнодорожные составы. Чтобы избежать этого была построена обманная ветка железной дороги с вагонами и создана видимость разгрузки-погрузки вагонов. Немцы бомбили эти вагоны, в то время как настоящая разгрузка шла в другом месте. Это было придумано моим прадедушкой. В один из дней прямым попаданием бомбы был разрушен причал, у которого разгружалось судно союзников, и аварийно-спасательная команда, возглавляемая моим прадедом, трое суток подряд восстанавливала подъездные пути.

            В послевоенные годы мой прадед продолжал трудиться в Мурманском рыбном порту. Труженик тыла. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Отмечен знаком «Отличник социалистического соревнования». К сожалению, моего прадеда не стало 29 ноября 1965 года. Я им очень горжусь!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.

Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в детях. А значит, и в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди.

В своей работе мы постарались восстановить малоизвестные страницы биографии моего прадедушки, принимавшего участие в военных действиях. В ходе исследования я поняла, насколько совместная работа сближает родных людей. Исследуя историю своей семьи мне ближе и понятнее стали события далеких военных лет. Я думаю, что история складывается из мельчайших деталей, судеб простых людей, порой несправедливо забытых. Мы должны бережно хранить воспоминания и помнить, какой ценой досталась нам Победа. Теперь память о ветеранах Великой Отечественной войны в моей семье буду хранить я. Цель работы достигнута. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась: бережное хранение, изучение и популяризация информации об участниках Великой Отечественной войны и её событиях будут способствовать предотвращению искажения истории и сохранению мира. Мы планируем продолжить работу над созданием базы электронных презентаций «Судьба героя в судьбе страны», лично пообщаться с участниками войны в моём городе.  Материал о моём прадедушке уже находится в музейной комнате гимназии. Надеемся, что наш материал пригодиться для проведения внеклассных мероприятий.

        

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Наступление немцев на Мурманск // – Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/murmansk.htm

2. Халдей Евгений. От Мурманска до Берлина / Е. Халдей. – Мурманское книжное издательство, 1984. – 98 с.

3. Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» // – Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Судьба семьи в судьбе страны

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАк 70 – летию Великой Победы «Судьба семьи в судьбе страны»                          ...

К 70 летию Победы. Судьба одной семьи - в Судьбе Страны.

Судьба одной семьи - в Судьбе Страны....

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

Исследовательская работа на тему: «Битва за Москву, два героя, две судьбы»

Актуальность работы Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми.  Великая Отечественная война  стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Раз...

Проектно - исследовательская работа "Судьба семьи Барановских в судьбе страны"

За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи.  Её участники  и есть главные ...