Советская страна в годы НЭПа.
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Методическая разработка урока истории в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_v_11_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 11 классе

 Советская страна в годы НЭПа.

 Цели  урока:

  • выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;
  • охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;
  • подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;
  • проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;
  • раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);
  • уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;
  • дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики.[2, с.70]

Основные понятия: Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата: 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

Эпиграф:  Нэп  «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда»  (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы: видеофрагмент «НЭП: уроки истории», чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие учащихся.
  2. Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II. Актуализация знаний: Работа с текстом учебника  с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию  необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III. Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа. Использование модели ФРЕЙЕР: Чтобы  добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры  - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.

Обязательные характеристики

- продналог

- допущение свободы торговли

- денационализация мелкой и средней промышленности

- частичная децентрализация управления

- рынок рабочей силы

- внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

Необязательные характеристики

Новая экономическая

политика

НЭП

Примеры

- размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

- возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

- многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

- Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

- биржи труда

Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

- продразверстка

- запрещение свободы торговли

- национализация всей промышленности

- полная централизация управления экономикой

- трудовая повинность, трудовая мобилизация

- Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами

2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

- прочитать определения понятий, записать в тетрадях.

 Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА: Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи  по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия).  По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3. Результаты и противоречия НЭПа. В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы   организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр     фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника.[1, с.185 - 189] 

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.  

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы.[3, с.52-53]

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

- проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2.  Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.[3, с.53-54]

IV. Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V. Итоги урока. Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ленин заявил о введении нэпа «всерьез и надолго, но ... не навсегда». Почему всерьез и надолго? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго - потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчитанным на восстановление разрушенного хозяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления после неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через несколько лет «из России нэповской будет Россия социалистическая».

VI. Рефлексия.  

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

 - Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

 - Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

 - Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

 - Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

 - Допустил ошибки -7-8 баллов.

 - Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

 - Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

 - Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII. Домашнее задание. § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советское государство в годы Великой Отечественной войны.

Некоторые исторические факты, которые необходимы при подготовке мероприятий по патриотическому воспитанию....

презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""

Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Урок истории в 9 классе на тему "Советская страна в годы НЭПа" - 2013 г.

План-конспект урока и презентация к нему Презентация также демонстрирует видеофильм "Милосердие - XXI век", а также сопровождается музыкой из кинофильма "Неуловимые мстители".Данная разработка урока п...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Феномен героизма советского народа в годы ВОВ 1941-45 годов

Советский народ смог перенести огромные тяготы военного времени, пожертвовать почти всем ради победы, кроме собственной свободы. В чем же заключается уникальность этого подвига?...

Самоанализ урока Открытый урок "СССР в годы НЭПа"

Открытый урок "СССР в годы НЭПа"...

Презентация к открытому уроку СССР в годы НЭПа

Презентация к открытому уроку СССР в годы НЭПа...