Проектно - исследовательская работа "Судьба семьи Барановских в судьбе страны"
проект по краеведению (11 класс)

Бондарева Ольга Леонидовна

За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи.  Её участники  и есть главные лица тех событий, приближавшие победную весну, внесшие  вклад в великое дело Победы. Примером этому может служить история супругов Барановских. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_markova_olga_yurevna.docx558.69 КБ

Предварительный просмотр:

Судьба семьи Барановских в судьбе страны

        За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи.  Её участники  и есть главные лица тех событий, приближавшие победную весну, внесшие  вклад в великое дело Победы. Примером этому может служить история супругов Барановских.

          Николай Яковлевич родился 09.05.1923 г. в многодетной семье (11 детей). Мать Мария Владимировна работала дояркой, отец Яков Захарович конюхом. Обучался в г. Канске, окончил 4 класса. Был призван в армию в декабре 1941 года Ирбейским РВК Красноярского края из небольшой деревушки Мостовая. Были курсы подготовки, а далее – передовая. Направили солдата в воинское соединение Вооруженных Сил СССР в 8 мотобригаду, в штатной должности  ручной пулеметчик. Николай Яковлевич научился владеть приемами стрельбы из вверенного ему оружия. Всегда был готов к открытию огня  в любое время суток, при любых условиях обстановки. Нелегко ему было поражать наземные, надводные и воздушные цели противника. Он справлялся с любыми заданиями командира. В чрезвычайно трудных моментах вселял в однополчан бодрость и уверенность в победе. Закончился 1941 год — самый тяжелый год войны.

В 1942 году оказался он на 3-ем Украинском фронте, который стоял в обороне в астраханских степях. Тогда под Сталинградом шли ожесточённые бои. Вот что поведал Николай Яковлевич: «Когда шли бои на Украине, начались сильные морозы.  Выдали нам зимнюю амуницию, а через пару дней потеплело и пошли дожди. Пришлось шлепать в валенках по воде несколько дней. И пошли мы с боями всё дальше и дальше, на Запад ». Так получилось, что первое боевое крещение и ранение в ногу осколком от снаряда получил он на Украине. Отлежался в госпитале на излечении. И снова вернулся в свой полк, по – прежнему, готовый сражаться против врагов.

        В 1944 году Николай Яковлевич зачислен в 188-й запасной стрелковый полк, который дислоцировался на Юго-Западном фронте. В сентябре 1944 года  воинское соединение переправилось через Дунай, обеспечив наступление на Белград с северо-востока. Осуществив 200-километровый марш по Румынии, воинское соединение двинулось на Запад.

        Из воспоминаний Николая Яковлевича: «Особенно ожесточённые бои шли за освобождение столицы Югославии - Белград. Немцы оборонялись ожесточённо. Земля в прямом смысле горела под ногами и шевелилась как живая от беспрерывных взрывов. Шли бои,  времени не засекал никто, конечно. Не отступали, не останавливались - только вперед!».

        В 177-ой армейский запасной стрелковый полк набирали военнослужащих по большей части выздоровевших из госпиталей. Там и продолжил служить  Николай Яковлевич. Был случай на фронте, когда он мог наверняка погибнуть или попасть в плен, что было не легче смерти. Это  было в ноябре  на правом берегу Дуная на территории Венгрии. Здесь фашисты сосредоточили крупные силы, укрепились прочно. Немцы вскрыли дамбу и затопили всю окрестность. Командир дал  задание – доставить продовольствие. Переплавляться было не на чем. Николай Яковлевич разделся  почти по горло и по ледяной реке выполнил задание командира. В одном из боёв на территории Венгрии получил Николай Яковлевич тяжелое ранение в ногу. Вот так он описывает свое ранение: « Санитаров близко не видно. Пехота уже прошла. И тут я, наконец, увидел, что из  раны хлещет кровь. Разорвав рубаху, я перетянул рану и потерял сознание». Четыре месяца  был он на излечении в военном госпитале в г. Сегед. Снова повезло. Но еще большие страдания, чем само ранение, приносили мысли о доме, о судьбе родных людей. Хоть и гласит русская поговорка «на Бога надейся, а сам не плошай», Николай Яковлевич всегда благодарил мать за напутственное слово «Служи с Богом!». Ведь выживал он там, где гибли и более опытные бойцы.

