Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .
материал по истории на тему

 

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekciya.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Подготовила: Рогунцова О.Н., учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 1

В сборнике С. Алексеева « Сто рассказов из русской истории» есть один с названием « Россия есть Россия», где говорится о том, как М.И.Кутузов в 1812г. встречался с партизанами. За чаем  зашел разговор  прежде всего о войне, французах.

-Французы - народ геройский,- говорили крестьяне. -Да только духом они слабее. Дал Бонапарт промашку:»Разве испугом возьмешь Россию:?!»

Вспомнили зачинателя великого дела Дениса Давыдова, гвардейскую бабу Василису Кожину. И не заметил Кутузов- Как, разговор перешел на другое. Заговорили крестьяне про озимые, про яровые. И вдруг :

-Михайла  Илларионович, Ваша светлость, а как насчет воли?

Чай, после победы крестьянам её дадут?

-И как будет с землей? - сунулся кто-то.

Не ожидал Кутузов такого. Ну, что он скажет крестьянам. Кутузов бы волю дал. Да он ведь только войскам начальник. Ясно крестьянам, что трудный задали вопрос, снова вернулись к войне, да только разговор уже не клеился. Отпустил партизан Кутузов. Идут они по селу:

-Да, воли оно не предвидится.

-И земля, как была, у господ останется.

Замедлил ход вдруг какой-то парень. Сорвал шапку с головы- и с силой об землю!

-Только напрасно с французами бьемся! Жизнью своею рискуем.

-Цыц, молоко не обсохшее! выкрикнул более  старый и умудренный.- Тут вещи не равные - разные. Баре есть баре. Россия есть Россия.

Актуальность  и приоритетность патриотического воспитания сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно патриотизм рассматривается в качестве стержневой основы сохранения целостности, независимости и могущества России.

Цель школьного образования- это формирование идентичности молодого россиянина. Данные отчета Института социологии говорят о том, что только треть россиян отождествляют себя с Россией, и это не удивительно, поскольку мы уже 15 лет живем в условиях отсутствия идентичности. В царской России идентичность определялась лозунгом: «За веру, царя и Отечество», что символизировало духовность, государственность, гражданственность. В советский период все идеи идентичности воплотились в Моральном кодексе строителя коммунизма. Сегодня, к сожалению, отсутствует национальная идея, но школа по-прежнему формирует гражданско-патриотическую компетентность, т.е. способность успешно выполнять социальную роль гражданина- патриота России.

ХХ век был ориентирован на точные науки, а ХХI век это эпоха гуманитарных технологий. История среди всех гуманитарных наук- фундамент, на котором строится любовь к родной земле, и любовь к Отечеству. Патриотизм сегодня это обязанность и добродетель, это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают россияне. Патриотизм это состояние духа, души.

Стратегическая цель государственной политики на этом направлении- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности  российского образования. Модернизация образования должна привести к системе «Эффективное образование - человек культуры, гражданин, патриот- солидарное общество- сильное государство».

С точки зрения государства, патриотическое воспитание- это вопрос реализации государственной политики, в известном смысле национальной безопасности.

С позиции общества- это стремление вернуть обществу ощущение самодостаточности, позволяющее избежать крайностей: и нескончаемого поиска идеалов и самоотвержения за счет унижения других.

С точки зрения личности - это развитие любви к Родине.

Для государства патриотизм чаще всего выступает частью идеологии, для общества- частью образа жизни, для личности – смыслом жизни.

Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Какие же силы питали патриотизм народа?

Во – первых, это естественное чувство самосохранения.

Во – вторых, в основе патриотизма лежала духовность, ответственность и соборность, как три слагаемых русского подвига.

В – третьих, патриотизм народа питали мощные силы православия.

Патриотизм глубоко коренится в душе русского человека, ибо формировался долгим историческим  опытом, в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество.

Слово победа всегда означало не радость одержавшего верх над соперником, а преодоление беды, противостояние любой беде.

Кто – то может спросить, а какая беда грозит нам сегодня? Посмотрите на граффити наших детей, улица Факел Социализма, направлена на факел – национализма, на улице Ленина несколько домов пестрят надписями: «Бей хачей», «Я русский – а ты?» как тут не вспомнить план госсекретаря США Алена Даллеса: «Посеяв в Советском Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как?

Мы найдем своих единомышленников… своих союзников в самой России. В управлении государством мы создадим неразбериху… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому  не станут  нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, национализм и вражду народов прежде всего вражду  и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать. Мы будем браться за них с детских, юношеских лет. Мы станем разлагать, растлевать, развращать молодежь».

Если смотреть правде в глаза, часть плана в нашей стране уже реализована, к сожалению, наши подростки у Вечного огня жарят сосиски и заявляют, что лучше бы немцы завоевали нас в 45 и мы бы давно пили баварское пиво, это наши дети говорят о том, что любить Родину надо, но нам любить не за что, она нам ничего не дала.

Если сидя за школьной партой, наши дети научатся гордиться своей Родиной, своей историей, любить Родину, отождествлять – идентифицировать себя с ней,  значит они будут трудиться во славу России, сохранять историко-культурное наследие.  Следовательно, будущее у нашей страны будет .  А Россия, как Священная наша держава, это все-таки Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в системе СПО (НПО)

Патриотическое воспитание учащихся и студентов НПО (СПО)- это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отеч...

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в системе профессионального самоопределения.

Работа опубликована в сборнике "Материалы краевой научно-практической конференции 19 декабря 2011г"...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...

Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся в системе СПО

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания совреме...