Воспитание граждан Эллады
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Настоящий урок проведен в рамках внедрения новых ФГОС с использованием проблемно-даилоговой технологии, позволяющей самим учащимся сформулирвать проблему урока, выдвинуть гипотезы её решения и поэтапно осуществить само решение проблемы. Данная технология даёт возможность научить ребят креативно работать, мыслить многовекторно, подходить к решению проблемных ситуаций творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация418.72 КБ
Файл конспект урока21.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание граждан Эллады

Слайд 2

Какие сюжеты изображены на древнегреческих вазах?

Слайд 3

Какие соревнования являются самыми важными? «За» Олимпийские игры Демонстрация: Силы Ловкости Смелости «Против» Олимпийских игр Выдающиеся достижения вызывают зависть богов Олимпийские игры

Слайд 4

Проблема урока: Зачем греки соревновались?

Слайд 5

Надо узнать: Как воспитывали в Элладе? Как проходили Олимпийские игры?

Слайд 6

Воспитание граждан Эллады Идеал гражданина Цель Средства быть прекрасным душой и телом принести пользу себе и другим обучение в школах, гимнасиях , п алестрах

Слайд 7

Как проходили Олимпийские игры Останавливались войны под страхом гнева богов Собирались посланцы всех городов В первый день зажигался священный огонь и каждый приносил жертву богам Состязались свободные граждане – мужчины На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей Победителя награждали лавровым венком, его имя и название его полиса выбивали на мраморной доске, которая оставалась навечно в Олимпии Победитель торжественно возвращался и приносил лавровый венок в жертву богу-покровителю города.

Слайд 8

Вывод Древние греки соревновались, чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть все прекрасно: и тело, и душа. Победитель навеки прославлял полис, таким образом он приносил пользу не только себе, но и своему городу.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 5 классе

Тема раздела: Зарождение древнегреческой цивилизации

Тема урока:        Воспитание граждан Эллады

Биушкин

Владимир Иванович

учитель высшей категории, кандидат исторических наук

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год


Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.

Линия 3. Историческое мышление.

Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.

Линии 4-5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.

План урока:

  1. Проблема урока: зачем греки соревновались?
  2. Поиск решения проблемы:
  1. Древнегреческое воспитание.

Предполагаемый вывод по проблеме: все древнегреческое воспитание было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке все должно быть прекрасно: и душа и тело).

  1. Олимпийские игры.

Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только свое имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.

Литература.

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5 класса основной школы. – М.: Баласс, 2006.
  2. Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

Оборудование урока:

  1. Учебник.
  2. Рабочая тетрадь. Часть 2.
  3. Презентация.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

- Ребята, здравствуйте. Садитесь. Все готовы к уроку? Тогда начнем.

//На экране тема урока

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

- Сегодня мы продолжаем путешествие по Древней Греции. Давайте рассмотрим изображения древнегреческих ваз. Что они нам могут рассказать?

//На экране изображение ваз

- Такие сюжеты и были в основном распространены в Элладе. А теперь скажите, какие соревнования считаются самыми важными в мире? Почему вы так думаете?

- А теперь откроем учебник на с. 155. Что же говорит Антошка о значении Олимпийских игр?

- А что на это ему отвечает Источниковед?

- В чем противоречие тезисов Антошки и Источниковеда? Какой возникает вопрос?

Зачем соревновались греки?

//На экране слайд с проблемой урока

- Хотите привести свои гипотезы на этот счет?

Записывает версии детей на доске.

- На первой вазе изображены учитель и ученик, а на второй – спортивное состязание. Это говорит о том, что в Греции особое внимание уделялось образованию и физической культуре.

- Это Олимпийские игры. Они известны с древних времен и до сих пор проводятся каждые 4 года. В них принимают участие спортсмены всех стран.

//На экране название соревнований

Читают вслух текст (слова Антошки)

- Олимпийские игры нужны, чтобы показать свою силу, ловкость и смелость.

//На экране тезис Антошки

Записывают тезисы Антошки в тетрадь

Читают вслух текст (слова Источниковеда)

- Источниковед говорит, что в Элладе ценилось чувство меры. Это означало также, что человек, которому всегда везет, может обратить на себя гнев богов.

//На экране тезис Источниковеда

Записывают тезис Источниковеда в тетрадь

По-разному формулируют проблему

Записывают проблему в рабочую тетрадь

Высказывают свои версии.

