Феномен героизма советского народа в годы ВОВ 1941-45 годов
статья по истории на тему

Ковалева Гульшат Ахияровна

Советский народ смог перенести огромные тяготы военного времени, пожертвовать почти всем ради победы, кроме собственной свободы. В чем же заключается уникальность этого подвига?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_geroizma_sovetskogo_naroda_v_gody_vov_1941-45_gg.docx904.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Феномен героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны»

Изучая раздел посвященный ВОВ, большую часть времени мы отводим, как правило, на изучение фактического материала, хронологии войны, работу с картой. Известно, что многим учащимся намного легче воспринимать и усваивать большую по объему информацию, если она эмоционально насыщена, затрагивает душу. Обостряя внимание в процессе изучения темы на психологических аспектах поведения людей и самой войны, можно добиться хорошего уровня усвоения учебного материала.

Война во все времена являлась своеобразным испытанием на прочность не только для существующего политического строя, экономической системы, но и для  простого человека в частности. Проверкой его нравственной основы, духовного стержня, а также силы отрицательных качеств, которые есть у каждого из нас. В военное время человек находится в длительном психологическом шоке, по преодолению которого в своем поведении он начинает опираться на наиболее сильные качества своего характера. В зависимости от нравственной окраски этих поступков и появляются такие понятия как «предатель», «патриот», «изменник» или «герой».

«Героизм», согласно толкованию С.И.Ожегова, это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.[1] Героем считают человека, который способен пожертвовать своими личными ценностями, вплоть до собственной жизни, ради общественных интересов, общенародных.

 Жители Москвы строят баррикады, готовясь к немецкому нападению, ноябрь 1941 г.

Здесь мы имеем в виду подвиги, повлиявшие на судьбу Родины. Как правило, такие поступки очень высоко оцениваются нами, приветствуются, запоминаются, приводятся в пример, но не каждый на них способен. Именно поэтому они достаточно редки в мирное время и особенно ценны в военный период. Проявление героизма в коллективной форме встречаются еще реже, чем индивидуальный героизм. От этого его ценность наиболее высока. Явление же массового героизма, пример которого мы и будем обсуждать, это события практически уникального  или феноменального характера. Примером нам послужит весь советский народ, прошедший Великую Отечественную войну.

В чем же причина этой уникальной жизнеспособности, стойкости и упорства, с которым люди, превозмогая невыносимые страдания и лишения, смогли выбить врага с территории своей страны? Что толкало население на защиту советского государства, не смотря на репрессивную политику сталинского режима?

Ответом на поставленные вопросы будет определение характера общественного сознания советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Общественное сознание - явление очень сложное, в нем есть элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки, уходящие корнями в национальные традиции, в обыденную жизнь.[2] Огромное моральное и физическое напряжение почти четырех лет этой войны советский народ выдержал только благодаря “духовному стержню”, позволившему ему «не сломаться» при всех потерях и собственными силами освободить не только свою землю, но и пол-Европы. Здесь идет речь о морально-психологическом единстве советского общества, которое составило одну огромную армию, такую разную по возрастным и социальным признакам, но единую в своем стремлении победить. Ее кадровый состав оказался в большой степени выбит в первые же месяцы войны. И те войска, которые дошли до Берлина, в массе своей состояли из людей гражданских, взявшихся за оружие, чтобы защитить свою страну.

15-летний разведчик с бойцами своего подразделения (апрель 1942)

Для младшего поколения, молодых людей, вступивших в войну 18–20-летними, именно война стала временем личностного становления, главным фактором, формировавшим его гражданскую зрелость. Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых воинов 1940-х годов. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту.

Мировоззрение советских людей, формировавшееся в обстановке 1930-х годов, было явлением сложным. В нем сплетались искренняя вера в социалистические идеи и психология страха, трудовой энтузиазм и порожденные репрессиями подозрительность и пассивность, вполне реальный советский патриотизм, верность государству и ненависть к тоталитарному режиму.

 В формировании общественного сознания в период ВОВ, можно выделить, опираясь на историко-психологическое исследование Е.С.Сенявской «Фронтовое поколение», три периода.

Первый период: от 22 июня 1941 г. до победы в Сталинградской битве.

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_13.jpg7 ноября 1941 года. Пулеметчики на параде. Москва. 
 Для него характерно осознание реальности колоссальной угрозы.  Ярость смешивалась с горечью и болью страшных потерь и поражений первых месяцев войны. Военная катастрофа вызвала состояние психологического шока. Поэтому в этот период имели место многочисленные факты сдачи в плен целых военных подразделений. Но по мере того, как шок проходил, росли горе и боль, вскипала ярость, взывавшая к мести, было достигнуто определенное равновесие сознания, произошла его стабилизация. Главная цель этого периода войны – «Выстоять!» – была выполнена.

Второй период – связан с тем, что Коренной перелом в ходе войны предопределил ощутимые перемены и в состоянии морального духа советских войск. Неудержимое стремление вперед – самая характерная черта этого периода.  http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_16.jpg Партизанки. 1943 год.

Для заключительного этапа войны характерным было ощущение близости победы. Чем ближе она была, тем большими были желание и надежда выжить, тем труднее было подниматься в атаку под огонь, тем обиднее были потери товарищей и друзей, страшнее возможность собственной гибели.

Многие исследователи выделяют немаловажную роль политической идеологии, которая смогла трансформироваться из «узко пролетарской» в область религиозного сознания, народной памяти, национальных чувств.[3]

В качестве примера  проявления этого феномена героизма советских граждан в годы ВОВ, мне бы хотелось рассказать о ветеранах-жителях нашего города Октябрьский.

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_22.jpg    http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_21.jpg

Регулировщица.                          Победное шествие в Белграде 1945.

Гаян Низмутдиновна Латыпова.

Окончила в июне 1941 года Белебеевское педучилище. Весной 1942 года получила повестку на фронт. Была определена в отряд связисток, который отправили служить на Тихвинский участок фронта, под Ленинград в роту связи 844-го батальона аэродромного обслуживания. Гаян Низмутдиновна вспоминает:  «Особенно тяжело приходилось зимой, когда при обнаружении вражеской разведкой приходилось менять места дислокации, уходить от бомбовых ударов, рыть в мерзлой земле окопы, землянки. Сами не доедали, но отдавали «излишки» хлеба (норма-100 граммов) в пользу ленинградцев-блокадников. Войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились 14 января 1943 года.

 

http://www.perspektivy.info/images/pobeditely/3914-frontovoe_pokolenie_24.jpgОбъединение Волховского и Ленинградского фронтов.

Гаян Латыпова участвовала в освобождении Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Тихвина. На войне же встретила свою судьбу – светловолосого и голубоглазого капитана. «Я не хочу, чтобы моим внукам и правнукам довелось когда-нибудь пережить все то, что выпало нам».

Поликарп Иванович Анпилогов. Из многодетной семьи (11 детей) раскулаченного. Человек добросовестный, трудолюбивый, видя несправедливость, страдания, смерть, он решил до последнего сражаться с врагом. 3,5 года провел в пехоте на передовой. «И как это я остался в живых»? – задается ветеран до сих пор вопросом. 1942 год – бои под Ржевом, курсы младших командиров в Оренбуржье, определение в минометный расчет. Оборонял границы Москвы. Под Харьковом был ранен. К 1942 году Поликарп Иванович был награжден орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу». В ночном зимнем поиске на территории Украины чуть отставший от группы Анпилогов провалился в окоп с вражеским пулеметным постом. Сумел справиться с 4 вооруженными немцами, захватить оружие и скрыться. Выручили, как признается боец, природная сила и ловкость. За две недели до победы на австрийской границе получил ранение и остался без ноги и левого глаза. Теперь нужно было совершать иной по существу подвиг: жить, не испытывая отчаяния и жалости к себе. Самым трудным на войне для Поликарпа Ивановича было постоянное чувство голода, сон в 30 градусный мороз, вши и отсутствие бани. Но самое страшное – это жестокость, которая была, кажется, растворена в воздухе: убийства, насилие, ненависть, страх, месть, беспощадность, горе пропитали каждый сантиметр земли на пути советского воина. Старый солдат сегодня сетует только на одно: «Больно и горько бывает от мысли, что кому-то не нужна стала наша правда о войне»[4].

Невозможно рассказать обо всех ветеранах этой Великой войны. Но каждый из них является примером героизма советского народа.

В целом Великая Отечественная война оказала огромное влияние на духовный облик пережившего ее поколения и особенно фронтовиков. Произошло   духовное, нравственное единение общества, без которого победить было бы невозможно. Об этой идее общенародного единства необходимо говорить на классных часах, школьных линейках, в качестве воспитательных моментов урока, так как сегодня, в связи с событиями, происходящими в мире, а в частности на постсоветском пространстве, это как никогда актуально. Необходимо помнить о том, что мы – сильный духом, единый народ.

Список литературы:

  1. Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. – Главполитиздат, 1947г.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь.- М., 1990, с.93.
  3. Разин С.Ю. Русская Революция и Великая Отечественная война в зеркале массового сознания/ Материалы межвузовской научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. 21-22 апреля 2010 года.
  4. Сенявский А.С. Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании/  Материалы Международной научной конференции "Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа" г.Ростов-на-Дону 6–7 июня 2013 г.
  5. Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. – Москва, 1995.
  6. Серебрянников В.В. Социалогия войны.- М.: Научный мир, 1997.398 с.
  7. Пентегов Н. Остаться в живых…//Октябрьский нефтяник, 2005, №43,  с. 3.


[1] С.И.Ожегов. ст. 93.

[2] А.С.  Сенявский ст. 23

[3] А.С Сенявский. Ст. 32

[4] Пантегов Н. // Октябрьский нефтяник. Ст.3