        Ранения определили дальнейшую судьбу солдата. В марте 1945-го года  направили десятерых, включая и  его, в войска МВД СССР, в пересылочный лагерь для охраны военнопленных. На вопрос: «Далеко ли нас?» последовал философский ответ: «Идём, хуже не будет». Охрану военнопленных на территории лагерей осуществляли вахтерские команды. Вахтерский состав комплектовался как по призыву, так и за счет демобилизованных военнослужащих, в числе которых был Николай Яковлевич. В целях повышения уровня боевой и служебной подготовки посещал плановые учебные занятия. Пленные были самые разные – немцы, венгры, румыны, поляки.  Из всех стран-союзниц гитлеровской Германии и захваченных ею. Не видел Николай Яковлевич вспышек ярости или сопротивления советским военнослужащим. Применение оружия допускалось как крайняя мера при нападении, побеге и открытом сопротивлении военнопленных. Выпало ему нести службу в вахтерской команде в Венгрии, затем в Румынии в городе Яссы.  

        Война закончилась. Победные салюты прогремели. За долгожданную победу было заплачено дорого. Но служба Николая Яковлевича продолжалась. В 1939 – 1956 гг. на территории СССР содержалось значительное количество иностранных военнопленных и интернированных гражданских лиц. Одним из регионов, где размещался данный контингент, была Кемеровская область. В марте 1946-го Николая  вместе с лагерем военнопленных перевели в город Кемерово, в Управление лагеря №526.  В 1948 г. лагерь был ликвидирован. В связи с массовым поступлением в Кемеровскую область военнопленных и интернированных Николая Яковлевича перевели на службу  в г. Анжеро – Судженск.  В состав лагеря № 503 вошли 4 лагерных отделения и один лагерный пункт. ЛО-5 (шахта 5/7, с 1948 г. – ЛО-8), ЛО-11 (стеклозавод), ЛО-9 (шахта «Физкультурник»), ЛО-11 (с 1948 г. «Анжероуголь»). Контингент лагеря состоял преимущественно из военнопленных немцев. Среднегодовая численность контингента лагеря по сравнению с 1947 г. выросла в 1948 г. в 1,4 раза, превысив 10 тысяч человек. В нем работали 238 человек: 129 сотрудников без офицерских званий, в том числе Николай Яковлевич. Три года он отработал в комендатуре «Севкузбасслага» вахтёром. Исправно исполнял свои обязанности. Через вахту осуществлял вывод контингента на внешние работы на шахту «Физкультурник». Военнопленных выпускал строго по списку. Бараки  военнопленных ЛО-9 располагались в районе 3-го Прокопьевского переулка.  В 1949 г. контингент лагеря № 503 начали репатриировать. Память о тех событиях напоминает воинское захоронение военнопленных и интернированных немцев. Место захоронения расположено на горе вдоль дороги из Анжеро-Судженска на село Щербиновка, в районе копей. С периода 1945-1949 гг. насчитывает 291 захоронение. На месте захоронения установлен большой католический крест, с текстом на русском и немецком языках: «Здесь покоятся военнопленные – жертвы второй мировой войны». Применение труда контингента лагеря позволило сократить дефицит рабочей силы, обеспечить ею ведущие угледобывающие и строительные предприятия Кемеровской области. Николай Яковлевич внес в это дело свою лепту.

        Военная служба Николая Яковлевича, затянувшаяся на долгие восемь лет, закончилась. За боевые заслуги Николай Яковлевич отмечен наградами и  Орденом Отечественной войны II степени. После войны Николай Яковлевич окончил горный техникум. Устроился работать на шахтоуправление «Физкультурник». Проработал забойщиком и проходчиком 22 года. Зарекомендовал себя как ответственный работник. За добросовестный труд отмечен Орденом шахтёрской славы III степени.  Сказывалось ранение, и по состоянию здоровья Николай Яковлевич устроился в школу – интернат №18 для глухонемых детей конюхом. Занимался извозом продуктов.  Возле него всегда собиралась толпа ребятишек, просили покатать на коне. За любое дело брался с охотой. Изо всех сил старался, чтобы старые шрамы не были делу помехой.

        В 1948 году познакомился с Антониной Игнатьевной.  Красавец – фронтовик покорил ее сердце. Николаю не разрешали жениться, ведь он был военнослужащий, и документов на руках не имел. Пока рассматривали запрос, пришлось отложить регистрацию. Прожили они вместе 58 лет в любви и согласии. Воспитали  двух  дочерей, сына и внучку. Совсем недавно Антонина Игнатьевна отметила свое 92-летие.

        Семья, в которой 10 июня в 1927 года родилась Антонина Игнатьевна Барановская (в девичестве Чернышева) большая, из четверых детей  второй ребёнок. Родители родом из Ижморского района. В 1920-е годы переехали в Анжеро – Судженск, куда стремились крестьяне из окрестных деревень. Отец, Игнатий Мартынович, в поисках заработка устроился  на Анжерские казённые копи. Мать, Дарья Ивановна, работала в торговле. Жила семья не богато, родителям приходилось работать много. Антонина совмещала  работу  по дому с учёбой. Семилетку на базе школы №23 она окончила успешно.

        Особое место в доме Барановских занимает семейный альбом с фотографиями. Здесь  сохранились наградные документы периода войны, трудовые награды и документы к ним. Изучая семейный альбом, можно увидеть историю жизни семьи, ее традиции и самые памятные мгновения. Сложно представить, как перевернула их жизнь война. Перелистывая страницы из альбома, Антонина Игнатьевна в очередной раз пережила события тех времён. Дрожал голос, на глазах появлялись слёзы. С фотографии на меня смотрело молодое лицо девушки с улыбающимися глазами.

        22 июня, в воскресенье, в 1941 году в городе должно было состояться массовое гуляние на озере "Мишиха", а в недавно открытом парке культуры и отдыха предполагались выступления физкультурников. Туда собиралась пойти семья Чернышевых. Но этим  планам не суждено было сбыться. Семья Чернышевых жила в районе вокзала. Антонина, в числе первых из семьи, услышала сообщение о начале войны. Босиком она побежала домой, сообщить эту тревожную весть. На тот момент ей было 16 лет. Война разрушила мирную жизнь, разрушила ее мечты. Не хотелось верить, что война надолго. Родители остались работать в тылу. Отец в то время был уже на пенсии, инвалид  по слуху, последствия заболевания тифа во время Гражданской войны. Мать работала в продовольственной лавке. Уходила рано утром, возвращалась затемно. Молодые девчонки были вынуждены повзрослеть очень рано, ведь на них упала большая ответственность. Антонина Игнатьевна говорит: «Приходилось быть самостоятельными. Военная атмосфера остро ощущалась и в глубоком тылу. Урожай на огороде не  успевал созревать, хорошо, что  скотину  держали. Летом к бабушке с дедушкой ездили в деревню «Песчанка» Ижморского района. Ходили на покос, в лесу собирали колбу, ягоды, грибы, шишки. Вот так и выживали в военное время. С одеждой у нас тоже было плохо, приходилось носить одежду и обувь старшей сестры». Так передо мной постепенно открывалась история человеческой жизни.

        В стране началась подготовка и обучение призывников Красной Армии. После школы, в течение 6 месяцев Антонина окончила курсы телеграфистов. Так случилось, что в документе произошла ошибка. Волей судьбы комсомолка на фронт не попала. Документы до отхода специализированного военного эшелона на фронт не были  готовы. В годы войны телеграфная связь служила важным средством общения. Антонину Игнатьевну оставили работать в родном городе, в 3-ей дистанции  системы связи «Анжерский», находящейся в районе вокзала. Условия работы были  исключительно тяжелыми. Шестнадцатилетней девчонке доверяли вести телеграфную документацию, обрабатывать сообщения под грифом «Совершенно секретно». Приходилось передавать их на телеграфном аппарате Морзе. Несмотря на свой солидный возраст, наша собеседница чётко помнит многие подробности, оставившие неизгладимый след в ее душе. А я старалась ничего не упустить, погружаясь в атмосферу той эпохи.

        Работали под девизом:  «В братстве народов фронта и тыла – Родине нашей могучая сила». Помогали фронту, чем могли. 29 июля 1943 года  была сдана в эксплуатацию шахта «Физкультурник», название которой связано с Всесоюзным днем физкультурника. В то время не хватало рук, будучи восемнадцатилетней девчонкой, приходилось Антонине помогать тете на шахте в прачечной. Оказывала помощь и по восстановлению железнодорожных путей.

        Вот один из рассказанных Антониной Игнатьевной  эпизодов.  «Послали меня  на месяц в г. Юрга на укладку шпал. Была лютая зима. Одежды теплой не хватало. Жили в холодных  вагончиках, еду привозили редко. Через два месяца приехал за нами начальник. Домой  отправилась в товарном вагоне. На станции «Анжерская поезд замедлил ход. Выпрыгнула из вагона на ходу. Было жалко, что не сберегла  корзинку, которую дала мне мама. Трудно в то время было всем».

        Когда выпадали свободные минутки, Антонина Игнатьевна занималась в драматическом кружке в клубе «Андреев», который находился тогда рядом с домом, в районе вокзала. Еще в школе она занималась гимнастикой. Приглашали ее на праздники выполнять акробатические номера. Занятия спортом придавали сил и поднимали дух в военное время.

        Проработала Антонина Игнатьевна телеграфистом в родном городе на станции «Анжерская» 10 лет. Затем, до выхода на пенсию, продолжила свою трудовую деятельность на «Анжеро – Судженской  автостанции»  в должности кассира.  Старалась работать с большой отдачей и ответственностью. На работе Антонину Игнатьевну уважали за добрый нрав и приветливость.  Общий трудовой стаж составил 27 лет. Отмечена почётным званием «Ветеран труда». За добросовестный труд награждена медалью «За веру и добро» (Постановление Губернатора Кемеровской области от 17.12.2012 № 52-пн.).         

        Так получилось, что  9 мая семья Барановских праздновала с двойным размахом. День Победы и день рождения Николая Яковлевича. К сожалению, его уже нет в живых. Николай Яковлевич помог мне по - новому взглянуть на многие вещи. Появилось понимание ценности жизни. Теперь я знаю, что герои живут рядом с нами, а значит, мне есть с кого «писать свою жизнь».

        Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что судьба семьи Барановских – это целая человеческая жизнь. Человек очень хорошо помнит все то, что происходило с ним в прошлом. Все эти грустные и печальные события, веселые и яркие моменты навсегда останутся в их памяти. А наш долг сохранить эти воспоминания для наших потомков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Судьба семьи в судьбе страны

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАк 70 – летию Великой Победы «Судьба семьи в судьбе страны»                          ...

К 70 летию Победы. Судьба одной семьи - в Судьбе Страны.

Судьба одной семьи - в Судьбе Страны....

Проектно-исследовательская работа "Семена - чудо природы."

Цель работы:познакомиться с цветковыми растениями;узнать, что такое семена, как они устроены;наблюдать за тем, сколько прорастают семена, что им для этого нужноЗадачи:изучить литературу по теме «Цветк...

Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".

Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, труж...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс

Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...