Актуализация знаний. Планирование деятельности

- Сейчас мы это выясним. Для начала давайте подумаем, почему спортивные игры, в которых греки демонстрировали свою силу, ловкость и смелость, называли Олимпийскими?

- Давайте вспомним главных греческих богов.

- О богах мы поговорили, теперь о людях. На предыдущем уроке мы с вами узнали о порядках в Афинах и Спарте и выяснили, что у разных полисов были свои законы, ценности, у граждан воспитывались разные качества. Вспомните, какие из них особо ценились в Спарте, в Афинах, и в обоих полисах. И почему?

- Что мы знаем? Каким богам поклонялись греки, какие качества наиболее ценились?

- Что нам предстоит узнать для проверки догадок?

//На экране слайд с вопросами

Учащиеся высказывают свои версии.

- В честь своих богов, которые обитали на Олимпе.

Записывают тезис в тетрадь

Отвечают, используя §22.

- В Афинах ценилось трудолюбие и красноречие. В Спарте почитались воинские качества, выносливость, смелость, сила и ловкость, умение кратко и четко выражать свои мысли.

И там, и там главным качеством была преданность полису и готовность к его защите.

Выполняют Задание 2 в рабочей тетради

- Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции и как проходили Олимпийские игры.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Итак, начнем с воспитания. Прочитайте учебник на с. 151-152.

- Закончили? Как изменились моральные ценности и идеалы греков в VII-VI веках до н.э.? Какими средствами прививались молодым грекам новые идеалы?

- Давайте выполним задание 3 в рабочей тетради. Запишите, чему, зачем и где учили греков.

- Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Обобщает ответы:

- Чтобы быть настоящим гражданином, греки воспитывали в себе качества - быть прекрасным душой и телом, а, следовательно, принести пользу себе и другим.

- Чтобы воспитать гражданина, надо выработать умение торговать, отстаивать свои права, участвовать в управлении полисом, честно конкурировать в мастерстве, защищать свой город.

Читают учебник.

- В центре внимания – личность каждого человека. Идеал – духовное и физическое совершенство, способность принести пользу и себе, и согражданам. Юных греков обучали дома, в школах, школах-палестрах, военных лагерях, гимнасиях.

//На экране слайд «Воспитание граждан Эллады»

Выполняют Задание 3 в рабочей тетради

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

- Теперь обратимся ко второму вопросу, посвященному Олимпийским играм. Они олицетворяли собой самое лучшее в воспитании греков. Как вы думаете, чтобы победить, какие качества нужно было продемонстрировать участникам игр?

- Обратившись ко второму разделу учебника (с. 153-155), выясните, что входило в программу Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции.

-Теперь выполните задание 5 в рабочей тетради. Назовите сходства и различия между современными и античными Олимпийскими играми.

- Почему так важно было добиться победы в Олимпийских играх?

Подводит учеников к выводу, о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина.

- Каким правилам древнегреческого воспитания ты бы следовал с удовольствием, а каким – нет?

Дети предлагают варианты ответа: сила духа, воля к победе, упорство, настойчивость, терпение.

Учащиеся называют пункты программы.

//На экране слайд «Как проходили Олимпийские игры»

Выполняют задание 5 в рабочей тетради

- Победа в Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса.

Победитель навечно прославлял и свое имя, и свой полис.

Выполняют устно задание 4 в рабочей тетради, формулируя свое оценочное мнение

Выражение решения проблемы. Применение знаний. Д.з.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Обратите внимание на версии.

- Запишем выводы в рабочую тетрадь

//На экране слайд с выводом

- Древние греки соревновались, чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором все должно быть прекрасно: и тело и душа. Победитель навеки прославлял полис, тем самым он приносил пользу не только себе, но и своему городу.

- Вы знаете, что в 2014 году у нас, в России, пройдут зимние Олимпийские игры. Как вы думаете, почему это очень важно для нас?

-Запишите домашнее задание: 1. Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение, и как вы были встречены городом. 2. Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чем в нем может говориться? 3. Прочитайте §25 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед ним.

Высказывают свое оценочное мнение

Записывают Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы законодательства в сфере патриотического воспитания граждан

Материалы региональной конференции по патриотическому воспитанию молодежи. Хабаровск 2007В докладе приводится  исследование выполненное автором совместно со студентом группы "Поиск" ТОГУ  Па...

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе...